Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 10(96)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Рында Ю.С. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 10(96). URL: https://sibac.info/journal/student/96/172473 (дата обращения: 27.11.2024).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Рында Юлия Семеновна

студент 3 курса, Институт искусств, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет",

РФ, г. Новосибирск

Методы обучения рисованию совершенствовались и развивались, изменяя свою систему, принципы и организационные формы. Именно культуры Древнего Египта и Древней Греции поспособствовали развитию изобразительного искусства.

В Древнем Египте были установлены определенные правила и каноны для обучения рисунку, которые помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов и людей, но с другой - сковывали и ограничивали его творческие возможности.

Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. С этой целью был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения как всей фигуры, так и каждой ее части. Измерение частей человеческого тела египтяне производили с математической точностью, не упуская ни малейшей детали. Для разработки канона египетские художники-теоретики использовали такую систему пропорционального членения фигуры на части, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой [1].

Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур[1].

Разница в размере фигур определялась различием их социального положения. Например, фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенного или простого раба Разница же в пропорциях других предметов по сравнению с человеческой фигурой в расчет не принималась. Стоит отметить, что рисунки Древнего Египта имеют ясные и строгие линии [2]. Все фигуры имели резко очерченный контур. Стоит отметить, что принципы и методы обучения рисунку строились согласно основным законам фронтальности.

Рисовали египтяне в основном углем, кистью, а также выцарапывали металлическими палочками рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Рисовали на глиняных досках и на папирусе. Наиболее распространенным и удобным методом обучения рисованию был метод работы именно на глиняных досках. На ровную поверхность не очень просохшей глины наносилось заостренной палочкой линейное очертание предмета[1]. Когда изображали человеческие фигуры, глиняную поверхность доски расчерчивали тонкими линиями на ровные квадраты. Они служили ориентирами для правильного изображения.

Знание и умение египтян использовать каноны очень восхищало и удивляло мастеров Древней Греции. Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например, метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске[1]. Греческие художники специально совершали путешествия в Египет, чтобы поучиться этому мастерству у египтян. Рисовали в Греции преимущественно на деревянных буковых дощечках и реже - на папирусе. В качестве материалов использовали стилус, уголь, грифель, кисть и земляные краски.

Художников призывали изучать жизнь, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек - женщина с красивыми формами тела, мужчина с развитыми мускулами.

В отличие от египтян, для греков прекрасным стала земная жизнь, а не загробный мир. Греки стремились к реальности изображения, к передаче фактуры и формы.

При рисовании соблюдались ясность и четкость изображения предмета.  Линия играла первостепенную роль. Также наглядно и убедительно передавали средствами светотени объем и фактуру предметов. Большое внимание уделяли математической закономерности.

Также греки стремились приблизиться к природе, научиться чтить закономерности строения природы, воспитывать любовь к изучению красот природы. Греческие художники пользовались правилами перспективного построения, что позволяло справляться со сложной задачей изображения в ракурсе.

Таким образом, художественная школа закрепилась в Древнем Египте, обучение проходило систематически, установились определенные правила и каноны, но впервые в истории развития учебного рисунка греческие мастера ввели в употребление светотень и смогли передать и показать перспективное построение изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры.

 

Список литературы:

  1. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа рисунка: учебное пособие для пед. вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР/ Н. Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.
  2. Османкина Г.Ю. Изобразительная линия как выразитель мифологемы в каноне древнеегипетского искусства. // Евразийский союз ученых. – 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnaya-liniya-kak-vyrazitel-mifologemy-v-kanone-drevneegipetskogo-iskusstva

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.