Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(94)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ А. ДЮРЕРА И Д.Н. КАРДОВСКОГО
Выбор методики преподавания рисунка в современном мире является важнейшей проблемой при подготовке специалистов в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Актуальным остается вопрос применения конструктивного метода как основного в системе обучения рисунку.
Конструктивно-пространственная система изображения зародилась в эпоху Возрождения и продолжает развиваться и активно использоваться художниками-педагогами в настоящее время. Данный метод рассматривает форму как совокупность геометрических тел, находящихся в определенном световоздушном пространстве [4]. Суть данного метода заключается в построении изображения от простого к сложному, т.е. в упрощении сложных задач. Стоит отметить, что конструктивный способ ведения рисунка сочетает в себе разные подходы: метод «обрубовки» и геометрально-математический с учетом законов перспективы [4].
Разработанный Альбрехтом Дюрером метод обобщения формы (позднее названный методом «обрубовки») стал отправной точкой к дальнейшему развитию и становлению конструктивного рисунка. По мнению немецкого художника, изобразить геометрическое тело (куб, цилиндр и другие) с учетом линейной перспективы может даже начинающий рисовальщик, но изображение более сложной формы, например, головы, фигуры человека, с учетом перспективных сокращений, вызывает трудности [2, с. 74]. Именно обобщение сложной формы до более простых, прямолинейных геометрических форм позволяет учащимся быстрее освоить натуру, правильно решать тональные задачи в рисунке.
Большую ценность представляют написанные Дюрером методические пособия, а именно «Наставления в измерении циркулем и линейкой», «Учение о пропорциях человека» и «Трактат о пропорциях», в которых собрана и обобщена информация по данным вопросам и к которым прилагалось множество чертежей, рисунков и схем [2]. Например, в рисунке женской фигуры художник с помощью линий, которые выполняют роль вспомогательных, делит фигуру на три части. Такое пропорциональное членение позволяет решить одну из проблем, с которой часто сталкиваются студенты при построении фигуры – правильно передать ее соразмерность. Но как отмечал сам Дюрер, нельзя обучиться рисованию, опираясь лишь на указания из методического пособия, здесь важен личный показ.
Свое дальнейшее развитие конструктивно-пространственная система изображения получила в советской школе рисунка, выдающимся представителем которой являлся Д. Н. Кардовский. Он, подобно Дюреру, призывал своих учеников прежде всего глубоко анализировать натуру и «выражать ее в пластически-художественных образах», строить сложную форму исходя из более простых [3]. Но несмотря на то, что оба художника были сторонниками конструктивного метода обучения рисунку, их педагогические принципы во многом отличались друг от друга. Так, Кардовский подчеркивал, что в первую очередь необходимо постигнуть большую форму, разбить фигуру на плоскости, детализация же уходит на второй план. А. Дюрер и многие другие выдающиеся художники-педагоги утверждали необходимость тщательной проработки деталей как составляющей глубокого познания формы, натуры и ее характера. По-иному использовал советский педагог и линию. Ему принадлежат следующие слова: «Линии в природе не существует. К линии мы прибегаем как к техническому приему – она служит нам условным приемом ограничения формы». Действительно, у Дюрера линия являлась основным художественно-выразительным средством, на его работах она словно бежит по форме, подчеркивая ее. Д. Н. Кардовский использовал линии для того, чтобы закомпоновать изображение в формате на начальном этапе построения. В рисунке необходимо передать объем и пространство, следовательно, он в большей степени формируется плоскостями, чем линиями.
В целом, система обучения Кардовского была достаточно продуктивной, и предложенная им последовательность ведения рисунка применяется до сих пор: сначала необходимо наметить линиями изображение в формате, далее разбить фигуру на плоскости, создать большую форму путем светотеневой моделировки и уточнить характер и пропорции.
Таким образом, конструктивно-пространственный метод прошел в своем развитии большой исторический путь и является доминирующим в обучении на художественно-графических факультетах в России [1]. Это обусловлено рядом преимуществ данного метода: студенты рисуют более осознанно, разбираются в анатомии, также активизируются и развиваются мышление, восприятие, воображение, в результате чего учащиеся анализируют сложную форму и разбирают ее на более простые геометрические формы.
Список литературы:
- Лыкова Е. С. История становления предмета «Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. – 2014. – №3(129).
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа рисунка: Учеб. пособие для пед. вузов / Н. Н. Ростовцев. - Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка: Учеб. пособие для пед. вузов / Н. Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1982. – 240 с.
- Шабанов Н. К., Степанова-Третьякова Н. С. Проблемы конструктивно-пространственного решения формы студентами на занятиях по академическому рисунку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. –2016. – №2(38).
Оставить комментарий