Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(93)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО СИБИРСКОГО РЕГИОНА
Характерной особенностью монументально-декоративного искусства сибирского региона в советский период была его новизна по отношению к другим видам искусства. Так в живописи, графике, скульптуре уже складывается свой круг тем, образов на основе опыта предыдущих поколений [2].
Главная проблема, по мнению Ю. Сорокина, в монументально-декоративном искусстве сибирских городов заключается не в композиции, не в синтезе живописи и архитектуры, а в малом количестве монументальных произведений [3]. Они затеряны в многокилометровых проспектах, в районах города, монументальное искусство не успевает создать определенный облик города, это связано со стремительным ростом городов.
Каждый сибирский город имеет свои неповторимые черты. Произведения монументального искусства в городе Братске характеризуются цельностью, стилевым единством, пониманием задач времени. Этому способствовал удачно сложившийся молодой коллектив художников и архитекторов, а так же новое планирование, масштаб и значимость объектов. Появились такие интересные произведения как росписи в столовой Братска В. Демьяненко, очень экспрессивные по цвету и композиции, удачно сочетающие мягкий гротеск и юмор.
Для монументалистов одного из старейших городов Сибири – Иркутска сложностью является совмещение уникальной старинной архитектуры города и монументального искусства [1]. Поэтому, чтобы не разрушить образ старинного города, наиболее значимые и глобальные работы находятся в интерьерах. К таким работам относят витраж Б. Бычкова в гостинице «Интурист» (Рисунок 1).
Рисунок 1. Б. Т. Бычков, «Иркутск», витраж, 1976-1977
Второй по величине город Сибири – Омск, характеризуется наличием наиболее значимых для советского искусства произведений монументального искусства. М. Слободин оформил Дворец культуры нефтяников и создал мозаичное панно в плавательном бассейне. В его работах присутствует очень ценное качество – органическое ощущение среды, умение найти язык, единственно подобающий данной ситуации.
В отличие от большинства городов Сибири, в Новосибирске уже в 50-х годах были предприняты попытки монументальных решений. Наиболее характерная черта новосибирских художников – масштабность замыслов, смелость в попытках творчески освоить значительные объекты, улицы, площади города [3].
В основном, все масштабные произведения города были созданы в конце прошлого века. Тогда, Советское государство делало заказы на мозаики и металлические рельефы, делая акцент на долговечности и прочности таких произведений. Государство этим доказывало, что его строй и идеалы вечны [4].
Примером подобных решений может служить огромное мозаичное панно «Покорители Оби» на здании Обской ГЭС В. Сокола. Здесь можно заметить сходство стилистических приемов «Покорителей» и традиции христианской иконописи. Преувеличенные глаза, которые смотрят на прохожих, стилизованные лица, в которых одновременно и есть портретные сходства с прототипами, но, в то же время, образы обобщены. Мозаика разделена на несколько обобщенных сюжетов: первая часть – первопроходцы, начавшие осваивать Сибирь, на смену им пришли советские люди – строители моста, а затем и ГЭС, последний сюжет вкратце показывает, чего добились инженеры и ученые Новосибирска за это время.
Новосибирск известен так же как единственный в Сибири город, в котором есть метро. Некоторые станции украшают рельефы, мозаики и витражи. Самые знаменитые произведения находятся на станции метро «Сибирская», открытой в 1987 году, стены украшены восемью художественными мозаичными панно из горноалтайских камней. Мозаики выполнены во флорентийском стиле и посвящены природе и истории Сибири. Мозаики левой путевой стены: «Воды Сибири», «История Сибири», «Цветы Сибири», «Люди и Горы» (Рисунок 2). Правая путевая стена: «Леса Сибири», «Хлеб Сибири», «Север», «Недра Сибири». Полотна созданы алтайскими мозаичниками Георгием и Ольгой Алексеевыми.
Рисунок 2. Г. Д. Алексеев, О. В. Алексеева, «Люди и горы», мозаика, 1987
Каждая из мозаик создает целостный образ станции, архитектурные мотивы переходят в ритм и форму мозаики. Условность при передаче объема, упрощение формы вписывается в динамику, характер и назначение архитектуры. Лаконичность, обилие диагоналей подчеркивает стремительный ритм жизни и скорость передвижения в данном виде транспорта.
Художники-монументалисты Сибирского региона экспериментируют с формами, материалами, цветовым решением, стремясь к динамичности, уплощению, давая возможность зрителю на бегу схватить характер и основной смысл произведения. Размеры города, новые архитектурные формы дают художникам возможность создавать новые и необычные произведения, характеризующие как регион в целом, так и каждый город в отдельности.
Список литературы:
- Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. / под ред.: проф. А.П. Горкина. – М.: Росмэн, 2007.
- Михайлов Э. П. С монументальным размахом // Художник. – 1976. – №12. С. 35
- Сорокин Ю. Н. Монументалисты Сибири // Художник. – 1979. – №3. С. 26-33
- Толстой В. П. Монументальное искусство СССР. М: Советский художник, 1977.
Оставить комментарий