Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(88)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РИТМОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
A SOCIOCULTURAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF RITMOPLASTIKA IN CHILDREN
Efimenko Natalya Leonidovna
Magister 2 courses of Belgorod State University,
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрыт социокультурный подход к развитию ритмопластики у детей дошкольного возраста. Автором обозначена актуальность и значимость социокультурного подхода к развитию ритмопластики у дошкольников. В статье автор акцентирует внимание на роль родителей в социокультурной составляющей ритмопластического развития детей.
ABSTRACT
This article examines the socio-cultural approach to the development of ritmoplastika in children. The author indicates the relevance and importance of the socio-cultural aspect in the artistic and educational process. In the article the author focuses on the role of parents in the socio-cultural component ritmoplastika development of children.
Ключевые слова: социокультурный подход, ритмопластика, ритм, дошкольный возраст, ритмопластика движений.
Keywords: sociocultural approach, ritmoplastika, rhythm, pre-school age, ritmoplastika movements.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы задачи привлечения ресурсов художественной деятельности в целях развития личностных качеств ребенка, его социального развития в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества. В последнее десятилетие в педагогике укрепляются позиции социокультурного подхода, акцентирующего значение художественного переживания и художественно-практической деятельности в становлении человека как субъекта культуры.
В настоящее время происходит снижение двигательной активности у детей дошкольного возраста, что приводит к поиску новых форм и средств физического развития детей, и значительным развивающим потенциалом в работе с детьми дошкольного возраста обладают занятия ритмикой, связанные с моторно-мышечными, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями, что является базой для разностороннего личностного развития ребенка.
Однако, как показывает практика, педагоги ритмики акцентируют внимание на развитие физических способностей детей и упускают такие компоненты как: развитие способности к естественному выразительному движению, передача эмоционально-образного содержания музыки, проявление внутреннего мира во взаимодействии с окружающими.
Всплеск интереса к проблеме социализации личности на основе ее телесно-культурной идентификации породил на современном этапе большое количество новых терминов и определений этого процесса: «двигательная эстетика», «телесно-эстетическая культура» (Т.В. Бакшева), «телесно-двигательная пластичность» (Л.Н. Сляднева), «арт-пластика» (С.В. Дмитриев), «сомаэстетика» (Р. Шустерман) и др.
Ребенок дошкольного возраста познает пространство через активное перемещение в нем, переживая и буквально измеряя его своим телом. В психолого-педагогической литературе отмечается, что для дошкольника важно не просто удовлетворение желания двигаться, а познание себя и окружающего мира через движение. Взаимодействуя с предметами, ребенок проживает расстояния между ними, их величину и форму, тяжесть и плотность и одновременно познает параметры собственного тела, ощущает их единство и постоянство. Опытным путем ребенок открывает для себя, что его тело является универсальным модулем, по отношению к которому оцениваются параметры внешнего пространства. Благодаря этому у него формируется образ собственного тела – необходимая константа в системе пространственных координат (6).
Любое движение имеет протяженность во времени, а значит, характеризуется определенным ритмом. Ритм выполняет функции синхронизации, гармонизации процессов, помогает осмыслению происходящего в настоящее время, соотнесению его с прошлым опытом и проецированию в будущее. Ритм деятельности обладает коммуникативными характеристиками. Ритмическая подстройка к человеку через ритм движений - это самый древний, универсальный и самый успешный способ взаимодействия с партнером, эмоционального присоединения к нему. «Через ритмическую подстройку происходит объединение взаимодействующих людей в целостную энергоинформационную систему. Такой подстройке ребенок обучается естественным образом еще в утробе матери, где ритмические процессы в его организме синхронизируются с ритмами ее жизнедеятельности, а использует эту возможность всю дальнейшую жизнь» (2).
Ритмическая организация движения ребенка, по выводам многих ученых, способствует гармонизации психофизиологических процессов, оптимизирует вхождение ребенка в социокультурную среду. Чувство ритма у ребенка является индикатором здоровья, интеллектуальной и творческой активности, позитивного взаимодействия с окружающими. Разработка этих положений в психолого-педагогической литературе усилила внимание к социокультурным аспектам ритмопластического развития детей.
В характеристике художественных образов, материалом для которых служит телесная выразительность (театр, танец, скульптура), искусствоведы используют такие термины как «пластическая культура», «пластический эталон». Содержание данных терминов прочно связано с социальными смыслами и отношениями, а сами явления имеют знаковую, символическую природу, обобщая социальные нормы взаимодействий людей, принятые в определенные исторические периоды. «По движениям может быть составлена история «человека общественного», человека в его взаимоотношениях с внешним миром и, в конечном счете, – с самим собой».
Значимость социокультурного аспекта в художественном образовании подчеркивает исследователь Л.Г. Савенкова: «Окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира и художественных форм, она исторически открыта, тесно связана с жизненной основой бытия искусства (в природном, социальном и психологическом смысле)… Игнорировать это, значит, развивать проблему художественного образования и воспитания однобоко, узко».
По определению Н.Г. Куприной, социокультурный подход в художественном образовании позволяет «оптимизировать педагогический потенциал искусства, связанный с совокупностью образных воплощений социокультурных ценностей и со специфическим способом их трансформации в личностные ценности через их переживание и предметное воплощение в художественно-практической деятельности личности» (3).
Значимым содержательным компонентом понятия «ритмопластика» выступает социокультурный компонент, связанный с потребностью человека к регуляции своего поведения и установлению контакта с социальным окружением через принятые в нем пластические эталоны – значения движений. Пластические эталоны выступают в качестве социокультурных феноменов, «артефактов, производных от соционормативных структур» (И.М. Быховская), а их освоение человеком и обретение «выразительной телесности», по мнению Е.Н. Струниной, способствует социализации и гармонизации личности, является формой реализации ее культуры.
В контексте социокультурного подхода ритмопластика выступает как способность личности к взаимодействию с социальным окружением через принятые в нем эталоны – значения движений. Ритмопластика движений – это особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности, устанавливаются ее контакты с социальным окружением через принятые в нем эталоны пластического поведения. Ритмопластическое развитие ребенка дошкольного возраста связано с освоением на невербальном уровне норм поведения, способов позитивного взаимодействия с социальным окружением, смыслов культуры.
Социокультурный компонент, значимый в структуре понятия «ритмопластика» активно осмысливается и разрабатывается сегодня в дошкольной педагогике. Ритмопластическое развитие включает в свои задачи освоение ребенком «языка тела», что является предпосылкой к дальнейшему формированию пластической культуры. Началом этого процесса, по мнению педагогов и исследователей данного направления, является освоение ребенком пространственно-временных характеристик движения.
Особую актуальность социокультурный аспект ритмопластического развития личности приобретает в современных условиях сокращения двигательной активности человека, замещения живого движения его искусственным виртуальным моделированием с помощью компьютерных технологий.
Авторы работ, в которых ритмопластическое развитие детей рассматривается как фактор их социализации и личностного развития, подчеркивают необходимость активного включения родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Так, в свое время Э.Ж. Далькроз, основатель ритмопластического направления в педагогике искусства, отмечал: «Было бы желательно, чтобы дома родители проходили с детьми все упражнения, которые делались в классе» (1).
На протяжении всего периода детства родители (законные представители) остаются необходимой для ребенка эмоциональной опорой, являются образцом телесно-психического взаимодействия с окружающими людьми. Дети всегда активно воспринимают те культурные эталоны, которые демонстрируют значимые для них взрослые. В дошкольном возрасте впечатления ребенка мозаичны, эмоционально окрашены и не всегда адекватны ситуации в целом. Вклад взрослого в этот период особенно важен тем, что он способен помочь ребенку сформировать системы координат, в рамках которых можно обобщать, обрабатывать и оценивать получаемый опыт. Пластическое поведение родителей (законных представителей) играет важную роль в процессе социализации дошкольника: включает ребенка на невербальном уровне в освоение социального опыта, норм поведения, соответствующих данному обществу и данной социальной группе, дает ориентиры в идентификации себя с определенными культурными традициями, определению в соответствии с ними своей позиции и социальной роли.
Как указывает М.И. Лисина, отношение к самому себе у ребенка складывается под влиянием отношения взрослого к нему, которое проявляется в общении. Содержание общения ребенка дошкольного возраста со значимым взрослым составляет его внутренний мир, переживания, чувства. Именно отношение взрослого формирует у ребенка специфически человеческие чувства и ценности (4).
Таким образом, особое значение развитие социокультурного компонента ритмопластики имеет в дошкольном возрасте, что связано особенностями «сенсомоторного интеллекта детей» (по Ж. Пиаже), значимостью «живого действия» (по Н. А. Бернштейну) для полноценного развития всех психических процессов ребенка: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. В условиях дошкольной образовательной организации на занятиях ритмики совместная деятельности детей и родителей (законных представителей) под руководством педагога усиливает социокультурную составляющую ритмопластического развития и позволи на практике реализовать идею художественно-эстетического развития дошкольников как разностороннего личностно-развивающего процесса.
Список литературы:
- Жак-Далькроз Э. Ритм. [Текст] / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика – XXI, 2001. – 247 с.
- Истомина Ю.Ш. Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 52-55.
- Куприна Н.Г. Социокультурный подход как стратегическое на-правление художественного образования [Текст] / Н.Г. Куприна, А.В. Святцева // Дискуссия. – 2012. – № 2. – С. 14-19.
- Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на ста-новление личности дошкольника [Текст] / М.И. Лисина// Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. – М.: Прогресс, 1979. – С. 43-54.
- Погорелов С.Т. Теория и практика социокультурного подхода в системе образования Свердловской области. Перспективы развития проекта «Урал. Человек. Истоки». [Текст]/ С.Т. Погорелов //Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки». Материалы науч.-практич. конф. 25 апреля 2007 года / Институт развития регионального образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2007. – С. 7 – 17.
- Сейтвелиева Э.Э. Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 807-809.
- Струнина Е.Н. Пластичность как форма реализации культуры личности [Текст]: Дис. канд. филос. наук /Е.Н. Струнина. – Н. Новгород, 2004. – 178 c.
Оставить комментарий