Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КИНЕМАТОГРАФА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА ОБ УЧИТЕЛЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. Абдуллина А.Г. [и др.]. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/166025 (дата обращения: 26.04.2024).

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КИНЕМАТОГРАФА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА ОБ УЧИТЕЛЕ

Абдуллина Алина Гаяновна

студент, кафедры педагогики, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет,

РФ, г. Казань

Бариева Эвелина Маратовна

студент, кафедры педагогики, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет,

РФ, г. Казань

Зиновьев Сергей Вячеславович

студент, кафедры педагогики, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет,

РФ, г. Казань

Мухамматгалиев Алмаз Марсович

студент, кафедры педагогики, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет,

РФ, г. Казань

Файзрахманов Гадил Габделнурович

студент, кафедры педагогики, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет,

РФ, г. Казань

STUDY OF THE INFLUENCE OF CINEMA ON THE FORMATION OF THE STUDENT'S IDEA OF THE TEACHER

 

Abdullina Alina Gayanovna

student, department of pedagogy, Kazan (Volga Region) Federal University,

Russia, Kazan

Barieva Evelina Maratovna

student, department of pedagogy, Kazan (Volga Region) Federal University,

Russia, Kazan

Zinoviev Sergey Vyacheslavovich

student, department of pedagogy, Kazan (Volga Region) Federal University,

Russia, Kazan

Muhammatgaliev Almaz Marsovich

student, department of pedagogy, Kazan (Volga Region) Federal University,

Russia, Kazan

Faizrakhmanov Gadil Gabdelnurovich

student, department of pedagogy, Kazan (Volga Region) Federal University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

Каким образом формируется образ учителя в современном обществе? Как кинематограф влияет на представления об учителях? Кинематограф транслирует нашу жизнь и показывает нам шаблоны поведения и идеалы. Современные фильмы, к сожалению, представляют образ учителя, педагога, далеко не с лучшей, а порой и с шокирующей стороны.

ABSTRACT

How is the image of the teacher formed in modern society? How does cinema affect the perception of teachers? Cinema broadcasts our lives and shows us patterns of behavior and ideals. Modern films, unfortunately, represent the image of a teacher, a teacher, not from the best, and sometimes from the shocking side.

 

Ключевые слова: учитель, образ, идеал, кинематограф, современный учитель.

Keywords: teacher, image, ideal, cinema, modern teacher.

 

Проблема влияния массовой культуры на сознание подрастающего поколения на сегодняшний день одна из наиболее актуальных проблем в XXI веке. Формирование современной личности коренным образом отличается от формирования личности прошедших веков. Современный подросток получает информацию не только из локальных источников, но имеет возможность ознакомиться с продуктами деятельности людей со всех точек планеты. Подросток XXI века наиболее подвержен влиянию продукции массовой культуры со всего мира, чем его предшественники. Это связано с возможностью доступа и интенсивно растущей продукцией массовой культуры.

В современном мире происходит развитие так называемой профессиональной культуры, которая способна складывать образы об определенных профессиях. Кинематограф за последние 80 лет шагнул далеко вперед, но, как и раньше основной функцией остается формирование собирательного образа профессий.

Искусство кинематографа способно поднять престиж отдельных профессий. Поэтому целью данного исследования является изучить влияние кинематографа на формирование представления школьников об учителе посредством различных фильмов. Были рассмотрены образы учителей в картинах советских, российских и зарубежных режиссеров, а также соответствие данных образов ожиданиям обучающихся школ. Фильмы в данном исследовании были разделены на несколько групп. Первая группа — это зарубежные картины. Они представлены странами Канады, США, Индии и Западной Европы. Вторая группа — картины советских авторов. Третья группа — современные картины российского кинопроката. Каждая группа фильмов была тщательно проанализирована. Были поставлены основные задачи:  определить основные отличительные черты учителей в данных картинах, выявить роль социального и политического заказа при создании образов фильма, соответствие образов учителей из кинематографа представлениям «лучшего учителя» учащимися на базе МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова» Советского района г. Казани (Центр образования №178) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани.

Кинофильм способен формировать стереотип или клише идеального образа учителя [4]. Если в советское время данный стереотип создавался государством, то в современности не было определенной цели в формировании определенного клише, в связи с этим режиссеры создают различные образы, которые встречаются в современности и которые имеют влияние на подрастающее поколение.

 Анализ образа профессии учителя формировался достаточно долгое время: советское время (1930-е – 1980-е) и современное время (1990-е годы – 2019). Для изучения данной проблематики были выбраны 14 фильмов разных режиссеров и стран. Так период 1950-х – 1960-х годов передавал образ учителя, как измененный временем после сталинского периода. Тем самым данный период показывает собирательный образ учителя, который акцентирует внимание на особенных акцентах во внешности, во внутреннем мире учителя.

Государственная политика СССР показывала на каждом периоде развития некий шаблон и выдвигала определенные требования к образу учителя и стремилась через кинематограф транслировать его на всю страну[1]. Одним из главных фильмов данного периода 1956 года – «Весна на заречной улице». Фильм снят в контексте государственной политики, где отражение весны в названии фильма символизирует – политическую оттепель [3]. Художественная картина передает образ молодой, интеллигентной, воспитанной учительницы, которая через свой строгий вид стремиться добиться авторитарным стилем расположение учеников. Собирательный образ крылся в строгом стиле к ученикам, но реалии ее жизни меняют ее отношение к методикам преподавании и изменившейся настрой не изменил ее идеальный образ учителя.

Совершенно иной образ показывается в фильме 1965 года «Первый учитель». Красноармеец, который распределен в сельский аул, где не понимали для чего необходима школа, стремиться изменить представление всего населения об образовании. «Школа» — это партия. Партия, которая ведет общество в светлое будущее» [4] - именно эти строчки четко передают концепцию данного фильма и образа учителя, который стремился с помощью своей веры в партию переустроить сознание подрастающего поколения для пользы партии.

Рассматривая советские кинофильмы, стоит отметить новый образ, который складывается не из внешнего облика (его строгости, строгого внешнего вида), а из внутреннего мира учителя, которого терзают сомнения и он находится в поиске своего жизненного пути. Подобный образ передает картина, снятая в 1968 году - «Доживем до понедельника». Советские картины передавали образ совершенного учителя, который создавался целенаправленно государством и содержал определенные качества характерные учителю.

Изучая зарубежный кинематограф на примере Франции, то можно проследить совершенно иной образ учителя, который пытается менять сознание трудных подростков. Образ учителя в фильме «Хористы» показывает учителя, которому пришлось работать с трудными подростками и сложным коллективом, следует заметить, что на протяжении долгого времени жестоко обращались со всеми учениками. Но молодой специалист стремиться изменить порядки в данной школе и начинает с взаимодействия с учениками, которые впервые за долгое время начинают доверять учителю и который положительно влияет на судьбы детей. Картина «Класс», также показывает сложное взаимодействие учителя с неблагополучными детьми. Равнодушное отношение учителей к детям, так же сказывается на учениках, которые совершенно не ценят учителя. Но тесная взаимосвязь и желание помочь этим детям меняет их отношение к учителю, который помогает справиться со всеми проблемами.

Собирательный образ учителя в картинах канадских, американских и германских режиссеров формируют собственный образ педагога. Так в картине «Учитель года» большая роль отводиться личности педагога, который является педагогом – новатором. Понравившийся всем молодой учитель быстро завоевывает любовь учеников. В отличие от «Учителя года» другие фильмы канадских, американских и германских режиссеров подобно, как и французские режиссеры показывают о непростой судьбе учителя с трудными подростками. Так в фильме «Писатели свободы» создается образ учителя, который борется против сложившейся системы обучения неблагополучных подростков. Молодая учительница, которая своими методами меняет представление этих детей в лучшую сторону. Трудные подростки из неблагополучных семей довольно часто появляются на экране американского кинофильма, где прослеживается складывающиеся образ педагога. Так в кинофильме «Учитель на замену» виден образ Генри, который является учителем на замену. Он не любит брать ответственности за судьбы детей, поэтому частые замены в разных школах является наилучшим вариантом для него. Но что движет человеком, который видит не безнадежность в учениках, а нежелание учителей что-то поменять? Наверное, поэтому образ педагога – реформатора завоевывает внимание зрителей. Всего лишь за месяц работы учителю удается поменять поведение учеников. Интересный, увлекательный, нестандартный учитель меняет представление об учебе у неблагополучных детей.  Тема замены учителя можно проследить и в фильме «Господин Лазар», снятый в 2011 году. Лазар беженец из Алжира, у которого нет образования учителя, стремиться заполнить потерю детей своей любовью. Отказавшись от чуждых ему методов преподавания, учитель стремиться изменить представление детей о лучшем преподавании, которое строится на взаимопонимании.

Представление об учителе в индийских фильмах отличается от других. Фильм «Икота», 2018 года, который повествует о жизни молодой учительницы, у которой синдром Туретта. Большинство людей издеваются над женщиной, а директора школ не хотят брать на работу, несмотря на 2 высших образования и научную степень. Но однажды она получает работу своей мечты в элитной школе, но с нестандартным классом - класс малоимущих детей из трущоб, класс хулиганов, у которых сменились 7 учителей за 8 месяцев. Нейна Матхур – учитель, которая полна сил, энергии, энтузиазма и знания, и она уверена, что сможет сделать так – чтобы все ученики знали и любили его предмет. Фильм обращает внимание на проблему социального расслоения общества, который влияет на отношения между учениками. Учитель посещает дома детей и видит, что дети помогают родителям и видит детей совсем с другой стороны – что каждый ребенок талантлив в какой-то сфере. Со временем меняется отношение учеников к учителю и к уроку. Своим рвением она завоёвывает внимание, доверие учеников, доказывая им каждый день, что они способны слушать и слышать, и приобретать знания, которые им помогут найти своё место в жизни. Уроки она превращает в увлекательное путешествие – пытается объяснить все на практике, говоря на их языке. У неё во всём нестандартное мышление, нестандартное преподавание и как следствие дети познают все уроки как путешествие, а не как заученный учебник.

«Супер 30» индийский фильм об учителе Ананд Кумара, который открыл на базе научного центра школу для ребят из бедных семей, которые не могли получить образование, обеспечиваемое государством. Для их успешного обучения мужчина разработал специальную программу «Супер 30». Ананд Кумар – не просто учитель, он волшебник. Он всегда стремится получить новые знания, учеба и исследования занимают первое место в его жизни. Он уверен, что знающий человек всегда будет опережать других, что «принцами становятся не по рождению, а по способностям». Учит своих детей всегда задавать вопросы даже про самые простые на взгляд вещи, включать свое воображение и оживить в уме даже самые сложные формулы. В этом фильме нет конфликта между учителем и учеником, но у них есть одна цель – получить знания и стать профессионалом своего дела. Образ целеустремленного учителя, который задается целью – сделать все, чтобы в ближайшее время в Индии образование вышло на совершенно новый, современный уровень. Он хочет не просто дать школьникам возможность выучить предметы, прокачать сильные стороны. Глобально герой киноленты мечтает, что дети, выучившись в школе, в ближайшее время после окончания учебы, смогут на практике применить умения, навыки. Он дает понять ученикам, что большие открытия начинаются с маленьких шагов.

В индийских фильмах показан образ учителя, который стремится быть хорошим учителем, который любит свою работу, любить и пытается понять детей, преодолевать трудности и не ломается под действием обстоятельств.  Они не идеальны, имеют свои слабости и личные проблемы, но они стремятся оставаться Человеком и прививают это качество детям. Учитель, который умеет убеждать учеников, что мелкими шажками, нужно идти к своей цели, не бездельничая, не шельмуя, оставаясь человеком. Образ учителя – это образ путеводной звезды, на которую нужно всегда ориентироваться. Очень важно, что в индийском кинематографе поднимается вполне актуальная проблема получения образование. Делается акцент на то, что образованный человек достигнет всех поставленных целей.

Учитель до некоторых пор считался одной из самых почитаемых и благородных профессий, ведь на плечи преподавателей ложилась ответственность не только доносить учебный материал, но и заниматься воспитанием подрастающего поколения. Но в связи с изменениями в обществе благородная профессия превратилась в сферу услуг, да и конфликт поколений наблюдается наиболее остро: дети общества потребления против учителя советской школы. Российский фильм «Училка» показывает сложившуюся картину современного образования и отношение к нему.  Пожилая учительница истории Алла Николаевна переживает жизненные трудности: претензии молодого директора о дурном воспитании дочери, выпускники, которые заняты всем, но не учебой. Как же понять истинную натуру каждого человека? Только в стрессовой ситуации, в которой довелось побывать героини, которая попыталась в сложной обстановке (с оружием в руках) донести учащимся чего же она от них хочет (сдачи итоговой контрольной по истории в устной форме). Только экстремальная ситуация показывает какими на самом деле могут быть эти ученики – думающими людьми, с которыми не все еще потеряно.  Образ учителя проявляется, как безнадежно опустошенного человека, который пытается показать младшему поколению, что они умеют думать, размышлять и не надо быть одинаковым под копирку, необходимо показывать собственное отношение к миру.

Иной конфликт ученика и учителя прослеживается в фильме «Ученик» режиссера Кирилла Серебрянникова. Старшеклассник Вениамин попал под влияние Библии и старается изменить злой и неправильный мир. Он борется за закрытые купальники на уроках плавания, за отказ от преподавания теории Дарвина, что ставит в неловкое положение учителя биологии. Учительница пытаясь понять ученика сама начинает изучать Библию, чтобы доказать ему несхожести в настоящем мире. Конфликт мальчика «фанатика» и фанатичной учительнице в поиске правды, выводит учительницу из себя. Поддержка администрации находится на стороне «фанатичного» ученика и никак не на стороне учителя, которая стремилась понять и показать реалии жизни данному ученику.

Другим предстает образ учителя, которому приходится работать на оккупированной территории в годы Отечественной войны. Фильм «Я - учитель» показывает не легкую судьбу сельского учителя, который переехал в сельскую местность совершать свой долг – учить детей и не ему неважно при какой власти. Но война и жестокость, которая окружает людей, меняют людей до неузнаваемости, где им приходится или приспосабливаться к режиму или же бороться. Так и учитель меняется в своих взглядах и порядках на мир.

Российские фильмы передают образ учителя, который пытается бороться с режимом, трансформирую сознание учеников в лучшую сторону. В советское же время образ учителя в кино был идеализирован для нужд государству о значимости профессий. Основной задачей кинематографа было вдохновлять людей и моделировать образы для подражания. В реальности таких учителей, как в советском кино, конечно, не было. Но жизнь изменилась, и в кино пришли реалистичные образы не только учителей, но и школы в целом. Общество перекладывает на учителей ответственность не только за обучение, никому не нужных детей, но и за их воспитание. В современных кинофильмах показываются различные реальные истории, которые могли бы существовать и на самом деле: драки учителей и учеников, скандальные споры с родителями, но подобные образы учителей принижают престиж учителя в современном мире.

В связи с этим был предложен опрос ученикам 5 и 10 классов, которым было необходимо назвать качества «наилучшего» учителя. В опросе участвовали 25 пятиклассников (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани) и 53 старшеклассников 10 класса (МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова» Советского района г. Казани (Центр образования №178)). Изучив мнения учащихся 5 и 10 классов, мы хотели выяснить представления о «хорошем учителе» среди различных возрастных групп. 5 класс – связующая нить от детского возраста к подростковому возрасту, переход от начальной школы к основной. 10 класс - учащиеся, которые стремятся быть самостоятельными, взрослыми и имеющие определенные взгляды на происходящие вокруг события. Мировоззрение, образовательные потребности и психологические особенности различных возрастных групп в процессе обучения кардинально отличаются друг от друга. Любой учитель не просто учит своему предмету, но и осуществляет педагогическую деятельность в целом. Любовь учеников к учителю строится из различных компонентов: профессионализм педагога, его доброта и любовь к детям, отзывчивость и понимание детей и т.д. Но какими, по мнению учеников, качествами должен обладать учитель? Учениками 5 класса были названы основные качества, так наиболее предпочтительным качеством является – доброта (18%) и внимательность (15%), также немало важным качеством является знания (12%) и забота (9%) (рис 1).

 

Рисунок 1. Предпочтительные качества для учителя для 5-х классов

 

Среди обучающихся 10 классов в преподавателе ценятся различные роли учителя в образовательном процессе. Так наиболее предпочтительным является – учитель партнер (24%), учитель консультант (18 %). Именно эти роли являются наиболее комфортными для работы в 10-х классах. Ведь учитель-партнер – это учитель, который уважает своих учеников, объясняет материал с учетом возрастных и природных особенностей ребенка, создает благоприятную обстановку для детей, учитель, которому доверяют и стремятся дети. Но также ученикам комфортно, когда их действия учитель координирует (12%) и критикует и поправляет их (учитель эксперт – 12 %). Именно эти действия позволяют на уроке организовать процесс, где ученики свободно учатся высказывать свое мнения, не боясь осуждения со стороны как учеников, так и учителей (рис 2.).

 

Рисунок 2. Предпочтительные роли учителя для 10-х классов

 

Таким образом, роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Сколько бы не снимали увлекательных фильмов о школе, они всегда будут оставаться в центре внимания, пока существует образовательная система. Мы можем сказать, что в изображении педагогической профессии в современном российском кино идет регресс. Отношение к учителям в реальной жизни влияет на их изображение в кино и наоборот, это двунаправленный процесс, поэтому хотелось бы побольше хороших фильмов, где показывают учителя, который, несмотря на бумажную волокиту, несмотря порой на сложность ситуаций и проблемы, находит вдохновение в работе с детьми, находит подход к ним, завоевывает уважение и доверие, подбирает ключи к детским душам. Такие фильмы порой помогают учителям – остаться в профессии, когда хочется все бросит, найти силы творить дальше, а главное вспомнить о том, почему ты хотел стать учителем и пошел работать в школу, вспомнить, что, обучая и воспитывая, мы получаем прекрасных бриллиантов, которые будут сверкать в будущем. Данная статья была написана в рамках изучения дисциплины «Методология и методы научного исследования» под руководством профессора, доктора педагогических наук Ибрагимова Г.И.

 

Список литературы:

  1. Бойю Ли Изменение образа учителя в советском кинематографе в 1939 - 1989 гг. // Студент и наука (Гуманитарный цикл). – 2017. – С. 299 - 301.
  2. Маченин А.А. Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства // Медиаобразование.- 2016. - № 3. – С. 23 – 48.
  3. Митина Т.С. Образ учителя в советском кинематографе периода «оттепели» // Симбирский научный вестник. – 2015. – № 4(22). – С.150 - 156.
  4. Шипулина Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия ВГПУ. - 2010. - № 8(52). – С.4 - 16.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.