Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Драматургия М.Е. Салтыкова-Щедрина является неотъемлемой частью творческого наследия писателя. Ведущими темами его творчества можно назвать пассивность русского народа, поругание идеала свободы, равенства и справедливости, необходимость коренных преобразований общества, бичевание человеческих пороков.
Салтыков-Щедрин оказал большое влияние на театральное искусство своего времени, выступая за воспитательную и общественную роль искусства, а также показывая связь художественного произведения с социально-политическими проблемами общества, тем самым развивая принципы критического реализма.
Ярким образцом общественной реалистической комедии является пьеса «Смерть Пазухина». В ней писатель опровергает утверждение о том, что купеческое сословие – это «сословие с оков». Напротив, в его комедии оно изображается «средоточием невежества, семейственной грызни, обмана, наглых преступлений» [1, с. 103]. Тем же порокам подвержены и другие социальные силы – чиновничество (представителем которого является взяточник и лицемер Фурначев) и опустившееся барство (в лице генерала в отставке Лобастова и приживалки Живоедовой).
Основная тема пьесы – смена эпох. Надвигающиеся реформы должны были похоронить пережитки прошлого. Смерть Пазухина является олицетворением всего «ветхого» в России.
Комедия резко противостояла либерально-обличительной драматургии конца 50-х годов. Развивая традиции гоголевского «Ревизора», Салтыков-Щедрин не изобразил в своей пьесе ни одного положительного персонажа.
Пьеса является новаторской в том смысле, что впервые на суд общественности представлены генералы и статские советники, обрисованные настоящими ворами, забирающимися в чужой сундук.
Пьесы «Соглашение» и «Погоня за счастьем», опубликованные в 1862 году в журнале «Время» под заглавием «Недавние комедии», явились откликом на реформу 1861 года об отмене крепостного права. Они выводят на поверхность истинное положение дел: нежелание помещиков и дворян лишаться бесплатной рабочей силы и махинации помещиков с продажей крепостных.
Пьеса «Соглашение» описывает события, происходящие в процессе подготовки крестьянской реформы. В комедии писатель ярко обрисовывает отрицательный тип помещика-эксплуататора, представителя постепенно вымирающего феодального строя.
В «Погоне за счастьем» на первый план выступает конфликт бюрократической системы и общества. Представители разных слоёв населения – от мелких чиновников и до высшей власти заботятся только о своём выгодном положении, о «новом месте», совершенно не интересуясь бедами народа.
В «Тенях» Салтыков-Щедрин разоблачает идеологию правящей верхушки, принципами которой является лицемерие и ложь.
Салтыков-Щедрин изменил первоначальное жанровое определение пьесы «комедия» подзаголовком «драматическая сатира». Пьеса «Тени» – это не просто сатирическая комедия, обличающая социальные и человеческие пороки, но комедия с элементами драмы (связана с судьбой Софьи), критикующая общественно-политический уклад.
Пьесы М.Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня звучат актуально и остро. Обращаясь преимущественно к отражению социально-политических особенностей действительности, он удивительно точно и тонко выявил ментальные особенности и специфику общетвенной организации, не связанные с определенными социальными или государственными установлениями.
Пороки времени, которые он обличал, оказались во многом пороками человека социального вообще, особенно когда он помещён в уродливую, удушающую казенную среду и бездуховную атмосферу. Вероятно, именно поэтому пьесы М.Е. Салтыкова-Щедрина несценичны.
Список литературы:
- Салтыков-Щедрин М.Е. в русской критике: Сборник статей // Сост. Н.В. Яковлев. – Л.: Учпедгиз: Ленинградское отделение, 1953. – С. 432.
- Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 т. Т. 4 : Произведения, 1857–1865 // М.Е. Салтыков-Щедрин. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 598.
Оставить комментарий