Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭЗИИ ЛЕОНИДА ВОЛКОВА
Лирический герой – это носитель выраженного в лирике переживания. Термин был введён в литературоведческий оборот Ю.Н. Тыняновым в 1921 году в статье «Блок» [1, с. 118]. Лирический герой рассматривается не только в отдельном стихотворении, но и в творчестве и биографии поэта в целом.
В большинстве случаев лирический герой тождественен авторскому миропониманию, внутреннему состоянию, биографическому опыту. Однако лирика не столько воспроизводит переживания поэта, сколько трансформирует их.
Леонид Волков – поэт, сотник Амурского казачьего полка, получивший известность в последнее десятилетие XIX века.
Как отмечает А.В. Урманов, «Волков – поэт с преимущественно трагическим мироощущением, которое воплощается в сквозных для него мотивах – тоски и одиночества» [2, с. 93]. Например, эти мотивы изображены в стихотворении «Я не помню детства золотые годы…» (1894):
Я не помню детства золотые годы,
Радостей немного дали мне они.
С малых лет лишенный ласки и свободы,
Рос я, проклиная прожитые дни.
Боль и горечь передаваемых переживаний тесно связана с биографией Леонида Волкова: свои детские годы поэт провёл в Гатчинском Николаевском Сиротском институте.
Лирический герой Волкова – герой-идеалист. Он мечтает об идеальном мире без жестокости, злобы, жадности и зависти:
Тяжко ярмо вековых заблуждений
Давит наш бедный и дикий народ.
Силой примера, огнем убеждений -
Вот чем подвинем его мы вперёд.
Романтические устремления лирического героя («сила примера», «огонь убеждений») противопоставлены суровой действительности («ярмо вековых заблуждений», «бедный и дикий народ»). Наивная мечтательность лирического героя сближает его с героем романтическим.
Лирический герой Волкова не принимает социальную действительность с её ложью и лицемерием:
Не богат наш край преданьями
Эпопеи вековой,
Переполнен он страданиями,
Тьмой глубокой и нуждой.
Золото в крае здесь главная сила...
Вырыта правде глухая могила.
Невозможность реализовать свои стремления и мечты в мире, окружающем лирического героя, даёт ему ощущение ничтожности существования.
Помимо тоски и одиночества, наивной мечтательности, недовольства наличной действительностью, лирическому герою Л.П. Волкова присущи и другие черты. Будущее Приамурья (куда переехал сам автор в 1888 году) лирический герой видит в труде для блага народа, в его просвещении, в пропаганде любви, добра, милосердия. Поэтому большая часть стихотворений Волкова наполнена восхищением природой Приамурья и Сибири, гордостью за подвиги русских людей-первопроходцев Амурского края, выраженными через призму восприятия лирического героя:
Для пользы далёкого края
Работай, трудись и живи;
<…>
На оклик разумного слова,
Окликнется край молодой –
В нём жив ещё дух Муравьёва.
Кроме того, ещё одной важной чертой лирического героя является христианское мироощущение. Его душа обращена к Богу, вера придаёт ему внутреннюю стойкость и целостность:
Темно и пусто вкруг ограды…
Окутан храм в ночную тьму…
Неугасаемой лампады
Огонь колеблется в углу…
Там Божьей Матери икона
Стоит, лучом озарена,
Больных и сирых оборона, –
Священный дар Албазина.
Список литературы:
- Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино // Ю.Н. Тынянов. – М.: Наука, 1977. – С. 574.
- Урманов А.В. Волков Леонид Петрович // А.В. Урманов // Энциклопедия литературной жизни Приамурья. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. – С. 92-97.
Оставить комментарий