Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ОБРАЗ ОСТРОВА КАК РЕАЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА НА ПРИМЕРЕ «НАПОЛЕОНОВСКИХ ОСТРОВОВ» В ПОЭЗИИ 19 ВЕКА
АННОТАЦИЯ
Статья содержит анализ образа «острова» как реального географического объекта в русской поэзии 19 века, выделяет основные лексемы, характеризующие данный образ.
Ключевые слова: образ, остров, Наполеон, Эльба, Святая Елена
Понятие «острова» в поэзии представляет собой очень сложную систему. С одной стороны, это символ чего-то недостижимого для лирического героя, а с другой – наоборот, реальный объект, становящийся олицетворением чего-то важного. Рассмотрим второй вариант этого образа на примере реализации его в стихотворениях об опальном французском императоре Наполеоне.
Образ острова в поэзии XIX века неразрывно связан с историческим контекстом эпохи. Наполеоновский миф занимает существенное место в духовном сознании эпохи; он находит отражение в культуре, искусстве и каждодневной жизни. Молодые люди Европы и России были буквально заворожены судьбой Бонапарта [1, с. 239].
В связи со ссылкой Наполеон появлялся в произведениях как герой романтический. Романтизм пытается решить философскую проблему исторической ответственности великих людей, проблему влияния правителей на судьбы народов, проблему взаимоотношений героя и толпы. В период ссылки образ Наполеона в литературе изменяется: от полной ненависти к нему авторы переходят к пониманию Бонапарта как трагической личности [2, с. 366].
В поэзии А.С. Пушкина отразилось особое отношение к Наполеону, эволюционирующее на протяжении всей жизни поэта. В 1815 г. написано стихотворение «Наполеон на Эльбе». Поводом послужило известие о том, что Бонапарт покинул остров Эльба и 1 марта 1815 года высадился во Франции. В произведении Наполеон – губитель Европы, завоеватель.
Наполеон действует как бы вне исторического контекста. Лишь счастье выступает единственной причиной его побед, а отсутствие счастья – единственной причиной его поражения.
О счастье! Злобный обольститель,
И ты, как сладкий сон сокрылось от очей,
Средь бурей тайный мой хранитель
И верный пестун с юных дней!
Основная часть произведения представлена монологом Наполеона. Поэтому и остров мы видим глазами великого изгнанника.
Вечерняя заря в пучине догорала,
Над мрачной Эльбою носилась тишина,
Сквозь тучи бледные тихонько пробегала
Туманная луна…
Под звёздным небом он вспоминает свои былые заслуги, а «мрачный» остров держит его в своих тисках, не давая надежды на свободу. И Наполеон с надеждой смотрит вдаль, ожидая спасительный челн.
В 1830 г. М.Ю. Лермонтов создает стихотворение «Св. Елена», что связано с десятилетием смерти Наполеона. В центре стихотворения – образ императора-изгнанника.
Остров – место ссылки Наполеона, где он закончил свою жизнь («Сын моря, средь морей твоя могила!»). Лермонтов здесь восхищается самодержцем, считает Францию недостойной страной для его последних дней, так как она не оправдала возлагавшихся на неё революционных надежд:
Порочная страна не заслужила,
Чтобы великий жизнь окончил в ней.
Образ Наполеона подчеркнуто романтичен: император чужд миру, жизнь его окружена тайной. Будучи изгнанным на остров Святой Елены, герой отдаляется от родной страны географически. Географическое отчуждение подчёркивает противопоставление личности императора его собственному народу и всему миру:
Он миру чужд был. Всё в нём было тайной
День возвышенья - паденья час.
В произведении возникает тема предопределённости, судьбы. М.Ю. Лермонтов характеризует главного героя как жертву рока и страстей:
Изгнанник мрачный, жертва вероломства
И рока прихоти слепой…
Родился он игрой судьбы случайной
И пролетел, как буря, мимо нас.
В данном произведении центральный персонаж предстаёт как жертва рока. Наполеон остался непонятым и окончил свою жизнь в бесславии, одиночестве, забвении:
Погиб, как жил - без предков и потомства
Хоть побеждённый, но герой.
Морская стихия окружает императора своеобразной решёткой, заменяя тюрьму. А остров – это тюрьма, держащая лирического героя в своих оковах. Остров – это слуга рока, посланный герою в качестве наказания.
Лермонтов возвращается к теме Наполеона позднее, в 1840 г., в стихотворении «Воздушный корабль». Это свободное переложение посвященной Наполеону баллады австрийского поэта Й.-К. Зедлица (1790-1862) «Корабль призраков» (1832). Поэт изображает взлёты и падения императора. Остров – Святая Елена – отнял всё. Он стал его тюрьмой и могилой:
Есть остров на том океане -
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
По ночам покойный император странствует на волшебном корабле, но каждый раз под утро вынужден возвращаться на свой остров. Он и после смерти остается его тюрьмой:
Потом на корабль свой волшебный,
Главу опустивши на грудь,
Идет и, махнувши рукою,
В обратный пускается путь.
Стихотворение «Последнее новоселье» 1841 г. завершает эту своего рода трилогию Лермонтова о Наполеоне. В этом лирическом произведении изображено предательство народом великого полководца и изгнание его. Собственный народ отвернулся от Наполеона в тяжелые времена и отказался от своего монарха. Сковав цепями, жестокосердный люд отправил его в изгнание в природный склеп. Один, окруженный безмолвным океаном, он заживо похоронен на «знойном острове»:
И на чужой скале, за синими морями,
Забытый, он угас один —
Один, замучен мщением бесплодным,
Безмолвною и гордою тоской,
И, как простой солдат, в плаще своем походном
Зарыт наемною рукой...
Он лишен всех своих прав и привилегий. Он тоскует без своего сына, который буквально принесён в жертву врагам.
После смерти Наполеон, словно срастается с островом Святой Елены. Его образ равновелик океану, окружавшему его в последние годы. И когда прах великого императора переносят в Париж, нарушается некий божественный замысел, нарушается установившаяся гармония:
Как будет он жалеть, печалию томимый,
О знойном острове, под небом дальних стран,
Где сторожил его, как он непобедимый,
Как он великий, океан!
Пушкин и Лермонтов при описании островов, связанных с ссылками Наполеона, используют высокий стиль: «печалию», «великий», «мщением», «чужд», «средь», а также риторические восклицания. Это связано с огромной ролью императора и ролью этих островов в его судьбе. Острова становятся не менее значимыми, чем и сам изгнанник. Гибель императора делает их важными образами, вобравшими в себя значения рока, судьбы и смерти. Кроме того, образ «острова» переплетается с образом «океана», они получают общие черты и обмениваются свойствами. «Океан» и «остров» решают человеческую судьбу.
Не только «светила» русской поэзии посвящали стихотворения островам, связанным с именем Наполеона. Так, в 1840 г. в послании к «К.К. Павловой» Н.М. Языков изображает лирического героя, который восхищается историческими памятниками, красотой природы, архитектурными постройками, скульптурами. Во время путешествия он посещает остров Эльба:
И вот он островок, чуть видный вдалеке,
Как облачко на крае небосклона…
Этот остров известен первой ссылкой Наполеона Бонапарта, куда его изгнали в 1814 г. и где он пробыл год. Перед героем возникают картины прошлого, как некогда сияла звезда Наполеона. Теперь остров так же известен, как и изгнанник:
Не важный на морях, но важный на реке
Времен, где он горит звездой Наполеона!
Таким образом, в первой половине XIX века образ острова в русской поэзии оказался непосредственно связанным с образом Наполеона. Мотивы, сопутствующие этому варианту образа острова: изгнание, одиночество, тоска. Остров характеризуется как «мрачный», «знойный», «пустынный».
Список литературы:
- Вольперт Л. И. Лермонтов и литература Франции. Изд. 3-е, испр. и доп. Тарту, 2010. 276 с. Интернет-публикация. Ред. О. Н. Паликова
- Тюлар Ж. Наполеон или миф о "спасителе". М.1996. С.366.
Оставить комментарий