Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Морозова В.П., Цымбал Ю.А., Кравченко К.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛЕНЭРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 42(86). URL: https://sibac.info/journal/student/86/164017 (дата обращения: 25.11.2024).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛЕНЭРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Морозова Виктория Павловна

студент 4 курса, направление «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», профили «Изобразительное искусство и Дополнительное образование», Институт искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

РФ. г. Новосибирск

Цымбал Юлия Александровна

студент 4 курса, направление «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», профили «Изобразительное искусство и Дополнительное образование», Институт искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

РФ. г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, проф. Институт искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

РФ. г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается процесс обучения работы на пленэре. Одной из проблем которой является цельное видение изображаемой натуры. Также, обозначены пути ее решения, которые предполагают теоретическую основу и специальные задания. Благодаря решению данной проблемы учащийся сможет применять эти знания не только при работе на пленэре, но и в работе над аудиторными заданиями.

 

Ключевые слова: пленэр, пленэрная практика, пейзаж, работа с натурой.

 

Пленэрная практика является неотъемлемой частью в учебных программах художественных школ. Пленэр необходим с первых ступеней художественного образования. Для разной степени подготовленности учащихся ставятся свои задачи и требования. Таким образом, рисование с натуры это основа изобразительного искусства в любых его проявлениях. В ходе работы учащиеся выполняют наброски, зарисовки и этюды с натуры, что способствует развитию визуального мышления, объемно-пространственного представления, формирует навыки работы различными художественными материалами.

Согласно учебным планам большинства учебных заведений, пленэрная практика проводится после первого года обучения, что актуализирует и систематизирует знания полученные за год знания и навыки о композиции рисунке и живописи, выборе сюжета, линейной и воздушной перспективе, пластике и светотеневых отношениях и колористике.

На начальных этапах обучения процесс рисования с натуры в условиях пленэра является сложной задачей для учащихся. Они не могут сосредоточиться на цельном видении окружающего их пространства, они видят натуру дробно и уделяют внимание каждой отдельной части пейзажа. Из-за этого вся работа ведется с одинаковой пропиской как переднего, так и заднего планов. Это является одной из основных проблем учащихся в процессе пленэрной практики. Постепенно, изучая натуру и получая информацию от преподавателей, дети усваивают знания и пишут с натуры более осознанно, применяя законы и навыки.

Знания изобразительной грамоты, которые необходимы учащемуся для работы на пленэре, включают в себя: законы композиции, законы линейной и воздушной перспективы, построение светотени, колористические знания и навыки, владение различными техниками графики и живописи.

Активизация творческой деятельности учащегося по передаче конкретного природного состояния на пленэре обусловливается игрой изменения красок природы под воздействием света и воздуха. Поэтому главной задачей пленэрной практики является передача общего тонового и цветового состояния природы с элементами воздушной и линейной перспективы. Так, например, близкий к рисующему предмет будет более точным, детальным, а при удалении – предмет становится размытым.

Начинающих художников необходимо вооружить теоретическими знаниями. Работа над этюдом всегда начинается с нахождения общей массы. Лишь когда она подходит к своему завершению учащийся должен выделить главное, прописывая его более четко и детально. Тогда, эта работа станет логически завершенной. Для закрепления полученных знаний на практике педагогу необходимо подготовить специальные задания, в которых будут прорабатываться данная проблема.

Так, например, вначале пленэрной практики учащимся желательно давать такие задания, где они могут писать только широкой кистью, которая не позволяет углубляться в детали, а дает только обозначить главные цветовые пятна. Это поможет обучающимся научаться видеть пейзаж цельно.

Таким образом, в системе обучения учащихся художественных школ значительное место занимает пленэрная практика. Благодаря решению данной проблемы, в будущем обучающимся будет намного легче работать как на пленэре, так и при работе над композицией или натюрмортом в аудитории.

Она выступает как целостный художественный процесс, в котором, наряду с обучением живописи, осуществляется формирование навыков и знаний краткосрочного рисунка, живописных этюдов, создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие личности учащегося.

 

Список литературы:

  1. Беда Г.В. Живопись. М: Просвещение, 1986. – 192 с.
  2. Зинченко Н.В. Развитие творческой самостоятельности студентов на пленэрной практике (в работе над пейзажем): авто-реф. М. 2008
  3. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М: Академия художеств СССР, 1959. – 105 с.
  4. Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики. М: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. – 216 С.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.