Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(85)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Лидер О.И. ФУНКЦИЯ ВИДЕНИЯ И МИРООЩУЩЕНИЯ В СТИХОТВОРЕНИЕ Г. ТРАКЛЯ «МЕЛАНХОЛИЯ ВЕЧЕРА» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 41(85). URL: https://sibac.info/journal/student/85/163782 (дата обращения: 29.03.2024).

ФУНКЦИЯ ВИДЕНИЯ И МИРООЩУЩЕНИЯ В СТИХОТВОРЕНИЕ Г. ТРАКЛЯ «МЕЛАНХОЛИЯ ВЕЧЕРА»

Лидер Ольга Игоревна

студент, Алтайский государственный педагогический университет

РФ, г. Барнаул

Экспрессионизм - явление, охватившее в 1910 - е - середине 1920-х годов большинство сфер искусства и культуры Германии (живопись, литература, театр, философия, музыка, скульптура, танец, кинематограф, градостроительство). В его основе - такой способ творческого мировидения, согласно которому европейская гуманистическая культура признавалась тотально исчерпавшей свой идейный и стилистический потенциал.

Доминантой мироощущения экспрессионистов было то, что ощущаемое ими несовершенство действительности они восприняли как признак приближения вселенской катастрофы и стремились донести это апокалипсическое видение до других.

Крупнейшей фигурой австрийского экспрессионизма является Георг Тракль (1887—1914), один из выдающихся немецкоязычных поэтов XX века.

За десять лет мучительных творческих поисков Г. Тракль прошел через этап ученичества (1904—1909) у поздних немецких романтиков и французских «проклятых поэтов», благо с детских лет он умел читать по-французски.

Поэт многому учился у А. Рембо, вырабатывая свою «образную манеру: в четырех отдельных стихах объединять четыре отдельных фрагмента образа в единое цельное впечатление».

В зрелом творчестве Тракль, испытав влияние Ф. Гёльдерлина, ф Достоевского, Л. Толстого, уходит дальше Гейма и ван Ходдиса в разработке диалектики добра и зла, показывая их не только по контрасту, но и во взаимосвязи.

Мучительно решая свою творческую задачу и чутко реагируя на ближайшее и дальнее поэтическое окружение, Г. Тракль обнаруживал все большее соответствие между злом внутри себя и злом вовне.

Стихотворение «Меланхолия вечера» входит в состав сборника Г. Тракля «Стихотворения» (1913). Перевод: А. Прокопьев.

В 6 стихотворении сборника «Стихотворения» (1913) происходит интенсивная игра звука – с цветом и светом (мраком), живого (животного, природного) с неживым (мёртвым человеческим, кладбище). 

Меланхолия вечера – это некое видение. Название стихотворения построено на приеме олицетворения, вечер вбирает в себя человеческое состояние тоски, уныния. Название сразу же задает эмоциональное состояние лирического субъекта, его мироощущение – отчаяние, разочарование. Вечер символизирует в себе переходное, пограничное время суток между днем и ночью.

В данном стихотворении представлены точные топографические реалии, что является редкостью в поэтике экспрессионизма – это топос леса, близлежащих: равнины, болота, лугов, деревни. Указаны временные рамки – вечер, который сменяется ночью.

– Лес умер, где его границы? –

И тени вкруг, как загородки.

Ручей чуть слышно бьётся, кроткий,

И птица из укрыться мчится, 

В 1 строфе перед нами представлено природное начало: лес, ручей, птица. Сразу же можно отметить пространство: нет видимых, четких границ леса (где его границы?), есть тени, которые окружают лес. Птице негде укрыться, ей нет места, где спрятаться в этом мире. Лес умирает – значит мы можем обозначить рамки времени года – это поздняя осень, время тоски, увядания, упадка сил. Все оголено, подвластно влиянию извне, незащищено. Ручей передает состояние лирическое субъекта, он чуть слышно бьется, чтобы не нарушать тишины, меланхолии. Так как перед нами представлена картина «умирания» природы, у ручья нет энергии «сильно биться».

Где папортник, надгробный камень,

Венки – плеск серебра и блески.

И скоро – в чёрных безднах всплески.

– Там звезд, наверно, бьётся пламень? –

Во 2 строфе доминирует неживая природа: камень, венки, звезды, пламя.  У лирического субъекта, нет полной уверенности в том, что где - то в безднах бьется пламень звезд. Пламя бьется, мечется – не прямой путь, неспокойный.

Равнина сверху – безразмерна,

Болото, луг, деревни, кочки.

Блуждающие огонёчки.

Холодный блеск – скупой, неверный.

В третьем четверостишии масштабная смена плана, взгляда. Видение лирического субъекта не имеет видимых границ, он видит ландшафт с разных позиций (ландшафт предстает перед ним, ландшафт сверху (лирический субъект над миром видения), план меняется сверху вниз (обратно). Огонечки блуждающие как пламя, которое бьется – неспокойные. Они – в поисках пути, за счет этого создается некая динамика, однако блеск от них холодный, в них нет признаков живого. Холодный = мертвый.

Всё небо в заревах проплешин,

Взмывают птичьи караваны

В другие, царственные, страны.

Камыш, как пьяный, безутешен.

В 4 строфе образ каравана птиц представлен как образ тьмы. Вечер сменяет ночь. Переходное состояние прервано, наступила темнота. Ночь есть чуждая страна (другая).  Переход времени суток представлен градацией: от мира живого, переход к миру неживому, нарастает тоска, отчаяние – наступает ночь.

В стихотворении представлена космологическая картина мира: стихия огня (огонечки, пламя), воды (ручей, болото), земли (лес, кочки), воздуха (небо) – что подтверждает о безграничном масштабе видения, всеобъемлющего пространства.

Можно провести параллель образа камыша и мыслящего тростника (Б. Паскаль). Камыш безутешен – образ тоскующего субъекта, тоскующего по небу.

«Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды» (Б. Паскаль «Мысли»). – это то самое состояние слабости, незащищенности лирического субъекта, он увядает вместе с природой, его поглощает это состояние тоски.

Эмоция тоски, разочарования важнее, чем топографическая картина увядания природы, однако они как бы взаимодополняют друг друга. Увядание природного начала еще больше нагнетает атмосферу бессилия, незащищенности, грусти. В стихотворении представлена умирающая по цвету гамма, которая отражает мироощущение, состояние лирического субъекта (Холодный блеск, надгробный камень, черная бездна, тени). Доминирует по цветовой гамме черный цвет. Происходит убывание души света. Все поглощает тьма, ночь.

 

Список литературы:

  1. Зарубежная литература ХХ века. Учебник (под ред. В.М. Толмачёва). М.: ACADEMA. -  2003. С. 79 – 101
  2. Гугнин А.А.  Австрийские писатели и экспрессионизм // Гугнин А. А. Австрийская литература ХХ века. М.. - 2000. - 208 с.
  3. Метлагль В. Предисловие // Тракль Г. Стихотворения. Проза. Письма: Пер. с нем. СПб.  - 1996. - С. 75 - 94.
  4. Тракль Г. Песня закатной страны; Гейм Г. Umbra vitae / Пер. А. Николаева. М. - 1995. - 210 с.
  5. Тракль Г. Избранное / Пер. О. Бараш. М.: Фазус. -  1994. - 250 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.