Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(85)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Лидер О.И. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Ф. КАФКИ В РАССКАЗЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 41(85). URL: https://sibac.info/journal/student/85/163775 (дата обращения: 05.05.2024).

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Ф. КАФКИ В РАССКАЗЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»

Лидер Ольга Игоревна

студент, Алтайский государственный педагогический университет

РФ, г. Барнаул

Жизнь Ф. Кафки, даже если он хотел отграничить ее от своих писательских проблем, незаметно переходила, переливалась в творчество, как дневниковые записи из простой констатации того или иного житейского события сплошь и рядом переходили у него в художественную прозу. Писательство было для него «формой молитвы» [3].

В сборник «Возвращение домой» (1964) вошли маленькие рассказы и зарисовки, которые не были опубликованы при жизни Франца Кафки.

Рассказ «Возвращение домой» (1920) имеет под собой прасюжет, претекст -новеллу «Превращение» (1912), в которой доминантой пространства является дом, семейный очаг.

Возвращение домой – это жизненный путь героя. Архетипический образ дороги не только в творчестве Ф. Кафки, но и в творчестве других писателей данного периода является маркером эпохи ХХ века.

Произведение, написанное в форме новеллы «величиной с ладонь», демонстрирует ведущую тенденцию творческого мышления Ф. Кафки – фрагментарность. Читателю неизвестно, откуда возвращается герой, почему он ушел из дома, какие ситуации возникали на его жизненном пути до возвращения домой. Неизвестны имя, характер, национальность. Герой не обладает портретом. В новелле отсутствует  диалога, через который герой может быть описан как личность, раскрыт во взаимоотношениях с другими героями, предположительно  находящимися внутри дома. Есть только ощущения героя, его состояние, переданное через внутренний монолог, через который можно реконструировать место героя в мире.

Герой ищет точку укоренения в мире, и этой точкой в данном фрагменте оказывается дом отца.

В данном контексте реализуется топос дома, который должен олицетворять собой тепло, любовь, кров, однако, герой не чувствует себя нужным в этом доме. Образ дома в новелле Кафки латентно предстает в виде одной из станций вечного блуждания в поисках себя, поисках неразрушимого в себе, «почвы под ногами», реконструируя популярную в творчестве писателя символическую тему железной дороги.

Дом в новелле представлен «топографически» – некая территория, наполненная вещами, буквально «место разворачивания смыслов».  Внутри дома герой видит хлам, покрытый пылью, коррелирующей равнодушию. Дом – локус – это пристанище души, в нем не может быть хлама, в нем нет места равнодушию. Топос дома - некий музей древности, хранящий воспоминания героя о детстве, об отце.

Герой возвращается домой, но его экспрессия его чувств проявляет восприятие дома: чуждость. Это не дом из его детства, это чужое пространство, которое наполнено равнодушием и холодом, и в некотором смысле выглядит потусторонним (хаос вещей, пыль, забвение).

В новелле находит свое место биографический контекст, связанный с взаимоотношениями Германа Кафки (отца писателя) с сыном, не оправдавшим чаяний отца [2]

Финал новеллы открыт: герой возвращается домой, но чувствует себя чуждым сообществу дома, самому дому. Люди внутри дома хранят некую тайну от героя, но ведь и он, как подмечено в финале, тоже не уверен, может ли он им рассказать свою тайну, способен ли он построить диалог с теми, кто находится внутри дома. Неготовность к коммуникации, взаимодействию внутреннего и внешнего подкрепляет мотив тотального одиночества: герой уходит от внешнего мира, но не вписывается в жилое пространство дома.

Кафкианскую особенность невозможности коммуникации и диалога героев с окружающим миром отмечает В.Г. Зусман, говоря, что в художественном мире писателя слово утрачивает свою способность выступать в качестве связки, логоса в коммуникации и диалоге [5].

Кажется, множественные вводные конструкции иллюстрируют сомнения, недоверие героя к происходящему: «или, может быть, только думаю, что слышу…».

«Кажется» - это рефлексия мира: мир – это то, что есть на самом деле или это иллюзия? – главный нерешенный вопрос героя Кафки.  Отсюда вытекает одна из основных особенностей творчества писателя – верификация, демонстрирующая кажимость/мнимость  мира, множественность взглядов на происходящее.

Обилие слов не знаю, не уверен также демонстрируют отношение героя к миру: он принципиально не ощущает разницы между миром реальным и  рефлексируемым. Ему кажется, что происходящее вокруг него - это часть его воображения, его предположения, которые, возможно, являются ложными.

Отсутствие взаимосвязи внутреннего и внешнего проявляется, прежде всего, в разорванности сознания героя. Выбирая между миром внешним и миром внутренним, кафкианский герой выберет внутреннее, ибо внешнее для него враждебно, чуждо.

Я не осмеливаюсь, я прислушиваюсь – герой боится попасть во внутренне пространство дома. Он не уверен в себе, в жителях дома, даже в доме родного человека – отца.

Герою кажется, что он слышит голоса людей из детства, слышен бой часов, как будто из детства. Так, может, голоса из кухни лишь кажутся герою, и он вернулся в пустой дом? Может быть, голоса есть отклик из детства, всего лишь его воспоминания? Убранство дома, утварь, все покрыто пылью, стоит на тех же местах – значит, никто здесь не убирал, не брал в руки предметы. Таким образом, формируется мотив тотального одиночества героя в жестом мире.

Герой не проникает во внутрь дома, находится в пограничном пространстве между сенями (внешним), около двери (вход в дом) и кухней (внутреннее), но так и не становится «частью дома своего отца». Постепенно формирующаяся в новелле оппозиция «свой - чужой» вбирает в себя многие смыслы.

Таким образом, в художественной философии Ф. Кафки складывается логика «отрицания», которая основана на блуждании в бесконечном ничто [5] и вечном пребывании в пороговой ситуации.

Его блуждание должно быть окончено возвращением домой, как некая притча о блудном сыне, которая вывернута в новелле наизнанку. Если в притче герой был принят и прощен, то кафкианский герой так и не встречается с жителями дома, в страхе думает об отце, удерживаем собственным страхом на пороге и не попадает во внутреннее пространства дома.

Дом отца не становится пристанищем для героя, той «почвой», которую хочет найти герой в своей жизни, а лишь усугубляет трагическое мироощущение одиночества, ненужности, отсутствия связи внутреннего мира и внешнего. Его блуждания не заканчиваются возвращением домой, так как он сам не уверен в своей открытости внутреннему миру дома, не уверен в самом себе. Кто я?

 

Список литературы:

  1. Кафка, Ф. Роман. Новеллы. Притчи. /Пер. с нем.: Сост. и автор предисловия В.Л. Сучков. - М.: Прогресс. - 1965. – 323 с. (Прогулка в горы. Платья. Проходящие мимо. Прометей. Посейдон. Ночью. Железнодорожные пассажиры. Деревья. Перед Законом. Окно в переулок. Завещание.
  2. Зарубежная литература ХХ века: учебник (под ред. В.М. Толмачёва). М.: ACADEMA. - 2003. - С. 103 – 114.
  3. Брод, М. О Франце Кафке: Пер. с нем. - СПб.: Академический проект. - 2000. - 502 с.
  4. Зусман, В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. - Н. Новгород. - 1996. - 440 с.
  5. Карельский, А. Лекция о творчестве Кафки // Иностранная литература. 1995. №8. - С. 241 - 248.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.