Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(85)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Клокова Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 41(85). URL: https://sibac.info/journal/student/85/163720 (дата обращения: 18.12.2024).

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Клокова Дарья Александровна

студент, Сургутский государственный университет,

РФ, г. Сургут

FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF FUTURE SPECIALISTS

 

Klokova Darya Alexandrovna.

student, Surgut state University,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие творчество, способности, метод, творческие способности; рассматриваются методы формирования творческих способностей будущих специалистов, психолого-педагогические особенности возраста будущих специалистов.

ABSTRACT

The article deals with the concept of creativity, abilities, method, creativity; the methods of formation of creative abilities of future specialists, psychological and pedagogical features of the age of future specialists.

 

Ключевые слова: творчество, способности, метод, творческие способности, будущий специалист.

Keywords: creativity, abilities, method, creativity, future specialist.

 

По требованиям настоящего федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в профессиональные компетенции будущего специалиста входит пункт «творческая деятельность». Выпускник, для решения творческой проблемы, должен, уметь работать как индивидуально, так и работать в команде [8]. Процесс формирования творческих способностей будущих специалистов требует научного обоснования и методического обеспечения в силу недостаточной изученности, теоретической и практической значимости. Высшее профессиональное образование, получаемое студентами, обеспечивает не только освоение знаний, умений и навыков, оно дает реальную возможность профессиональной творческой самореализации выпускников. В связи с этим формирование творческих способностей будущих специалистов стало особенно актуальным.

Изучая понятие творческих способностей, Е.В. Мстиславская обращается к данному определению творчества: «Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющие многообразные общественные потребности» [7,c.13]. Данное понятие, на наш взгляд, имеет общий характер с множеством определений творчества других авторов. Действительно, творчество предполагает создание уникального продукта, значимого для субъекта творчества и культуры. Способность к творчеству можно обозначить как способность личности к созданию уникальных продуктов или решений.

А.Г. Рубинштейн описывал способность как «синтетическую  особенность личности», определяющую успешность личности в определенной деятельности. Другие отечественные ученые, такие как В.М. Коротов Б.М. Теплов И.Ф. Харламов, отмечают, что в процессе деятельности способности изменяются и взаимодействуют между собой [7, с.14]. Исходя из рассмотренных автором определений способности, мы вывели следующее определение: способность – это свойства личности, определенные генетическими факторами и окружающей средой, определяющие успешность личности в определенной деятельности. Например, Рубинштейн считал, что взаимодействие внешних и внутренних условий  развития индивида определяет его способности. Однако Мстиславская утверждает, что, понятие творческих способностей достаточно специфично и не определяется другими локальными способностями, например, способность хорошо запоминать визуальную информацию, способность к хорошему воображению, способность к абстрактному анализу  натуры, и другие отдельные качества личности нельзя назвать творческой способностью. По выражению С. Л. Выготского, творчество есть качество души и сама суть творческих способностей [7, с.14].

В своей монографии Ю.Ф. Катханова говорит о том, что способности существуют только в контексте достижения результатов в какой либо деятельности. Достижение результатов в деятельности определяется обучением, получением опыта, знаний и умений. Таким образом, автор утверждает, что способности формируются и развиваются при обучении [5, с. 18].

Творческие способности – это способность личности сознательно, на основании полученных умений и знаний, создавать новые способы решения поставленной задачи [5, с. 18]. Ключевую роль в формировании творческих способностей играет обучение и воспитание личности, а их развитие длится на протяжении всей жизни человека. Таким образом, формирование творческих способностей является актуальным для будущих специалистов [5, с. 19].

Будущие специалисты, студенты, бакалавры, в подавляющем большинстве имеют возраст от восемнадцати до двадцати пяти лет. В данном возрасте происходит становление личности, человек более осознанно относится к любой деятельности и следует своим личным интересам [5, с. 30]. Так же мышление носит образно – логический характер, хорошо развита оперативная память, быстрая смена деятельности [5, с. 31]. Как правило, в возрасте поздней юности человек владеет всеми операциями мышления. Для людей данного возраста характерно скачкообразное развитие мышления и памяти, что в свою очередь несет определенные проблемы, так Ю.Ф. Катханова отмечает проблему осмысления полученного материала и отсутствие навыков самообучения у студентов. Таким образом, можно сделать вывод, что обучение должно нести самостоятельный характер, а так же методы обучения должны включать в себя творческий характер, направленный на осмысление полученного материала. Поскольку будущие специалисты подходят к учебной деятельности наиболее выборочно, существует необходимость создать условия мотивации в учебной деятельности [5, с. 33]. Таким образом, формирование творческих способностей в возрасте поздней юности становится актуальным, поскольку творческое решение задач возможно при полной осознанности и осмысления учебного материала.

В зарубежной литературе понятие «творческая способность» так же подразумевается как «креативность» [9, с. 8]. Так, Т. Амабиле выделяет четыре фактора, влияющих на развитие креативности: компетентность в конкретной области, навык творческого мышления, то есть практика методов творческого решения задач, внутренняя мотивация, благоприятные социальные условия.  Автор так же отмечает, что творческое мышление поддается обучению и включает  себя ряд методов по решению проблем [3, с. 12].

Метод, по мнению E.M. Antony это «общий план детального и последовательного предъявления материала, ни  один из составных элементов которого не противоречит другому, и все части которого соответствуют выбранному подходу и базируются на нем. Подход является теоретической основой обучения, в то время как метод – практической» [9, с. 40]. И.Ф. Харламов дает следующее определение: «метод – это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся   по   решению   различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». В.И. Загвязинский говорит о том, что метод, прежде всего, выступает развивающим фактором обучающихся[9, с. 44].

Самыми популярными методами творческого решения задач являются такие методы как: мозговой штурм [4, с. 106]; методы ролевых игр, например метод латерального мышления, где примеряются различны точки зрения в решении проблемы [2, с. 89]; метод теории решения изобретательских задач, где особенность данной методики заключается в том, чтобы создать подход к решению проблемы или улучшить уже существующий [1, с. 6].

Д. Буркус отмечает, что метод мозгового штурма, как и другие методы, эффективны лишь в совокупности, так как творческий процесс не может быть абсолютно линейным [3, с. 136]. Кит Сойер выделил восемь стадий творческого процесса, в результате которого вытекает творческий продукт. На первом этапе определяется и конкретизируется проблема. Затем, на втором этапе, идет изучение теории по теме проблемы, на третьем этапе сбор любой информации имеющей отношение к данной теме. На четвертом этапе процесс решения проблемы останавливается на определённый период. Пятый, шестой и седьмой  этапы включают в себя методы мозгового штурма, фрирайтинга, то есть, высказывание всевозможных идей и концепций участниками творческого процесса. Последний этап – этап конкретизации идеи [3, с. 132].

Если рассматривать все вышеперечисленные методики, то можно сделать вывод, что в их основу входит определенная последовательность этапов: четко сформулированная проблема, сбор и изучение исходных данных, расширение области проблемы, генерация идей, формулирование решений, отбор решений и их проверка.

В возрасте поздней юности необходимо создавать мотивацию в учебной деятельности, создавать условия самостоятельной учебной деятельности, поэтому включение новых методов в процесс обучения может улучшить показатели успеваемости студентов. Формирование творческих способностей представляет собой сложный, поэтапный процесс, в котором обучающиеся осваивают алгоритмы творческого мышления посредством различных методов. Использование и преобразование методов зависит только от педагога, который ответственен за результаты обучения. Способность, решить какую либо задачу нетривиальным способом, является востребованной компетенцией на современном рынке труда [6, с. 6]. Таким образом, формирование творческих способностей будущих специалистов остается актуальным.

 

Список литературы:

  1. Альтшуллер Г. Найти идею - введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач [Электронный ресурс]. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 408 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/68031.html (дата обращения: 12.12.2019).
  2. Боно Э. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач [Электронный ресурс]. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 176 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/82867.html (дата обращения: 12.12.2019).
  3. Буркус Д. Муза не придет: Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи [Электронный ресурс]. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 216 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/82858.html (дата обращения: 12.12.2019).
  4. Возмилкина Е.Н Интерактивные формы обучения в системе высшего образования: "метод мозгового штурма"// Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016.- №118-3. – С. 106-108.
  5. Катханова Ю.Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности: монография – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – С.140.
  6. Льдокова Г.М. Андрогогика как основа репрофессионализации// Академический журнал Западной Сибири. – 2011.- №3. – С. 6-7.
  7. Мстиславская Е.В. Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде [Электронный ресурс]. — Саратов : Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. — 163 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/54422.html (дата обращения: 09.12.2019).
  8. Приказ Минобрнауки России от 21.04.2016 N 466, Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 N 532
  9. Скворцова С.В. Методы обучения креативной деятельности в педагогике Великобритании: монография — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2014. — С.119.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.