Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(85)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Шашко М.А., Кравченко К.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ЭТЮДА НАТЮРМОРТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 41(85). URL: https://sibac.info/journal/student/85/163435 (дата обращения: 26.12.2024).

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ЭТЮДА НАТЮРМОРТА

Шашко Маргарита Александровна

студент, Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доц. ВАК РФ, проф. кафедры изобразительного искусства Института искусств Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

METHODICAL SEQUENCE OF PERFORMANCE OF LONG-TERM STILL LIFE SKETCH

 

Shashko Margarita Aleksandrovna

student, Novosibirsk State Pedagogical University

Russia, Novosibirsk

Kravchenko Ksenya Alekseevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the VAK of the Russian Federation, Professor of the Department of Fine Art of the Institute of Arts of FSBOU "NGPU"

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье приведены основные этапы и правила изображения натюрморта масляными красками.

ABSTRACT

This article describes the main stages and rules for the image of a still life painting made with oil paints.

 

Ключевые слова: масляная живопись, натюрморт, живопись.

Keywords: oil painting, still life, painting.

 

Работа над живописным изображением предполагает следующие задачи: поиск общего колорита, гармонизация больших тоновых и цветовых отношений всех частей натюрморта, определение главного и второстепенного, а также определение отношения предметов к фону и между собой.

Для начала выполняется несколько набросков и этюдов с постановки. Это необходимо для поиска наиболее выгодного ракурса, формата листа и тонового решения.

Существует три основных условия успешного решения композиции в натюрморте: равновесие, соразмерность и соподчинение. Все элементы изображения на полотне должны быть уместны друг для друга и соразмерны между собой и по отношению к плоскости изображения. Равновесием в работе считается уравновешенность всех частей и сбалансированность в композиции. В свою очередь это условие зависит от расположения основных масс композиции, от расположения композиционного центра, от отношений цвета и тона в натюрморте, а также от фактуры письма в работе и многого другого.

Во время работы над натюрмортом важно помнить, что ни одно композиционное условие не может работать само по себе, без какого-либо другого. Композиционный центр выполняет смысловую нагрузку натюрморта, выражая художественно-эмоциональный образ полотна. В свою очередь поиск равновесия в работе  тесно взаимосвязано с соподчинением всех элементов, присутствующих в композиции.

Для правильного построения, создания гармонизации в композиции, применяются специальные средства, такие как: ритм, симметрия и асимметрия, пропорции, контраст и нюанс, масштаб, а также многие другие.

В организации композиции натюрморта использовались тоновые и цветовые ритмы. Ритмическая композиция несет в себе динамику и движение. Для этого она применяются различные формы, фактуры и цвет. С помощью ритмического построения зритель может выделить главное и обратить на него своё внимание. При этом человек зрительно соотносит одни элементы в композиции натюрморта с другими.  Одни элементы выделяются, а другие отходят на второй план.

Излишняя пестрота в натюрморте, усложняет композицию так же, как и резкое чередование темных предметов со светлыми предметами. Эти особенности могут разрушать то целое, что есть в натюрморте, но и общие цвет и тон работы. Во избежание этих перегружающих деталей остаётся необходимым осуществлять и  находить гармонично организованный ритм, использовать мягкие переходы от одного элемента к другому.

Динамика и выразительность композиции натюрморта осуществляется за счёт контраста формы или цвета, тона или фактуры. Использование в работе контраста и нюанса весьма частое явление и оно имеет место быть. Они весьма спокойно сосуществуют друг с другом, при этом отдавая предпочтения друг другу в большей или в меньшей степени каждый. Например, в работе «Русский натюрморт» применён контраст предметов к фону и нюансировка цветом самих предметов данного натюрморта. За счёт соотношения преобладания контраста в  натюрморте создается эмоциональный настрой работы, который в свою очередь зависит от количества тёплых и холодных цветов в работе. Приведение к гармоничному решению в работе являлось основной задачей соотношения контрастных плоскостей, пятен и элементов, а также равновесие, баланс между ними в натюрморте.

Выразительность и единство колорита в натюрморте определялись единством применяемых в работе изобразительных средств. Во время поиска цветового решения было необходимо определить принцип построения натюрморта. Этим принципом стал принцип контрастов или нюансов.

Весьма важной частью являлся выбор освещения в натюрморте. Это освещение могло быть: дневным или вечерним, искусственным (лампа), точечным или рассеянным. Выбрано было дневное освещение.   

Важнейшим этапом является определение основных цветов, из которых складывался колорит натюрморта, или, как можно точнее сказать, его ведущие цвета. Целостной работу делает именно нахождение и ограничение ведущих цветов.

При поиске гармоничных сочетаний цветов необходимо учитывать некоторый ряд закономерностей локальных цветов, а также влияние цвета на свет и наоборот, цвет, и материал, цвет и форма, цвет и его назначение. Для этого нужно было применить на практике некоторые особенности. Тёплые цвета рядом с холодными кажутся ещё более теплыми. Малонасыщенный или ахроматический цвет рядом с насыщенным хроматическим цветом приобретает оттенок цвета дополнительного к хроматическому цвету. Холодные цвета в сопоставлении с более холодными выглядят более теплыми, а с менее холодными становятся еще холодней.

В работе необходимо сохранять целостность живописного изображения, выделив при этом главное и подчиняя второстепенное, объединяя натюрморт светом, тоном и колоритом.

После выбора формата и расположения предметов на листе, рисунок переносится на формат итоговой работы. Далее работа выполняется с учётом выбранного колорита и освещения масляными красками.

Сначала выполняется подмалёвок, который выполняется разжиженной растворителем краской без использования белил. В первую очередь заполняются тени на вещах, драпировке и собственные тени, а также самые тёмные по цвету предметы. На этой стадии необходимо раскрыть основные цветовые отношения. Это послужит основой для дальнейшей работы пастозно, но для этого первый слой краски должен подсохнуть в течении двух-четырёх дней.

Дальнейшие уточнения и детализация проходят несколькими сеансами, между которыми также стоит делать перерывы в несколько дней для подсыхания нового слоя. Если писать по сырой краске, то цвета начнут смешиваться между собой и темнеть, создавая жухлость и матовость.

Руководство этими правилами и законами позволяет создать качественное живописное изображение.

 

Список литературы:

  1. Бесчастнов, Н. П. Живопись: учебное пособие для вузов / Г. В. Беда, В. Я. Кулаков. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
  2. Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства : учеб.пособие для вузов «Изобразительное Искусство» / Ю. П. Шашков. – М.: Академический Проект, 2006. – 128с.
  3. Прокофьев Н. И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов: учебное пособия для вузов / Н. И. Прокофьев – М.: Издательство «Владос», 2010. -158 с.

Оставить комментарий