Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ОБРАЗ И ВРЕМЯ В НАТЮРМОРТЕ
АННОТАЦИЯ
Данная статья рассматривает понятие художественного образа, а также зарождение, временные этапы развития натюрмортного жанра, создание художественного образа в этом жанре живописцами разных веков. Рассмотрены некоторые мировые выдающиеся художники, натюрморты которых ярко отображают вложенный в них художественный образ.
Ключевые слова: художественный образ, натюрморт, образ.
Образ – есть нечто субъективное и идеальное, в этом его своеобразие. В картине художественный образ рождается от изображенного предмета и живет в человеческом представлении за счет умозаключений и ощущений.
В малом академическом словаре есть такое определение образа: «Образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.» [3].
Художественный образ важная неотъемлемая часть любой картины. Особенно, на мой взгляд, это касается натюрморта, потому как в нем идет изображение лишь «мертвой» натуры, неподвижных предметов.
Еще в древности люди изображали окружающие их предметы. Пожалуй, самые ранние такие изображения были обнаружены в захоронениях древних египтян. Там достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках Греции и Рима. Хоть они имели декоративное значение, но это уже были зачатки натюрморта.
В XVI веке, когда искусство служило христианству, натюрморт долгое время сохранял связь с религиозной картиной. Он присутствовал в иллюстрациях сюжетов из Библии. В эти века такие художники как Ян Ван Эйк и Караваджо включали композиции предметов как часть христианских сцен.
Своего расцвета натюрморт достигает в XVII веке благодаря голландским и фламандским художникам. В эту эпоху складываются главные черты этого жанра. Великих мастеров живописи, работающих над натюрмортом в это время объединяет общий интерес к бытовому характеру вещей, красоте их форм и материала [1, с. 9]. Художники нашли новые ценности в человеке, отражая национальный быт, предавали отпечаток трудов и дней простых людей.
Картина-натюрморт всегда несет большое художественное содержание как целостный, образ периода времени, эпохи. Ассоциативность – особое качество натюрморта. Это справедливо, так как в облике вещей запечатлевается их жизнь, жизнь их владельца, и к тому же натюрморт-картина по-своему, хотя и опосредованно выражает взгляд живописца на мир.
Важно понимать, что зритель (сведущий в искусстве) хочет видеть не столько сам объект, сколько отношение к нему самого художника, т.е. созданный им художественный образ.
В XVII – XVIII веках натюрморт распространяется далеко за пределы Голландии и Фландрии. В Испании, например, ярко среди художников выделяется Сурбаран. В его живописи формы реального мира воспроизведены во всей их неповторимости и с большой материальной достоверностью, но при этом мастер создает возвышенный художественный образ [7, с. 126]. В «Натюрморте с лимонами и апельсинами» с великолепным мастерством переданы фактура предметов. Но в то же время здесь нет приземленного, а лишь образ строгой и прекрасной гармонии.
В развитии натюрморта в Германии внес свой вклад Георг Флегель. В лучших его композициях есть некий второй план «подтекст», придающий духовную значимость изображению [7, с. 319].
Хотелось бы обратить внимание на творчество известного французского мастера живописи Симона Шардена (1699 - 1779). Произведения, посвященные изображению «мертвой природы» (натюрморты), занимают в творчестве Шардена чуть ли не большее место, чем бытовые сцены. Шарден пользовался горячей любовью своих зрителей. Жизненность его образов, и новизна его тем, мастерство исполнения привлекали к его произведениям не только художников, но и более прогрессивных представителей французской культуры [5, с. 15]. Его натюрморты, так же как и бытовые картины, знакомят нас с отдельными страницами жизни и бытом людей кануна французской революции. Не это ли и есть великое мастерство, когда с помощью лишь холста и красок художник передает образ и время своей эпохи, событий своей современности.
В конце XVII века сложное символическое содержание присутствует лишь в эмблематических «Vanitas», остальные виды натюрморта, как правило, демонстрируют стремление к повышенной декоративности. Эмблематика понемногу изживает себя, утрачивая глубину. Это связано с отходом от риторической культуры прежних эпох. Следствием этого был разрыв незримых смысловых связей между предметами и явлениями, объекты утратили способность отражать сущность мироустройства, какой она представлялась прежде [2, с. 121].
Собственно, вся деятельность человека немыслима без контакта с предметами. Участвуя в жизни людей, они овеществляют в себе общественное содержание, творчество, человеческий труд, а значит представления о мире, идеалы, вкусы. Качества предметов открываются художником в зависимости от социально-культурного развития общества. В материальных объектах избирается то, что наиболее соответствует определенным ценностям.
Однако ценность самих предметов – лишь предпосылка ценности их образов, созданных художником. Изображенные им предметы не только способны рассказывать о людях, которые сотворили их. Они говорят и о самом художнике, как бы запечатлевшем в увиденном самого себя. Ведь и выбор предмета, и манера его изображения повествуют о личности этого художника, его культурный уровень, его характер и пристрастия. Словом, в «общении» с предметами многогранно раскрывается человеческая сущность [4, стр. 11].
Позднее в мировой истории живописи ярко зазвучало имя еще одного художника – Винсента Ван Гога. Предметный мир полотен Ван Гога непостоянен, однако мастер всегда испытывал пристрастие к вещам обыденным, обыкновенным, часто встречающимся в жизни простых людей. Немногие живописцы любили изображать корзины с картофелем, селедку, пару изношенных башмаков, птичьи гнезда, обыкновенные кувшины, миски, бутылки и кастрюли, старые и много повидавшие на своем веку [6, c. 47].
Большое значение Ван Гог придает цвету. Он вкладывает в него так много смысла, что порой изображение самих предметов уже играет не столь большую роль в картине. И этим по-своему привлекателен этот художник.
Рассматривая натюрморты различных веков и национальных художественных школ, можно не только достаточно многое узнать о стране, времени, народе и художнике, но и главное – почувствовать: в каком направлении или каком ракурсе изображенный предмет «оживает», переосмысливается, а также понять в какой степени художнику удается приблизить его потаенную суть.
Предметы в натюрморте имеют своё настроение, эмоционально влияют на людей, вызывают воспоминания и желания. Художник понимает вещи, видит их путь по жизни, видит то, что за ними проявляется. Предметы, в свою очередь, передают настроение и чувства самого автора.
Таким образом, современный зритель, наблюдая натюрморт, написанный в те века, может «перенестись» в то время, понять чем жили люди, как жили. Мастера натюрморта стремились передать в своих работах многообразие мира, в котором каждое создание, будь то и неодушевленный предмет интерьера, цветок или кисточка винограда обладает неповторимыми свойствами, достойными быть запечатленными на холсте.
Список литературы:
- Геташвили, Н. В. Малые голландцы. / Н. В. Геташвили. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование. – 2005. – 128 с.
- Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. / Ю. Н. Звездина. – М.: Наука. – 1997. – 160 с. – 116 ил.
- Малый академический словарь / ред.: А. П. Евгеньева. М., 1957-1960 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://enc.biblioclub.ru/encyclopedia/118_Malyy_ (Дата обращения 20.09.2019)
- Мочалов, Л. Три века русского натюрморта. / Л. Мочалов. — М.: Белый город. - 512 c. : ил.
- Немилова И.С. Симон Шарден и его картины в Государственном Эрмитаже. / И.С. Немилова. – М.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1961. – 40 с.: ил.
- Останина, С. П. Энциклопедия натюрморта. / С. П. Останина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2002.
- Прусс, И. Е. Малая история искусств. Западноевропейское искусство XVII в. / И. Е, Прусс. – М.: Искусство. – 1974. – 384 с.
Оставить комментарий