Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ
АННОТАЦИЯ
Пейзажная живопись в русском искусстве так же проходит некоторую эволюцию. Зарождение этого жанра, как правило, связывают с XVII веком и процессом обмирщения культуры. В это время в искусство начинают проникать бытовые и светские мотивы, тогда как религиозные начинают постепенно отходят на второй план. Пейзажные мотивы проникают и в иконопись, однако, пока не представляют собой целостной картины.
Ключевые слова: пейзаж, представители пейзажной живописи, искусство.
Вначале пейзаж служил лишь фоном для основного сюжета картины. Но постепенно в течение XVIII века отделился в отдельный жанр.
Меняется отношение художников к природе, улучшаются и их технические возможности. «Русские живописцы XVIII в. постепенно осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства на плоскости, и светотень, помогающую создать объемное изображение» [29, с. 41]. Особенно плодотворной оказывается вторая половина XVIII века.
Предпосылками для зарождения пейзажной живописи послужили изображения батальных сцен и праздничных событий, а также видовые изображения городов и монастырей.
Сильвестр Щедрин (1791-1830) является одним из первых представителей русского романтизма и считается основоположником пейзажного жанра. Его восприятие природы отличалось лиризмом. «В раннем творчестве Сильвестра Щедрина заметна известная остановка на месте: он повинуется традиции создает произведения довольно стереотипные используя определенные законы пейзажной живописи, утвердившиеся к тому времени: четко членит пространство на три плана в глубину, по краям картины изображает какие-то предметы, служащие своеобразными кулисами в глубине, в центре помещает какое-либо здание, оказывающееся смысловым и композиционным центром пейзажа» [5, с. 198]. Он отправился в Италию и там его творчество приняло совершенно новую форму. Он первым из русских художников стал работать на пленэре. В его работах прочитывается новое понимание природы – это стремление быть с ней в единстве. Его интересовало взаимодействие света и воздуха, а в колорите преобладали холодные тона, хотя в последнем периоде своего творчества он обратился к тонам теплым. Его пейзажи, как правило, сопровождались бытовыми сценами, зачастую это были рыбаки.
М. Н. Воробьев (1787-1855) представитель академической школы. Он соединил классицизм с романтическим пониманием света. Воробьев организовало свою школу. Среди его учеников И. К. Айвазовский, отдавший предпочтение морскому пейзажу, братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы и М. И. Лебедев. Манера Лебедева близка реализму. Он так же отправился в Италию, где по сути продолжил творческие традиции Щедрина. Фокус его внимания, как правило был направлен на первый план. Глубина передавалась с помощью дорожек, чередования света и тени, воздушной перспективы.
А. К. Саврасов (1830-1897) принадлежал к художникам-передвижникам. С его именем связан процесс демократизации пейзажа, обращение не только к возвышенной стороне природы, но и фиксация природы в ее обыденности. В этом заключается его новаторский подход.
И. И. Левитан (1860-1900) был учеником Саврасова и продолжателем лирической линии в написании пейзажа. В его пейзажном творчестве можно проследить эволюцию от художников-передвижников до камерного лирического пейзажа и далее к непосредственной близости к импрессионистам. С последними его роднит стремление запечатлеть текущий миг в его изменчивости. Такой эффект достигается не изображением стремительно меняющихся погодных условий: например, сильного ветра или дождя. Зритель погружается в эту атмосферу изменчивого времени благодаря колориту и особенной технике мазка. Время будто исчезает, растворяется.
И. И. Шишкин (1832-1898) представляет собой реалистичное направление в пейзажной живописи, противоположное лирическому направлению Саврасова. Он придерживался академического построения картины и монументальности изображения. Про него говорил Стасов, что его природа предназначена для богатырского народа. «Прежде всего следует отметить типичность избранного художником вида – широкое ровное поле спелой ржи, прорезанное дорогой, и ряд высоких сосен на фоне полдневного неба со скопившимися у горизонта облаками» [5, с. 251]. Это полная противоположность Саврасову. Если тот стремился изобразить природу в ее обыденности и даже неказистости, тем самым выразив ее особую поэтику, Шишкин стремился запечатлеть ее монументальность и мощь. Отсюда и его любовь к неизменным деталям пейзажа, отсутствие желания запечатлеть ускользающие мгновения. Он предпочитает лето, а не такие изменчивые времена года, как осень и весна. Так же редко изображает утро и вечер.
Таким образом, в русском изобразительном искусстве пейзажная живопись прошла эволюцию аналогичную западной, только в более короткие сроки. От роли вспомогательной и зачастую невыразительной пейзажная живопись проделала путь до становления самостоятельным и самодостаточным жанром.
Список литературы:
- Пикулев И. И. Русское изобразительное искусство: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры и фак. культ-просвет. работы ин-тов искусств и консерваторий. — М.: Просвещение, 1977. — 288 с
- История русского искусства. В 2т. Т.2, кн. 2. Искусство второй половины XIX века. Под ред. Неклюдовой М. Г. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 306 с.
- Грабарь, И. Э., Лазарев В. Н., Кеменов В. С. История русского искусства: в 13 т. М.: Издательство АН СССР, 1969. Т. 10, кн. 2. – 557 с.
Оставить комментарий