Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА
АННОТАЦИЯ
Пройдя немалую эволюцию и ряд трансформаций, на сегодняшний день пейзажный жанр является одним из самых популярных и распространенных. Жанр пейзажа многогранен и многозначен. Он является не просто непосредственным изображением природы, но и историческим содержанием.
Ключевые слова: пейзаж, этапы становления, эволюция пейзажного жанра
Слово paysage (пейзаж) с французского переводится как природа. Согласно «Краткому словарю терминов изобразительного искусства» пейзаж представляет собой «жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы» [25, c. 118].
В Средние века пейзажный жанр не получил должного развития. Более того, даже был несколько предан забвению. Природа служила лишь фоном и художники не заботились о реалистичности ее изображения. Изобразительное искусство наполнили картины на религиозные темы.
Важным этапом на пути формирования пейзажного жанра стали миниатюры. Необходимо особо отметить, что в это время наблюдается еще не совершенное, но значительное улучшение знаний перспективы по сравнению с предыдущими эпохами.
Новый этап в развитии пейзажного жанра можно наблюдать в эпоху Возрождения. «Теперь же в эпоху Высокого Возрождения пейзажные мотивы стали играть важную роль. Именно этот период, больше чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей композиции, перспективы и других составляющих живописи для передачи окружающего мира. Теперь пейзаж представляется важным элементом картины» [30].
Художники Высокого Возрождения стремились к гармоничному сочетанию человека и окружающей природы, прежде всего посредством колорита. Чего не было в средневековой живописи, когда фигуры и фон могли резко контрастировать по колориту.
В это время разрабатываются новые знания по линейной перспективе, наблюдается стремление к пропорциональности, стремление к реалистичности в изображении природы.
Постепенно пейзаж начинает оформляться в самостоятельный жанр.
Природа – это уже не просто фон, не просто иллюстрация к какой-то сцене. Изображение природы несет определенный эмоциональный посыл и настроение, которые создаются при помощи колорита картины: глубокие, приглушенные краски зелени и земли, свинцово-синие оттенки неба и воды и золотисто-розовые тона городских сооружений» [18].
Со второй половины XVIII века в пейзажной живописи стала широко применяться акварель, поскольку «быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений» [22, с. 176]. Впервые появляются художники-акварелисты, занимающиеся этим профессионально. Работы были исполнены с применением неяркого цвета. Слегка увлаженная бумага, как правило, заливалась одним тоном и весь пейзаж подчинялся одной цветовой гамме с плавными размывками, а мелкие детали прорисовывались пером.
Такова в общих чертах история развития пейзажного жанра до того момента, когда он становится самостоятельным.
Таким образом, эволюция пейзажного жанра происходила в тесной связи с отношением к природе, с мировоззренческими, религиозными представлениям, а в связи со знаниями о перспективе и представлениями о колорите. По мере того, как расширялись технические возможности художников и менялись мировоззренческие и идеологические установки, эволюционировал и пейзажный жанр. Он прошел путь от роли вспомогательных элементов в картине, от фона, не всегда правдоподобно изображающего окружающую действительность, до самостоятельного жанра.
Список литературы:
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. – М.: Советский художник, 1961. – 188 с.
- История русского искусства. В 2т. Т.1. Искусство X - первой половины XIX века. Под ред. Раковой М.М., Рязанцева И.В. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 496 с.
- Сокольникова М. Н. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
Оставить комментарий