Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Сазонова Е.С. ПАЗЫРЫКСКИЙ СТИЛЬ СИМВОЛЬНОЙ АТРИБУТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В КОНТЕКСТЕ КАРТИНЫ МИРА АЛТАЙЦЕВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 40(84). URL: https://sibac.info/journal/student/84/162016 (дата обращения: 24.11.2024).

ПАЗЫРЫКСКИЙ СТИЛЬ СИМВОЛЬНОЙ АТРИБУТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В КОНТЕКСТЕ КАРТИНЫ МИРА АЛТАЙЦЕВ

Сазонова Екатерина Сергеевна

3 курса, Институт искусств, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет",

РФ, г. Новосибирск

PAZYRYK STYLE OF SYMBOLIC ATTRIBUTES OF THE ALTAI REPUBLIC IN THE CONTEXT OF THE ALTAI WORLDVIEW

 

Sazonova Ekaterina Sergeevna

3 courses, Institute of arts, Novosibirsk state pedagogical University",

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает, картину мира алтайцев через воскрешение пазырыкского стиля символьной атрибутики, его значимость в современности и сохранения культуры и народных промыслов. Рассматривается процесс развития и современное состояние

художественных промыслов и ремесел в Алтайском крае и Республике Алтай.

ABSTRACT

This article examines the picture of the world of the Altaians through the resurrection of the Pazyryk style of symbolic attributes, its importance in modernity and the preservation of culture and folk crafts. The process of development and current state are considered

arts and crafts in the Altai territory and the Altai Republic.

 

Ключевые слова: пазырыкский стиль, скифо-сибирский звериный стиль, народные промыслы.

Keywords: the style of the Pazyryk, the Scythian-Siberian animal style, and crafts.

 

Человек и искусство неразрывно связаны между собой с момента своего возникновения. Человек всегда тянулся к искусству в независимости от степени своего развития, и нет ни одного народа в истории человечества, который бы не имел своих художественных традиций.

Палеолитическое искусство можно считать своеобразной точкой отсчёта появления культуры в социуме. Человеку присуще интерес к окружающему миру и тенденция изображения зооморфных образов, зародившаяся ещё в наскальной живописи эпохи камня, окончательно сформировалась и привела к чёткой структуре и каноничности в искусстве раннего железного века, что сегодня принято называть звериным стилем.

Объектом для изображения являются четыре группы животных: копытные, хищники, птицы и фантастические животные. Этот стиль представлен петроглифами и находками в погребениях, в связи с чем, считается общепринятым среди исследователей утверждение о сакральном значении образов. А так же он представлен прикладным искусством. Создатели скифо-сибирского звериного стиля использовали в изображении экспрессивные деформации, тем самым сохранив реалистическую основу своего творчества.

Символы пазырыкского стиля, прошлое археологии, связывают древнее и современное. «Звериный» стиль стал брендом Алтая и обрёл своё звучание в работах художников-оформителей и народных умельцев, и тем самым приобрёл новую жизнь. 

До начала XX века промыслы края существовали в виде домашней промышленности. К середине ХХ века традиционные художественные ремесла народов Алтая были во многом утрачены. Их возрождение началось с 1990-х годов. Одним из первых законов стал закон «Об историко-культурном наследии Республики Алтай» 1994 года. На основе закона планировалось разработать программу возрождения народных промыслов – «Сартакпай», но она не смогла реализоваться в полной мере. 1990-х годах в г. Горно-Алтайске была создана мастерская «Козер», что переводится как «резной» - это резные с лаконичной росписью изделия из кедровой щепы. В работах «Кезера» органично соединялись традиции алтайской антропоморфной скульптуры из дерева и кости, славянская и тюркская мифология и выразительные средства современного искусства [1].

В 2001 году в республике Алтай был основан республиканский центр народной культуры. В 2005 г. была утверждена республиканская целевая программа «Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005–2010 гг.)». Она была создана для сохранения и возрождения основ народного художественного творчества среди народов Алтая.

На протяжении 2000–2010-х гг. в ходе реализации программ по развитию ремесел и народных художественных промыслов в Республике Алтай формировалась алтайская школа художественных войлоков.

При этом традиции в производстве войлока лучше сохранялись в казахской среде. Помимо художественного войлока в Республике Алтай активно развивается резьба по дереву, ковка, ювелирное искусство, художественная обработка кожи. К 2008 г. специалистами «Энчи» был создан банк данных по традиционным и современным художественным ремеслам; сформирована сеть ремесленников.

В настоящее время  Республика Алтай считается центром народных ремесленников в ней  насчитывается около 400 народных мастеров. Помимо мастерской «Кезер», существует школа ремесел «Адамант», мастерская «Ай-Тана», центр «Камнерезы Алтая». С 2014 г. народных мастеров Республики Алтай объединяет центр народных художественных промыслов и ремесел «Алтай» в с. Купчегень Онгудайского района. Он входит в структуру Центра развития туризма и предпринимательства Республики Алтай. Как говорилось ранее, Алтайский край обладает обширным историко-культурным наследием, алтайцы направлены на сохранение традиций, а скифо-сибирский стиль стал визитной карточкой Алтая.  Потому мною был рассмотрено созданное творческое объединение в рамках республиканского цента мастеров традиционных ремёсел Алтая на территории Онгудайского района, призванное сохранить и передать будущим поколениям алтайскую культуру. Так же, в этом центе, дополняют и расширяют это направление ряд частных мастерских работников прикладного искусства.

Этот центр - сосредоточение различных мастеров трудящихся над сохранением и воскрешением родной культуры. Мастера сохранили традиции алтайских ремесел и технологию производства.  Жители считают себя прямыми потомками скифов поэтому их искусство базируется на пазырыкском ( скифо-сибирском зверином) стиле. Сегодня у центра тесная связь со школой, к ним приходят дети, смотрят и учатся. Для взрослых так же проводятся обучающие семинары и мастер-классы. На данный момент в центре работает семь мастеров: Серемей Кунанаков (шорные изделия), Эркин Баинов (тиснение по коже), Аржан Кухаев (чеканка и ювелирные изделия), Евгений Идеев (кузнечное дело), Солоны Якова (гончарные изделия), Айсула Такина (валяние войлока), Вячеслав Кухаев (резьба по кости), Мерген Калтаров (художественная ковка).

В 2006 г. для сохранения и развития народного искусства, для поддержки мастеров и обеспечения преемственности традиций в регионе утвердили закон «О почетном звании Алтайского края “Народный мастер Алтайского края”».

На 2012–2014 гг. была принята целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края», основной целью которой декларировалось сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры как основы процесса формирования единого культурного пространства региона. Эту программу дополнила действующая с 2015 г. государственная программа «Культура Алтайского края», в которую были включены все актуальные направления, в том числе и поддержка промыслов и ремесел.

А так же активную позицию в изучении художественного наследия Алтая занимает Алтайский краеведческий музей г. Барнаула, где к концу ХХ в. сложились значительные коллекции по этнографии русского населения и коренных народов края.

В настоящее время, символы прошлого археологии можно увидеть в сочетании с современностью, например на гербе Республики Алтай, принятом в 1993 г. Этот образ древнего прошлого до сих пор имеет разные толкования. Так, например, указывают, что этот символ «пришёл из мира мёртвых» и местные связывают его значение со стихийными бедствиями. Отмечено, что в центре герба расположен  «грифон – Кан-Кереде». Фасад Национального театра драмы им. П. В. Кучияка оформлен под влиянием пазырыкского стиля. Четырехгранный конус крыши стилизован под алтайское жилище айыл, фасад оформлен «кедровыми» панно. На нем изображен 12-летний цикл календаря как один из ключевых атрибутов традиционной культуры алтайцев. Все они оформлены в пазырыкском стиле. На фасаде Национального музея им. А.В. Анохина изображен «небесный» олень с откинутыми на спину ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Символ оленя принято считать «воплощением представлений древних людей об окружающем мире: о происхождении вселенной, идеи культа солнечного божества от его сакрального наименования «олень - золотые рога», ставшего источником света и жизни на земле».

Благодаря символьной атрибутики Республики Алтай, стремление политической элиты вписать свой регион в мировое сообщество становится возможным, ведь пазырыкский стиль считается презентабельным. Изображение знаков в зверином стиле воспринимается как символ коренного этноса, сформировавшегося в этом регионе - Горном Алтае. Изображения привлекают и очень красивы с точки зрения декоративно прикладного искусства.

В картине мира современных алтайцев ориентиром выступает ритуальная символика. Для них является актуальным соблюдение языка символов и знаков.

В этническом сознании алтайцев сложилось представление о том, что наряду со знанием родного языка важным маркером этничности выступает соблюдение ритуальных практик как некий эталон «алтайского», основанный на традиционном мировоззрении.

К сожалению, многие традиции, культура и народы на грани исчезновения. Поражает, что мало кто задумывается о вымирании народа, народ и культура, умирают без памяти. Поэтому так важно изучать и отображать культуру своего народа. Воскрешать его и поддерживать в искусстве. Именно благодаря творчеству можно оставить глубинную память народа, его обычаев, быта и уникальных неповторимых черт.

Мастера, работающие в направлении воссоздания традиций, оставляют вековую память народа, сохраняют культуру и обращают внимание на важность обращения к своим корням этнической принадлежности, побуждая сохранять собственную неповторимость культуры и прививать людям любовь и память к своему народу.

 

Список литературы:

  1. Москвина М.В., Октябрьская И.В., Павлова Е.Ю., Сковпень А.В. Алтайский «Кезер»: тенденции развития художественных промыслов современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 12-1 (74). – С. 130-132.
  2. Павлова Е.Ю. Этническая тема в современном искусстве и народные промыслы Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. – 2007. – № 3. – С. 74-77.
  3. Тадина Н.А., Ябыштаев Т.С. Пазырыкский стиль символьной атрибутики Республики Алтай в контексте картины мира алтайцев // Вестник ТГУ. История. 2013. № 3 (23). С. 165-168.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.