Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Гнездовская М.А. ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 40(84). URL: https://sibac.info/journal/student/84/161928 (дата обращения: 29.03.2024).

ПРИНЦИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

Гнездовская Мария Александровна

студент, Новосибирский педагогический государственный университет,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Тема эстетики была актуальна всегда, а для искусства, эстетика просто необходима. В данной статье я рассмотрю основные черты эстетического в произведениях искусства и взаимосвязь человека с произведением.

 

У каждого произведения искусства есть своя мысль, свой характер, свои особенности, отличия. Но, несмотря на все отличия между произведениями искусства, их объединяет одна основа – они все являются результатом творчества по законам эстетики. Многим искусствоведам, которые занимались в сфере искусствоведения, начиная с античных времён и до сегодняшнего дня, характерно стремление познать именно природу данного явления и попытки проникнуть в суть художественных закономерностей.

Самое главное место в эстетике произведения принадлежит художественному образу. Он является одним из главных составляющих, способствующих созданию художественного процесса. Создание художественного произведения – это конечный акт творческого процесса в искусстве. Именно после его появления возникает новая эстетическая реальность, особый художественный мир, живущий по своим законам. Под художественным образом подразумевают органическую духовную целостность, которая реализуется о всей своей полноте только в процессе эстетического восприятия конкретного произведения искусства конкретным воспринимающим в его внутреннем мире [2]. Поэтому художественный образ находится в слияние с эстетикой и важен абсолютно для всех видов искусств. Произведение в целом является конкретно-чувственным воплощением в материале данного вида искусства образом духовного мира художника. Изначальный замысел творца уже называют образом. Однако полноценный художественный образ возникает только при достаточно совершённом решении всех образных структур произведения. Только тогда зритель почувствует, что ни прибавить, ни убавить в произведении ничего нельзя и приобщится с его помощью к высшему эстетическому опыту. Для полной реализации художественного образа конечно важно и написание произведения, чтобы оно было сделано по хорошо ощущаемым, эстетически развитым вкусом художественно-эстетическим законам, без ошибок, недоработок, то есть полностью отвечало принципу «внутренней необходимости» (по Кандинскому) [1]. Конечно, за всю историю таких «идеальных» произведений не так уж и много, но остальное множество хороших произведений искусства выполняет не менее важные функции удовлетворения эстетических запросов населения, воспитания эстетических вкусов, подготовки наиболее эстетически одаренных субъектов к восприятию более совершенных произведений, то есть к выходу на высший уровень эстетического опыта. Тут вместе с понятием художественного образа рядом стоит и художественное пространство. В эстетическом смысле художественное пространство – это нечто иное. Это сугубо личное пространство, в котором имеет место быть художественный образ.

Не менее важной чертой эстетически сложившегося произведения также считается его целостность, единство. Здесь, пожалуй, стоит вспомнить важные мысли русского искусствоведа – И. Э Грабаря. У критика хорошую оценку получают только те произведения, в которых не присутствует полного разрыва с традициями прошлого искусства, а предполагает творческое использование наследования. Развивая мысль далее, следует вернуться к мыслям Аристотеля и Гегеля по данной проблематике. Аристотель, к примеру, «органическую цельность» выставлял самым главным требованием к произведениям искусства.

Произведение искусства в эстетике также преобладает такими характеристиками, как незавершённость и неисчерпаемость. Это верно, так как действительно любое произведение искусства, обладающее целостностью и единством, являясь в этом смысле завершённым, одновременно предстаёт открытой к самому зрителю, то есть, вероятно, незавершённой художественной системой. Произведение выступает более завершённым, чем выше его целостность, чем более значимы его художественные достоинства [1]. При всем противоречие этого суждения следует иметь в виду то, что именно от масштаба и глубины заложенного в произведении творческого потенциала зависит степень его незаконченности. При восприятии произведений искусства их потенциальную незавершённость отражает тот момент, когда у воспринимающих возникает перед собой свой образ произведения, то есть человек даёт своё истолкование этому произведению. В эстетике данное образование получило название «эстетического объекта». Учитывая данный выше контекст, можно уловить мысль о том, что художественное произведение предстаёт, таким образом, в виде сложной системы образов, идей и смыслов, которые подлежат пониманию и объяснению уже в процессе восприятия [1]. Также нужно отметить то, что для большего числа людей созданием некоего образа этот процесс художественной коммуникации завершается, и эстетический объект больше не несёт в себе какой-то наиболее углубленной информации о художественном произведении. И это, как правило, индивидуальное эстетическое отношение каждого воспринимающего, которое в немалой степени зависит от индивидуальных особенностей человека.

Наиболее полно произведение искусства реализует свои эстетические функции в восприятии. Тут ещё можно добавить, что известная роль во взаимодействии с произведением принадлежит критике. Это, по сути, самый конечный акт в восприятии данного произведения. Если обратиться к Грабарю, то у него главная составляющая эстетической критики – это критерий гармонии, красоты, стройности. Также критика, внося большие изменения в художественную деятельность способна воздействовать как на сам процесс создания художником произведения, так и на характер его предстоящего эстетического использования, на присвоение публикой художественной идеи, которая заключена в произведении. Наиболее важная общественная значимость критики заключена в её способности влияния на сознание зрителя. Имея дело непосредственно с публикой и критикой, произведение искусства получает своё истинное бытие именно через его восприятие.

 

Список литературы:

  1. Бычков В.В. Эстетика: учебник/ В. В. Бычков. – М.: КНОРУС, 2012. – 528 с.
  2. Эстетика [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. - Москва: Центр, 1998. - 238 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.