Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Панфилова К.В., Щипина Р.В. АТРИБУЦИЯ ИКОН ПО СОХРАНИВШИМСЯ НАДПИСЯМ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 39(83). URL: https://sibac.info/journal/student/83/160992 (дата обращения: 20.04.2024).

АТРИБУЦИЯ ИКОН ПО СОХРАНИВШИМСЯ НАДПИСЯМ

Панфилова Кристина Викторовна

студент, Санкт-Петербургский институт культуры,

РФ, г. Санкт-Петербург

Щипина Римма Владимировна

канд. филос. наук, доц., Санкт-Петербургский институт культуры,

РФ, г. Санкт-Петербург

ATTRIBUTION OF ICONS BY PRESERVED INSCRIPTIONS

 

Panfilova Christina

student, St. Petersburg Institute of culture,

Russia, St. Petersburg

Shchipina Rimma

Candidate of Sciences in Philosophy, associate professor, St. Petersburg Institute of culture,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Исследований, посвященных данной теме встречаются крайне мало и они посвящены составлению палеографических характеристик надписей, по которым предполагалось атрибутировать икону. Однако, манера письма и палеографические признаки авторской живописи могут не соответствовать друг другу. Архаическое начертание букв может быть объяснено тем, что при создании списка с иконы, художник стремился сохранить облик старого письма. Исследования и составление информационной базы по надписям на иконах могут стать важным материалом по атрибуции икон.

ABSTRACT

Studies on this topic are very few and they are devoted to the compilation of paleographic characteristics of the inscriptions, which were supposed to attribute the icon. However, the manner of writing and paleographic features of the author's painting may not correspond to each other. Archaic lettering can be explained by the fact that when creating a list of icons, the artist sought to preserve the appearance of the old letter. Research and development of information base on the inscriptions on icons can be an important material for the attribution of icons.

 

Ключевые слова: атрибуция иконы, атрибуция надписей, надписи на иконах, икона, реставрация иконы, памятники древнерусской живописи.

Keywords: attribution of the icon, the attribution of the inscriptions, inscriptions on icons, icon, the restoration of the icons, monuments of ancient art.

 

Исследований, посвященных данной теме встречаются крайне мало. Внимание к вопросу изучения надписей на иконах возник во время работы по описанию памятников древностей в 1851 году. Цель исследования надписи заключалось в составлении палеографических характеристик, по которым предполагалось атрибутировать икону.

Впервые принцип публикации всех сохранившихся надписей на иконах было осуществлено А. С. Уваровым. Первой публикацией, посвященной исследованию иконных надписей можно назвать исследования А. С. Петрушкевича. Среди палеографов и лингвистов данную тему изучали – Н. М. Карийский, П. К. Симон, В. Н. Щепкин, А. И. Соболевский и др.

О роли надписи на иконах исследователи высказывали разные мнения.  По мнению Кочеткова И. А. живопись не всегда может выразить все необходимое, поэтому возникает необходимость в надписях. [3, с. 32] Из этого следует, что главной причиной помещения надписи в иконе признается информация, которую она содержит.

В.Н. Щепкин рассматривает надписи как декоративное заполнение фона. [15, с. 226-230] А. Н. Овчинников описывает связь между смысловым и композиционно- художественным значением надписей на иконах. [6, с. 189]

В XIV-XV в. произошло значительное изменение в древнерусской письменности, связанное со вторым южнославянским влиянием. Этому явлению посвящена книга М. Г. Гальченко - "Надписи на иконах Древней Руси".

Таким образом, назначение надписи на иконе складывается из различного подхода к ней. Для того чтобы выяснить причину помещения надписи на иконе, необходимо обратиться к истокам её происхождения, её значению и особенностям.

Содержание и композиция иконы всегда отражает какой-то богослужебный текст, прежде всего Священное Писание (праздник Рождества Христова или Страшный Суд). Вербальным источником иконы может стать апокриф (Рождество Пресвятой Богородицы). Слово из жития святого переходит не только в надписи в клеймах икон, но и в сюжет узловых моментов жизни святого.

В зависимости от содержания иконы, истории ее создания могут присутствовать надписи разных типов, к примеру: имена Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, наименования событий, тексты на свитках или Евангелии, тексты в клеймах иконы, тексты молитв, надписи на обороте доски, надписи вкладного характера или дарственные и т. д.

Одни из древних образцов надписей являются энкаустические иконы V – VII веков из Синайского монастыря Святой Екатерины ("Епископ Авраам", "Евангелист Марк", "Христос и св. Мина").

Другими примерами могут служить надписи на памятниках раннехристианского искусства (фрески и мозаики катакомб, саркофаги и надгробные плиты).

Со второй половины II века утверждается христианская символика, вместе с которой получило развитие и символическое значение надписи. Надпись становится священным символом воплощающая определенную религиозную идею. Возрастает и значение текста в иконе. Оно становится настолько велико, что без подписания икона не действительна, она перестает быть иконой в собственном смысле и перед ней нельзя молиться. [5, с. 188-189]

Седьмой Вселенский Собор подчеркивал: "Икона, конечно, только по имени имеет общение с Первообразом, а не по самой сущности", "...Икону признаём не за что-либо другое, как за икону, представляющую подобие Первообраза. Потому-то икона получает и самое имя Господа; чрез это только находится и в общении, с Ним; по тому же самому она досточтима и свята...». [8, с. 268]

Иконописцы старательно подпирали и наносили надписи на иконе. Об этом пишет Д. С. Лихачев: надписи "органически входили в композицию, становились элементом орнаментального украшения иконы". [4, с 28]

На примере фресковых росписей XII века в Георгиевском соборе Старой Ладоги А. Н. Овчинниковым было отмечено, что отсутствие надписи на иконе может исказить её смысл. [6, с. 189.]

Вплоть до XVII века иконы не подписывались иконописцами. Это было связано с тем, что композиция икон, согласно постановлениям Седьмого Вселенского Собора, предписывалась святыми Отцами и преданием Церкви. За иконописцами признавалось лишь исполнение. Отцы Собора также подчеркивали: "Не изобретение живописцев производят иконы, а ненарушимый закон и предание Православной церкви; не живописец, а св. отцы изобретают и предписывают: им принадлежит сочинение, живописцу же - только исполнение". [9, с. 283-285]

В эпоху расцвета иконописания тексты и слова на иконах имели самостоятельную роль, но в то же время они были неотделимы от изображения. В более поздний период слово в иконе становится вербальной расшифровкой невербального текста. Начиная с эпохи барокко, слово нередко выполняет функцию украшения, орнамента. Примером может служить: икона "Архистратиг Божиих грозных сил воевода Михаил", конца XVIII - начало XIX века. Так, надпись, становится зависимой от иконы. Вслед за тем надпись опять становится независимой от иконы.

Атрибутировать надписи на древних иконах (XII-XV вв.) очень сложно, так как они, как правило, находятся в плохой сохранности и часто не датированы. Решением данного вопроса стало сравнение надписей на изучаемой древнерусской иконе с несколькими, имеющими точную дату надписями, или с почерками рукописей. Кроме того серьезные проблемы нередко возникают уже при попытке установить, является ли надпись аутентичной, современной живописи иконы и не искаженной в результате поновления или домузейной реставрации.

Как правило, данные, получаемые палеографом при анализе надписей на иконах, наименее информативны по сравнению с данными анализа стиля и технологии живописи, осуществляемого искусствоведами. Палеографическая датировка надписей не может рассматриваться как главный метод датировки произведений древнерусской живописи. Комплексный подход, включающий искусствоведческое и лингво-палеографическое исследование памятника, позволяет более надежно датировать произведения древнерусской живописи.

 

Список литературы:

  1. Грабарь И. Э. Письма. 1917-1941 / И. А. Грабарь - М.: Наука, 1977. - 422 с.
  2. Дворкин А. П. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций / А. П. Дворкин - Нижний Новгород.: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. – 340 с.
  3. Замятина Н. А. Текстологический анализ русских иконных надписей: Автореф. канд. дис. - М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 2002. – 407 с.
  4. Кочетков И. А. Житийная икона в ее отношении к тексту жития: Автореф. канд. дис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. – 33 с.
  5. Лепахин В. В. Икона и иконичность / В. В. Лепахин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб, 2002. - 399 с.
  6. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев – М.: Наука, 1979. – 109 с.
  7. Овчинников А. Н. Надписи в Георгиевской церкви Старой Ладоги / А. Н. Овчинников // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1977. - М.: Наука, 1977. – 191 с.
  8. Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения. Деяние 6-е Седьмого Вселенского Собора//Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. 2-е изд. Казань, 1891. Т. 7. 329 с.
  9. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при казанской духовной академии//Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Т. 7. 3-е изд. Казань: Центральная типография, 1908. - 329 с.
  10.  Петрушкевич А. С. О древних иконах с кирилловскими надписями, находящихся в Риме / А. С. Петрушкевич – Львов, 1865. – 15 с.
  11.  Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская – М.: Наука, 1978. –  131 с.
  12. Успенский A. A. Богословие иконы православной церкви / A. A. Успенский – М.: Западно-Европейского экзархата Московский патриархат, 1989. – 476 с.
  13.  Филатов В. В. Краткий иконописный словарь: Книга для учащихся / В. В.  Филатов – М.: Просвещение, 1996. – 224 с.
  14. Чекаль А. Г. Шрифт в иконе и иконический текст / А. Г. Чекаль – Харьков, 2003.
  15. Щепкин В. Н. Русская палеография [1918 - 1920 гг.]. - 3-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 270 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.