Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Берлева Я.Ю. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНГЛОЯЗЫЧНОГО МЕДИА-ДИСКУРСА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 39(83). URL: https://sibac.info/journal/student/83/160561 (дата обращения: 11.12.2019).

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНГЛОЯЗЫЧНОГО МЕДИА-ДИСКУРСА

Берлева Яна Юрьевна

студент, кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации, факультета иностранных языков Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого,

РФ, г. Тула

В настоящее время, исследованиям языка масс медиа уделяется гораздо больше внимания по нескольким причинам: во-первых, из-за взаимодействия информационных и коммуникационных технологий; во-вторых, увеличился поток информационного обмена; в третьих, возросла роль диалогизации, как одной из ведущих характеристик, присущих текстам масс медиа и в-четвертых, значительно изменилась их жанровая принадлежность. В силу всего вышесказанного, следует отметить тот факт, что изучение лингвистических особенностей СМИ является весьма актуальным.

По мнению И.В. Анненковой, печатные издания считаются классической литературой 21 века, поскольку в контексте антропоцентризма, они действительно обретают особое значение, давая оценку определенным социальным событиям с учетом различных взглядов на проблему [1]. Любое сообщество в современном мире находится под воздействием информационного потока СМИ, непосредственно участвующего в формировании менталитета, общественного сознания.

В этой связи, структура медиа текстов становится более свободной и роль автор, в данном случае, сводится уже ни к простому информированию, а к более субъективной интерпретации происходящего. Именно по этой причине, журналисты называют 21 век эпохой эссе [6, с 242].

Таким образом, смещение принципов жанровой стратификации медиа дискурса представляется собой своего рода последствием размытых границ публицистических текстов, представленных в традиционных и современных классификациях. Согласно традиционной классификации И.Р. Гальперина, публицистические тексты подразделяются на эссе, литературные и журналистские статьи, текст которых нельзя назвать спонтанным [2]. Тогда как современные классификации нельзя назвать столь же лаконичными. Л.М. Майданова, например, выделяет 12 различных публицистических жанров [5]; Л.Е. Кройчик - 5 групп текстов [4], Л.Р. Дускаева – 3категории текстов информативные, оценочные и побудительные, причем каждая из категорий подразделяется на ряд подкатегорий, включающих в себя целый набор отдельных жанров [3].

Вполне очевиден и тот факт, что одной из основных черт масс-медийного дискурса является широкое использование разноуровневых языковых средств и стилистических приемов, которые в итоге позволяют автору достичь желаемого языкового воздействия на читателя.

Согласно положениями функциональной стилистики, каждый тип текста обладает рядом лингвостилистических особенностей, которые могут быть репрезентированы посредством соответствующих лексических, морфологических и синтаксических средств. Статьи СМИ в этом случае не являются исключением и, безусловно, обладают рядом своих специфических языковых особенностей. К ним можно отнести: «огрубление» речи; «речевые вольности», которые сглаживаются использованием эвфемизмов; но, тем не менее, приводят к постепенному закреплению сниженной, жаргонной, лексики. Проблема таких изменений в языке современных масс-медиа кроется в серьезных социокультурных преобразованиях, переменах в укладе жизни, новые экономические принципы, новые технологии.

Следовательно, качественное усложнение и расширение сфер речевой коммуникации приводит к появлению разнообразных норм речевого поведения, свойственных современной речевой коммуникации, а также демократизации публицистического стиля, следствием чего и является большая лингвистическая вариативность в рамках масс медиа дискурса.

В этой связи нельзя оставить без внимания один из подвидов данного дискурса - дискурс интернет СМИ. Изучение особенностей электронной массовой коммуникации является одной из активно развивающихся областей. Следует отметить, что на сегодняшний день в электронных СМИ представлены варианты практически всех традиционных газетно-публицистических жанров. Основная цель здесь это соответствие направленности дискурса на расширение аудитории, повышение доступности транслируемой информации и беспрерывное обновление материала. Специфика дискурса интернет СМИ напрямую связана с антропологическими аспектами современного состояния индивидуального сознания и сознания определенного социума, которые оказывают влияние на каналы передачи информации, типы коммуникативной сферы, а, следовательно, и язык, в целом.

Таким образом, языковые особенности и специфика масс медиа дискурса прямо пропорциональна реализации авторской коммуникативной цели, только в таком случае лексическая и стилистическая вариативность будут уравновешивать друг друга и способствовать интегративному восприятию информации, представленной в публицистических текстах.

 

Список литературы:

  1. Анненкова И.В. Язык современных СМИ как система интерпретации в контексте русской культуры (попытка риторического осмысления) / И.В. Анненкова // Язык современной публицистики: Сб. статей. М.: Флинта; Наука, 2005. - С. 99-114.
  2. Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. Изд. 2, испр. и доп. Москва. 1977. – 332 с.
  3. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. И доп. СПб.: филол. Факультет СПбГУ, 2012. — 274 с.
  4. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. - С. 125–168.
  5. Майданова, Л.М. Структура и композиция газетного текста: средства выразит. письма/ Л.М. Майданова. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. - 178 c.
  6. Успенская С.С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации // Вестник ВГУ. Серия: Филология, Журналистика. 2007. №1. - С. 240–244.

Оставить комментарий