Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(82)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал
СМЫСЛОВОЕ НОВАТОРСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ПРОЗЫ ЧЕЧЕНСКОГО ПИСАТЕЛЯ МУСЫ БЕКСУЛТАНОВА
АННОТАЦИЯ
Рассматриваются разные грани творческого облика известного чеченского писателя Мусы Бексултанова, которые отдалены одна от другой «способом восприятия и отображения».
Ключевые слова: проза, стиль, народная традиция, национальный кодекс Нохчалла.
Прозе Мусы Бексултанова характерны наличие вымысла, условности, типизации, в то же время она в разной степени автобиографична, очень конкретно и непосредственно ориентирована на личный опыт автора, на достоверные факты его биографии, естественно, подвергнутые им художественной интерпретации, обобщениям, но сохраняющие явное наличие авторской позиции, интенсивность коммуникационной функции, основные нравственные и духовные константы.
Внутренняя близость и единство прозы писателя проявляется в общности авторской позиции, в духовном, нравственном, гражданском пафосе, художественно-эстетическом, стилистическом, эмоциональном аспектах. В художественной прозе Мусы Бексултанова происходит прямое и одновременно многоаспектное утверждение национальной идентичности и одновременно поиск своего места в общероссийском и шире
– мировом литературном и социокультурном пространстве. При этом, его творчество несёт на себе печать оригинальности, «непохожести» на предшественников, нестандартности, как содержания, так и формы произведений. Попытка систематизации, какой-либо классификации всего объёма его прозаических произведений по какому-либо признаку встречает острое «сопротивление материала».
В художественной же прозе Мусы Бексултанова в качестве основы для систематизации можно выделить, пожалуй, лишь некое разграничение его текстов по принципу жанрового характера – повести, рассказы, миниатюры, эссе. Причем, в выделении данных жанровых дефиниций ведущим принципом здесь является по преимуществу лишь объём текста, ведущий за собой и некоторые дефиниции опять-таки лишь в количественной области – объёма содержания, проблематики, компонентов сюжета, характеров и действующих лиц. При этом сама сущность, качественное наполнение различных произведений его прозы при всём их богатстве, яркости и многообразии везде остаются практически неизменными – в плане системы художественного мышления и мировидения, стилистики и образности. Прозе Мусы Бексултанова присуща притче образность, наличие мифологем и идеологем, знаменующих одновременно и связь с традицией, и отдельные влияния постмодернизма. Наряду с этим в некоторых случаях наблюдается демифологизация и десакрализация некоторых сложившихся стереотипов с одновременным пониманием того, что «народ не может жить без идеалов, без прошлого» [2: 76]. В то же время происходит некоторое переосмысление концепции личности мужчины-горца с его традиционным набором этно-этических признаков. Бинарные оппозиции «добро – зло», «свобода – несвобода» разрабатываются писателем без пафоса и без фальши.
Проза (прежде всего рассказы) Мусы Бексултанова – это одновременно и поэзия, полная то лирического, то эпического, то трагического сокровенного «пения». Но у этого «поющего поэта» стиль отнюдь не однообразен: напротив, почти каждый его рассказ наполнен иным стилем. У него столько стилей и ритмов, сколько требуют от него его предметы и образы. Интересно, что о Мусе Бексултанове и его прозе можно и необходимо писать очень образно и эмоционально, высоко оценивая и мировоззрение, и индивидуальную стилистическую и содержательную манеру писателя.
Художественный акт Мусы Бексултанова (определяющей и его литературный стиль), вслед за философом и критиком русского зарубежья И.А. Ильиным, можно характеризовать как «акт чувствующий». Муса «видит чувством, мыслит чувством, воображает из чувства и изображает чувствуя», и это равно относится и к природе, и к бытовой обстановке, и к человеческой внешности. Подстерегающую его опасность – склонность горящего и переполненного сердца к сентиментальности – Муса Бексултанов (как и Достоевский, с которым у него так много общего) преодолевает в сторону эпического созерцания и трагического порыва. Он достигает этого при помощи объективирующего воображения и созерцающей (в образах и событиях) мысли. Преодолевает он чрезмерную силу чувства также при помощи бесконечно разнообразного юмора. В заглавиях произведений Мусы Бексултанова представлена вся цветовая символика спектра, цветовая гамма – от белого до черного: («Облаков журавли белые» («Мархийн кIайн гIаргIулеш»), «Черный глаз» («Iаьржа бIаьрг»), связанная с зооморфными образами-символами: так, «Черный глаз» – это кличка коня (использован стилистический прием метонимии), «Облаков журавли белые», где уподобление элементов воздушного пространства летающим птицам по цвету и по функции является метафорой.
Незаурядность дарования прозаика Мусы Бексултанова, его проницательность, умение нестандартно видеть, чувствовать, мыслить, в конечном счете, идёт от родителей, прежде всего от отца Мóзи, от национальной этнопсихологии и кулбтуры. Автором создаются разные типы, характеры, разные формы, эпизоды, ситуации национальной жизни в прошлом и настоящем. Сила и слабость, честь и бесчестие, нравственность и бездуховность – это те позиции, через которые в прозе Мусы Бексултанова происходит непримиримая борьба сил добра и зла, отражённая в выдающейся цитате Фёдора Михайловича Достоевского: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
Список литературы:
- Бексултанов М. Не спасся // Бексултанов М. Иногда, когда мне грустно... Грозный, 2004. С. 301-307.
- Бексултанов М. И завтра, как вчера // Бексултанов М. И кто постучится ночью в твою дверь...: собр. соч.: в 2 т. Т. I. Грозный, 2004. С. 107-186.
- Домбаев Х. Нравственность как наивысшая форма человечности в прозе Мусы Бексултанова // «Ракурс» газет, № 11. 2008.
- Цуруев Ш. Бексултанов а, цуьнан зама а // "Орга" журнал. № 7. 2007.
Оставить комментарий