Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(8)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
САТИРА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПОЭЗИИ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО
Предметом сатиры являются пороки общества и негативные события. М. М. Бахтин описывает сатиру «как особенное отношение создающего к изображаемой им реальности. Сатира образно отрицает настоящую реальность в разных ее моментах, необходимо включающее в себя - в той или другой форме и с той или другой степенью конкретности и ясности – и положительный момент утверждения лучшей реальности».
Политики используют колоритную, четкую, яркую, а значит – эффектную речь, которую как один из главных инструментов воздействия на сознание используют в современной и политической жизни. На власти воздействия, управлении людьми различных политических ориентаций держится политическая власть, которая управляет обществом через слово.
Для увеличения воздействия или эвфемизирования своей речи в политическом взаимодействии собеседники довольно часто шутят и обмениваются остротами. Нередко сообщение, высказанное в шутливой манере, несет в себе знак, смысл которого может воздействовать на итог политического дискурса [1].
Еще К. Хадсон отмечал, что большое значение в политическом языке имеет не столько то, что говорят, сколько, как это говорят. Исходя из этого убеждения, можно представить, что политическое и комическое в тексте – явления не равнопорядковые, как видится на первый взгляд. В политическом дискурсе комическое занимает главную роль. В политическом дискурсе, как утверждает М. Р. Желтухина, наравне с цинизмом, грубостью, серьезностью, как разновидность эмоционально-ценностной ориентации находится и комическое, которое различается от комического в других типах дискурса основным образом тем, что ориентировано, прежде всего, против лиц, претендующих на авторитет, а конкретно: против политиков [4].
Поэт-футурист Владимир Маяковский очень любил сатиру. Он называл ее своим любимым оружием. Ему, «агитатору, горлану, бунтарю», она легко давалась. Поэт, естественно, более восхвалял Отечество, «которое имеется», и «трижды – которое станет». Он веровал в «коммунистическое далеко», а все, что препятствует победному движению в будущее, обязано быть устранено, сброшено под откос истории.
Отметим, что исследование сатиры в политическом дискурсе является актуальной темой, так как она определяет особенности политического языка в поэзии В. Маяковского. Объектом данного исследования является политический дискурс. Предметом исследования является – сатира и политический дискурс в творчестве В. Маяковского.
Термин Сати́ра (лат. satira) — значит резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, метафоры, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. [4].
Во время гражданской борьбы Маяковский продолжает создавать сатиру –знаменитые «Окна РОСТа», в которых он высмеивал буржуев, белогвардейцев и обывателей. После Октябрьской революции и установления новой власти возникла новая гроза: «вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Маяковский не стеснялся в выборе средств, используя даже брань.
Великий цикл его творений посвящен борьбе с бюрократизмом. «Прозаседавшиеся» – одно из первых послереволюционных стихотворений, анализ которого мы представили в данной работе. По жанру стихотворение «Прозаседавшиеся» - это фельетон в стихотворной форме, потому что в нем изображено обобщающее явление - привычка много и продолжительно заседать.
Отсюда и заглавие – «Прозаседавшиеся». Читатель легко найдет аналогию для авторского неологизма «прозаседавшиеся» со словами «проиграться», «промотаться», обозначающими высшую степень действий, какие не приводят ни к чему хорошему. Таким образом, заглавие стихотворения описывает не только тему, но и отношение к ней создателя.
Особенностью ранней поэзии Маяковского является наличие сатиры. Вспомним основные лозунги, которыми Маяковский высмеивает не только политику «буржуев, бюрократию и др.», а любовь, искусство, общество - «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Но если в неполитических стихах поэта сатира существует самостоятельно, то политический дискурс в раннем творчестве Маяковского нельзя представить без сатиры. Сегодня ученые отмечают, что одна и та же личность может владеть совокупностью приемов и способов создавать дискурсы, она может проявить себя в различных коммуникативных ситуациях по-разному. Стихотворение «Прозаседавшиеся» включает в себя особый вид политического дискурса – сатирическо-политический. Так, авторские неологизмы: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома», «оря», и неологизм «прозаседавшиеся», звучащий в названии стихотворения, имеют не только сатирическое значение, но и отвечают критериям политического дискурса. Согласно работе Э.В. Будаева, А.П. Чудинова [2], тоталитарный дискурс, для которого, как правило, свойственны централизация пропагандистской деятельности, претензии на абсолютную истину, идеологизация всех сторон жизни, лозунговость и пристрастие к заклинаниям, имеет характерные черты. Среди признаков тоталитаризма выделяют также ритуальность политической коммуникации, превалирование монолога «вождей» над диалогичными формами коммуникации, пропагандистский триумфализм, резкую дифференциацию СВОИХ и ЧУЖИХ, пропаганду простых и в то же время крайне эффективных путей решения проблем. Политическому дискурсу присущи такие черты, как: наличие неологизмов, ритуальность, институциональный дискурс, авторский взгляд, общедоступность текста, связь между текстами и эпатирование общественности.
Итак, в стихотворении «Прозаседавшиеся» ритуалом становится очередное заседание «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Типичным примером ритуальности в политической коммуникации в советское время были партийные съезды или Съезды Верховного совета в период развитого социализма. Стоит отметить, что все партийные Съезды были заранее отрепетированы, участники таких собраний - делегаты и депутаты - были лишь участниками спектакля.
Все это входило в основную задачу ритуальной коммуникации, публичные выступления такого рода фиксировали приверженность участников к существующим правилам.
Информативность в стихотворении достигается повтором слов – заседание, заседания, заседаний, всего в стихотворении слово «заседание» повторяется 10 раз.
Институциональность в стихотворении также политизированна, целью произведения является высмеивание «бюрократизма», участники повествования – это «прозаседавшиеся» чиновники.
Стихотворению присуще и авторское «Я», так как повествование ведется от первого лица, в тексте можно встретить такие строчки, как: «вижу каждый день я», «снова взбираюсь, глядя на ночь», «и вижу», «и слышу», «врываюсь» и т.д. Стихотворение появилось вследствие того, что поэту пришлось самому столкнуться с бюрократией, решая простые бытовые и творческие вопросы, Маяковский обошел не один кабинет различных главков. Довольно часто мытарства поэта не имели никаких положительных результатов, что стало поводом для создания сатирического стихотворения, направленного против бессмысленной и глупой работы чиновников.
Говоря о доступности текста, нельзя не отметить, что стихотворение опубликованное Маяковским в 1922 году в газете «Известия», получило большую популярность в советском обществе, вот такой отзыв на «Прозаседавшиеся» оставил основатель социал-демократической партии Владимир Ленин: «Вчера я случайно прочитал в «Известиях» стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно. Мы, действительно, находимся в положении людей (и надо сказать, что положение это очень глупое), которые все заседают, составляют комиссии, составляют планы — до бесконечности. Практическое исполнение декретов, которых у нас больше чем достаточно и которые мы печем с той торопливостью, которую изобразил Маяковский, не находит себе проверки». [5].
В раннем творчестве поэта есть политическая сатира в произведениях: «О дряни», «Бюрократиада» и др. О наличии связи между текстами говорит то, что автор в этих стихах высмеивает те же «пороки», что и в «Прозаедавшиеся».
Эпатированнность в стихотворении достигается благодаря использованию преувеличений и гротеска, например, используя фразы «Людей две половины», как мы уже говорили выше, автор для достижения наибольшей сатиричности использует неологизмы. Неологизм «прозаседавшиеся», звучащий в названии стихотворения, имеет приставку «про» и постфикс «ся», которые вносят в слово дополнительные оттенки значения: тут и бессмысленность заседания, и пустая растрата времени, и неимение настоящей жизни.
Нами был также проведен лексический анализ стихотворений – «Прозаседавшиеся» и «О дряни», в ходе него мы составили небольшой словарь политического языка, который позволяет ознакомиться с моделями языковых феноменов. Данный словарь позволит узнать способы осмысления политических реалий в стихотворениях Владимира Маяковского.
Итак, в стихотворении «Прозаседавшиеся» нами были отмечены следующие политические слова или фразы: «глав», «ком», «полит», «просвет», «заседания», «Губкооператив», «заседание комсомола», «товарищ».
- Слово «ком» - это сокращение от слова комитет, в «Толковом словаре языка совдепии», комитет значит – выборный орган, руководящий какой-либо работой [6].
- «Глав» - это своеобразная приставка, объединяющая названия таких учреждений как: «Главкомруд», «Главк», «Главком» и другие;
- Слова «Полит» и «Просвет», являются одним словом - «Политпросвет», разделенным у Маяковского по строкам. В Толковом словаре языка совдепии значит политическое просвещение [6];
- «Губкооператив» - согласно Толковому словарю языка совдепии переводиться как: губернский кооператив, словарь также ссылается на анализируемое нами стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся» [6];
- «Заседание» - согласно Толковому словарю языка совдепии переводится как: собрание членов какой-либо организации, коллектива для обсуждения каких-либо вопросов [6];
- «Заседание комсомола» - согласно Толковому словарю языка совдепии значит - заседание Коммунистического Союза молодежи [6];
- «Товарищ» - согласно Толковому словарю языка совдепии значит – гражданин в советском обществе [6].
В стихотворении «О дряни» мы насчитали 175 слов, из них с учетом повторений 16 слов политического значения. Итак, в стихотворении нами были отмечены следующие политические слова или фразы:
- Революционных лон – одним из синонимов слову «лоно», согласно интернет-словарю русских синонимов, является слово «сфера», в Толковом словаре языка совдепии «революционный», переводится как: связанный с революцией [6];
- Советская мешанина – в толковом словаре «Ожегова» слово «мешанина» переводится как: смесь чего-нибудь разнородного.
- РСФСР – аббревиатура, расшифровывается как: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
- Серп и молот – в Толковом словаре языка совдепии переводится как: Государственная эмблема СССР, символизирующая власть трудящихся [6];
- Реввоенсовет - в Толковом словаре языка совдепии переводится как: Революционный военный совет [6];
- Маркс - в Толковом словаре языка совдепии переводится как: основоположник научного социализма [6];
- Врангель - в Толковом словаре языка совдепии есть слово «Врангелевец» - член вооруженных формирований барона Врангеля, боровшихся против советской власти в годы гражданской войны [6];
- Коммунизм - в Толковом словаре языка совдепии переводится как: бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства и полным социальным равенством всех членов общества [6].
Отметим, что с учетом повторений в «Прозаседавшиеся» нами было насчитано 15 слов политического значения, три неологизма («прозаседавшиеся», «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома», «оря»). Всего в тексте нами было насчитано 187 слов. Соотношение данных представлено в диаграмме ниже (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Количество политических слов в тексте
В стихотворении «О дряни» мы насчитали 175 слов, из них с учетом повторений 16 слов политического значения (см. рисунок № 2).
Рисунок 2. Количество политических слов в тексте
Следующим этапом нашего исследования стал морфологический анализ выбранных политических слов. В ходе анализа нами было выявлено, что наибольший характер политического дискурса определяет часть речи – имя существительное (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Морфологический разбор политических слов в стихотворениях
Слово |
Начальная форма |
Часть речи |
Грамматика |
Политпросвет |
Политпросвет |
Имя существительное |
Именительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлённое
|
Губкооператив |
Губкооператив |
Имя существительное |
Именительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлённое |
Заседание |
Заседание |
Имя существительное |
Именительный падеж, единственное число, средний род, неодушевлённое; |
Товарищ |
Товарищ |
Имя существительное |
Именительный падеж, единственное число, мужской род, одушевлённое; |
Оря |
Оря |
Деепричастие |
Настоящее время, переходный, несовершенный вид |
Прозаседавшиеся |
Прозаседавшиеся |
Причастие (полное) |
Именительный падеж, единственное число, мужской род, действительный залог, прошедшее время, непереходный, несовершенный вид; |
Заседать |
Заседать |
Глагол (инфинитив) |
Непереходный, несовершенный вид |
Заседают |
Заседаю |
Глагол (личная форма) |
Изъявительное наклонение, настоящее время, 1 лицо, единственное число, переходный, несовершенный вид |
Революционных лон |
Лоно
|
Имя существительное |
Нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение; |
Советская мешанина |
Мешанина |
Имя существительное |
Нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; именительный падеж, единственное число. |
Серп |
Серп |
Имя существительное |
Нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; именительный падеж, единственное число. |
Молот |
Молот |
Имя существительное |
Нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; именительный падеж, единственное число. |
Реввоенсовет |
Реввоенсовет |
Имя существительное |
Нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; именительный падеж, единственное число. |
Маркс |
Маркс |
Имя существительное, означает фамилию человека |
Собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение; именительный падеж, единственное число. |
Врангель |
Врангель |
Имя существительное, означает фамилию человека |
Собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение; именительный падеж, единственное число. |
Коммунизм |
Коммунизм |
Имя существительное |
Нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение; именительный падеж, единственное число. |
Г. О. Винокур в своей книге «Маяковский - новатор языка» [3] отмечает, что употребление изолированных именительных падежей (без глаголов) является наиболее простым и распространенным типом дробного построения речи из разобщенных слов или словосочетаний в произведениях Маяковского. Эта теория объясняет количество склоняемых существительных в стихотворении.
Итак, выявив характер политического дискурса в стихотворениях – «Прозаседавшиеся» и «О дряни», мы рассмотрели языковые средства, при помощи которых поэту удалось создать сатирические произведения.
В стихотворении «Прозаседавшиеся» нами были обнаружены такие языковые средства (свойственные сатире), как:
- Метафора («…Обдают дождем дела бумажные…», «…Исколесишь сто лестниц…», «…Врываюсь лавиной…»);
- Гротеск («…Сидят людей половины…»);
- Гипербола («…На двух заседаниях сразу…»);
- Ирония («…С волнением не уснешь…», «…Мечтой встречаю рассвет ранний…», «…Покупка склянки чернил Губкооперативом», «…Объединение Тео и Гукона…»).
В стихотворении «О дряни» нами были обнаружены такие языковые средства (свойственные сатире) как:
- Метафора («…Бури революционных лон…», «…Подёрнулась тиной советская мешанина…», «…Стеклись они…»);
- Гиперболический эпитет («…Тихоокеанские галифища…»);
- Сравнение («…Зады, крепкие, как умывальники…»);
- Гипербола («…Намозолив от пятилетнего сидения зады…»);
- Гротеск («…Маркс со стенки смотрел, смотрел…»);
- Ирония («Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит»).
Среди вышеперечисленных тропов, найденных в обоих текстах, наибольшей популярностью у автора пользуется метафора (см. рисунок №3). Метафоры играют особую роль в принятии политических решений, так как они создают альтернативы для выбора. Ряд российских ученых-лингвистов, в частности, А.П. Чудинов, отметили, что использование метафор в политике является признаком кризисного мышления, т.е. мышления в сложной проблемной ситуации [7]. Отметим, что ученные в первую очередь исследовали кризисные периоды, связанные со сменной парадигмы общественного сознания. Напомним, что стихотворения, которые мы рассмотрели в данной работе, были написаны в первые послереволюционные годы, когда в России происходит коренной переворот во всех сферах – политической, экономической, социальной.
Рисунок 3. Количество тропов в текстах
Отсюда следует, что автор не случайно прибегает к метафоре, Маяковский в своем творчестве описывает политическую ситуацию в стране, в данном случае поэт высмеивает «буржуев», «мещанство», «бюрократию» и остальные пороки в сложившемся обществе, используя метафору и другие тропы как языковой прием в политическом дискурсе.
Список литературы:
- Бахтин М.М. Сатира. Собрание сочинений. Т.5. - М., 1997. -.11-38 с.;
- Будаев Э.В., Чудинов, А.П. Современная политическая лингвистика. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.twirpx.com/file/59321/ (Дата обращения 15.05.2017).
- Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка. Изд. 3-е.М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 152 с.;
- Желтухина М.Р. Комическое в политическом дискурсе: дис. …канд. филол. Наук: 10.02.20. – Волгоград, 2000. – 250 с.;
- Ленин В. И. Сочинения, т.33. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LENIN_Vladimir_Il%27ich/_Lenin_V.I._PSS5_.html#133 (Дата обращения 12.06.2017);
- Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. Фолио-Пресс. – СПб., 1998. - 704с.;
- Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры. Екатеринбург, 1991 – 2000. -238 с.
Оставить комментарий