Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(79)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ОБРАЗ ЧУМЫ В РОМАНЕ АЛЬБЕРА КАМЮ «ЧУМА»
Рома Альбера Камю «Чума» был написан в 1947 году и до сих пор является тем произведением, которое находится в книжных магазинах на полках с названием «бестселлер». Однако не многие действительно до конца осознают те глубинные смыслы и экзистенциальные категории, скрывающиеся за вполне обыденным повествованием. Этот роман – глашатай французского гуманизма, насыщенный разными символическими пластами, отображающими реалии двадцатого века. Главный образ в этом произведении – чума, которая является не только выражением ужасной болезни, сгубившей целые поколения.
Важно отметить, что Альбера Камю отождествляет не только с писателем, но и с философом, а если быть точнее, с экзистенциалистом. Экзистенциалисты в своих работах отходили от специфически-философской проблематики, отдавая предпочтения антирационалистическим суждениям. Главным объектом исследования становится человек с его проблемами одиночества, заброшенности в мире, поиском смысла жизни и абсурдности бытия. Камю облачил в художественную форму базовые идеи этого направления: трагичность жизненного пути лейтмотивом пронизывает все его труды. Мир изначально враждебен для человека, он неуловим, но тем не менее человек к нему привязан. Люди заброшены в существование, но это существование влечет их и притягивает – в этом главная формула абсурда по мнению философа. И фундаментальный вопрос философии заключается отнюдь не в субстанциональности материи или сознания, а в том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Каждый имеет выбор – бороться со злом или покориться ему.
Именно эта мысль занимает центральное место в структуре романа. Жители города Орана сталкиваются со страшной болезнью – чумой. Жители города, привыкшие «жить в себе», по сути, утратили жизненный смысл. Даже когда в городе начинают умирать люди, многие пытаются истолковать это как дело частное. А старый привратник в доме доктора Риэ так и умирает, считая крыс своей личной проблемой. Но бесконечно делать вид, что ничего не происходит невозможно. Смерть поселяется на улицах города, и не заметить ее уже нельзя.
Повествование ведется от лица доктора Рие, который намерен бороться с этим недугом несмотря ни на что. «Сейчас есть больные и их надо лечить. Размышлять они будут потом, и я с ними тоже. Но самое насущное — это их лечить. Я как умею, защищаю их, и все тут» [2, С. 49]. В отличие от другого персонажа, священника Панлю, он не верит в Бога и воздерживается от громких слов о спасении человечества, однако общая борьба против зла объединяет их, несмотря на различие их взглядов: «Вы сами знаете, что я ненавижу зло и смерть. И хотите ли вы или нет, мы здесь вместе для того, чтобы страдать от этого и с этим бороться» [2, С. 118]. Еще один значимый герой – сподвижник доктора по имени Тарру. Он также не верит в Бога, но считает, что людям нужны так называемые святые люди – те, на кого будут ориентироваться люди и чья деятельность буде вдохновлять на положительные свершения. В устах этого персонажа «чума» приобретает множество коннотаций: это не только болезнь, а также война, судебные приговоры, расстрелы, доведенные до безумия фанатичные идеи церквей и политических институтов, гибель детей. Рие, Тарру и Панлю составляют триаду важнейших дискуссионных моментов в романе, идущих вслед за хроникой событий в Оране.
Чума – образ, в котором в первую очередь прочитывается фашизм, ведь именно этот феномен в свое время называли «коричневой чумой», апеллируя к форме, которую носили солдаты вермахта. Камю сам был участником французского движения сопротивления и не понаслышке знаком с военными действиями. Он описал эпидемию, где возбудитель болезни многие годы ждет своего часа, но в определенный момент восстает и посылает крыс как вестников умирать на улицах счастливого, ничего не подозревающего города. Фашизм заполонил весь мир, забыв о справедливости и каких бы то ни было положительных моральных категориях. «С помощью чумы я хочу передать обстановку удушья, от которого мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование на существование в целом» [3, С. 19].
Чума – зло, убивающее все на своем пути. Стоит заметить, что это не только фашизм и война, но и все мировой зло в целом, которое существует в самих недрах бытия, и Камю это тонко прочувствовал. Это то, что присутствует в каждом дне нашей истории, то, что постоянно подстерегает человека. Зло, по Камю, нельзя исследовать, все, что мы можем знать – оно убивает. Это ключевая мысль в работах философа, ведь здесь возникает дихотомия человека и зла. Каждый обречен на выбор, но только восставая против зла, можно стать человеком. Даже если этот бунт обратиться в «Сизифов труд», нужно бороться. И сила людей в их объединении.
«Но вместе с тем он понимал, что эта хроника не может стать историей окончательной победы. А может она быть лишь свидетельством того, что следовало совершить и что, без сомнения, обязаны совершать все люди вопреки страху с его не знающим устали оружием, вопреки их личным терзаниям, обязаны совершать все люди, которые за невозможностью стать святыми и, отказываясь принять бедствие, пытаются быть целителями» [2, С. 354].
Камю оставил открытым финал своего романа, тем самым заставляя людей задуматься над поставленными в нем вопросами. «Микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям в такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города» [2, С. 383]. Неизвестно, истреблен ли микроб чумы или он вскоре снова восстанет вновь. Однако люди всегда должны быть начеку и готовы бороться, а значит, совершить правильный выбор.
Список литературы:
- Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. М.: Союз фотохудожников России, 1996. – 486.
- Камю Альбер. Избранное. Сборник. Пер. с французского. Составление и предисловие С. Великовского. — М.: Радуга, 1988. — 464 с.
- Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. / Составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.
Оставить комментарий