Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(75)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Куриленко О.А. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 31(75). URL: https://sibac.info/journal/student/75/153518 (дата обращения: 02.12.2024).

СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Куриленко Ольга Александровна

магистрант Благовещенского педагогического университета

РФ, г. Благовещенск

С момента появления детская литература все время становилась разнообразнее не только в тематическом диапазоне, но и в жанровом отношении. Постоянно происходило обогащение художественными приемами, что способствовало отдалению от учебной литературы и выделению самостоятельной области – литературы художественной. Детские книги наполняются не только «сильным» словом, но и оформляются все ярче, приобретают особенные детали – буквицы, орнамент и другие элементы. Наблюдается некоторая эволюция жанров во времени, и к началу XXI в. их пришло большое количество.

Эпические произведения для детей по содержанию можно разделить на реалистические и фантастические. К первой группе относятся рассказы о жизни людей (например, Марина Аромштам «Когда отдыхают ангелы», Мария Ботева «Мороженое в вафельных стаканчиках», С.В. Востоков «Фрося Коровина», Александр Снегирев «Фото в черном бушлате»), рассказы о природных явлениях, мире животных и растений (например, С.В. Востоков «Не кормить и не дразнить!», «Остров, одетый в Джерси»; Константин Ушинский «Четыре желания», Вера Чаплина «Крылатый будильник»). Характерными чертами этих произведений являются простой сюжет, подробные описания конкретного природного места, описание повадок и привычек животных, особенности поведения птиц или рыб, растительный мир. Многие произведения юмористического характера, например «С дедского на детский» Артура Гиваргизова, «Джинн Сева» Анны Игнатовой, «Приключения Васи Куролесова» Юрия Коваля (повесть удостоена нескольких литературных премий, переведена на несколько европейских языков, по мотивам создан одноименный мультфильм, многие цитаты «ушли в народ»).

Ко второй группе относятся в первую очередь сказки, как народные, так и современные (например,

Также к фантастическим произведениям детской литературы относят рассказы, повести, романы, написанные в жанре научной фантастики, где персонажи попадают в различные сложные ситуации, и находят выход из них благодаря достижениям научно-технического прогресса и придуманным автором приборам, машинам и т.п. Одним из таких произведений является «Полет» Игоря Лёвшина – очень интеллектуальный и актуальный рассказ о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. «Одинокий дракон» Павла Шумилова собрал в себе генную инженерию, параллельную Вселенную, рыцарские турниры, экспедиции в космос, церковные войны и единственного дракона. Сергей Садов и его «Рыцарь ордена» и другие произведения поднимают недетские темы, тесно переплетены с юмором, космологией и приключениями.

Учитывая сильно изменившиеся семейные устои, традиции, взаимоотношения в современной семье между родителями и детьми, между бабушками/дедушками и внуками, многие детские авторы пишут произведения, которые направлены на то, чтобы юный читатель сделал для себя определенные нравственные выводы, смог понять своих старших родственников и обрел гармонию. Конечно, такие рассказы ориентированы на старших школьников (от 13-14 лет). Например, «Утюжок и мороженое» - грустный рассказ о том, как сильно родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным; «Я – немец» Вячеслава Комкова – рассказ о трудном ребенке и безграничном терпении и любви родителей; «Антиквар» Нины Литвинец – грустный рассказ о пожилых людях, об их ином  восприятии жизни и особенном внутреннем мире, об их переживаниях. Очень полезно читать такие произведения вместе с детьми и потом обсуждать их. Это позволяет лучше узнать друг друга, внести коррективы, если требуется, расширить собственный кругозор.

Некогда актуальные фольклорныежанры (например, былины, сказания) вытесняются новыми, современными направлениями. И.А. Сергиенко в своих работах рассматривает особенности и специфику триллеров для детей. Она отмечет, что в отечественной массовой культуре книги ужасов, написанные специально для детей, появились в 1990-е гг. Первой такой книгой можно считать повесть Э. Успенского «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» [7]. И.А. Сергиенко связывает появление этого жанра и укрепление его интереса у читателей с тем, что жанр берет начало в детском повествовательном фольклоре, знакомом и близком аудитории в том числе и по обычным историям-страшилкам, которые подростки рассказывают друг другу таинственным голосом в темное время суток (наиболее распространенное начало для таких историй «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме…»).

Автор считает, что современный детский триллер является одной из устойчивых жанровых составляющих массовой детской литературы, и обладает своими особыми жанровыми канонами и поэтикой.  Наиболее часто прослеживается мотив победы над силами зла за счет торжества моральных качеств, особой душевной чистоты или благородного поступка. Эта особенность также демонстрирует генетическую связь детского триллера и с фольклорно-мифологической традицией, и с нравоучительно-сентиментальным готическим романом конца XVIII в., и с литературой ужасов эпохи романтизма. Но следует помнить, что центральным смысловым и эстетическим ядром триллера является изображение сил зла, фигуры антагониста. Именно в этой части писатели раскрывают свой художественный талант, проявляют творческую изобретательность. Спецификой триллера допускается открытый финал или финал, где торжествуют силы зла. К «фирменным» приемам относятся эффект «ложной развязки», когда после счастливого избавления, внезапно выясняется, что оно было мнимым.

Стоит отметить, что в отечественной детской литературе с начала 1960-х годов возродился интерес к поэзии, который сохранился к концу ХХ столетия. Поэзия этого времени уделяла большое значение обогащению лексикона юного читателя. Незаслуженно обойден вниманием поэт А.А. Шибаев, который сочинял стихи о русской грамматике, подходил к делу с юмором, что позволяет детям легче понимать сложные правила.  Например, его стихи про знаки препинания:

Точки, палочки, крючки

 Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения

Автор будто наделяет знаки препинания человеческими чертами характера, представляет их важными персонами. Вот лишь некоторые примеры: про  запятую «Выйдет  на дорожку – всем  подставит ножку!»; про точку «Загораживает путь, предлагает отдохнуть»; про кавычки «Всегда подслушать норовят  то, что другие говорят».

Многие поэты позволяют себе пофантазировать в области словотворчества и придумать какое-нибудь новое слово, и не обязательно это слово наделено глубоким смыслом и значением. Например, И.П. Токмакова познакомила поэтический мир со словом «плим», которое завоевало огромную популярность:

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!.

Поэтам не чуждо размышлять об этимологии слов и предлагать своим читателям продолжить эти размышления. А.А. Шибаев задается вопросом: Сосать сосульку  –

 Вот беда! –

 Нам строго запрещается.

 Но почему ж она тогда

 Сосулькой называется?.

Очень часто в детской поэзии используется прием перевертышей. Такие авторы, как Юнна Мориц, Э. Успенский, В. Берестов активно его используют в своем творчестве. Игрой слов увлекался и поэт М. Яснов.  Он задавал интересные вопросы – «лягушка лягается?», «маленьким удодиком быть удоднее всего?»; озорничал  в стихотворении «Про мамонтов», где живут и мамонт, и папонт, и бабонт, дедонт и внучонт. В творчестве этого автора  есть считалки, дразнилки, приставалки, докучные стихи, читая которые, удовольствие получит не только ребенок, но и взрослый.

В большинстве своем герои и сюжеты детской поэзии рубежа XX-XXI вв. наполнены добром, светом, волшебством, сказочными персонажами в реальном или неизведанном таинственном мире. Но, несмотря на это, есть место и серьезным вопросам. Н. Матвеева в своих произведениях поднимает тему пренебрежительного отношения к природе – в стихотворении «Лопухи», тему жестокости и агрессивности  - в «Пони»:

- Мальчик, не смей! – кричу я

Мальчик не бей – кричу я.

Мальчика, бьющего пони, 

Остановить хочу я.

Через призму данного произведения, наполненного болью, трагизмом, отчаянием,  через мальчика, бьющего пони, автор угадывает будущего взрослого человека, жестокого, наслаждающегося своей безжалостной силой.

Не осталась в стороне и лирическая составляющая поэзии. «Песенка у окна» Я.Акима свидетельствует о том, что людям нужны поэзия, музыка, радость:

Погляди-ка: толпа у окна –

Видно, музыка наша слышна,

Люди с ней остаются и не расстаются,

Им песенка тоже нужна.

Всего несколько строк, сказанных автором от имени ребенка, наполнены большой гаммой чувств и эмоций, которые трудно выразить словами, это можно лишь ощутить своей душой:

Мама! Так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «МАМА».

В таких стихотворениях наблюдается неограниченный полет фантазии, масса ассоциаций, активизируется мыслительный процесс юного читателя.

Классификация литературных жанров на протяжении всего времени развития детской литературы сталкивалась с рядом сложностей. Поэтому многие ученые до сих пор занимаются изучением жанровой системы детской литературы.

 

Список литературы:

  1. Армасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студентов выс. пед. учебных заведений – 3 –е издание, издательский центр «Академия», 2005г – 276с.
  2. Путилова Е.О. Детская литература
  3. Сергиенко И.А. парадоксы современной детской литературы. Детская литература сегодня: Сб.науч.ст.- Екатеринбург 2010.- 154с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.