Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 30(74)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Aлашеева А.С. КРЕДИТОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: БИЗНЕС ВО БЛАГО ГЛАВНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 30(74). URL: https://sibac.info/journal/student/73/152714 (дата обращения: 24.04.2024).

КРЕДИТОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: БИЗНЕС ВО БЛАГО ГЛАВНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Aлашеева Алена Сергеевна

студент, кафедра Финансового рынка и финансовых институтов ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Статья в контексте глобальных трендов формирования мировой экономики аргументирует значимость развития и расширения объемов банковского кредитования некоммерческих организаций (НКО), в том числе социально ориентированных НКО. Описывается имеющаяся законодательная база этой деятельности, приводятся некоторые ключевые проблемы и предполагаемые пути решения. Приводятся аргументы целесообразности и перспективности государственной поддержки банковского кредитования НКО.

 

Какие бы противоречивые и  неоднозначные мнения ни высказывались порой специалистами по поводу базовой  модели, составляющей основу экономической жизни большинства развитых стран мира, остается очевидным одно: ничего лучше человечество пока не придумало. Все разговоры о «нарастающих пороках» рыночной системы «развитого капитализма», о его негуманности и т. п. напрочь опровергаются одним только наблюдаемым постоянным миграционным потоком, стратегически направленным из так называемых развивающихся стран – в развитые.

Чем привлекают людей ведущие мировые державы – настолько, что некоторые, например, готовы рисковать жизнью в переполненных утлых суденышках, лишь бы только поскорее преодолеть морской простор и оказаться на вожделенном «европейском берегу»? Если не вдаваться в подробности, самое главное: они привлекают потенциалом своих экономик, базирующихся на сверхэффективном производстве. Такое производство способно, в самом широком смысле, «прокормить»  огромное число граждан. «Один с сошкой - семеро с ложкой» - эта старая русская пословица, родившаяся в давнее время как яркий образ для изобличения социального паразитизма, сегодня практически утратила свой сатирический смысл, став объективным отражением существующих мировых экономических реалий. Дело в том, что «один с сошкой» дорос до уровня современного высокотехнологичного производителя, и теперь способен, не нуждаясь в помощниках, генерировать такое количество разнообразных материальных продуктов, что при нем могут сытно и безбедно существовать и семь, и может быть, даже десять тех, кто «с ложкой». Такова, повторимся, рыночная капиталистическая экономика -  современная, преображенная с учетом многолетних «проб и ошибок», вобравшая в себя лучшие мировые практики, в том числе порожденные другими социально-экономическими формациями.

А в рамках этой экономики большую, даже основополагающую роль играет финансово-кредитная, банковская система. Ее часто сравнивают с «кровеносной системой» экономики. Опять-таки, можно рассуждать о степени гуманности, справедливости этой системы, но остается бесспорным одно: достойной альтернативы ей пока не придумано, и даже яркий вызов со стороны «майнеров» криптовалют она приняла спокойно: на самом деле, до реальной конкуренции   здесь еще очень далеко.

Банковская система – важнейший, тонко отлаженный механизм монетизации, накопления, распределения и перераспределения продуктов мирового материального производства, открывающий возможности как для мобильной концентрации инвестиций и ресурсов на неких прорывных направлениях (в масштабах одного отдельного города, региона, страны или даже всего мира), так и для покрытия материальных потребностей широких слоев населения, преодоления текущих финансовых дисбалансов, и т. п.

Когда лихорадит банковский сектор, начинает «болеть»  вся экономика в целом; не случайно правительства всех развитых стран внимательно контролируют стабильность финансово-кредитной сферы, стараясь предотвратить, либо как можно скорее ликвидировать те или иные перебои в ее деятельности.  Очевидна сложность и многогранность задачи такого контроля; ведь и стабильность, и необходимая динамика развития банковского сектора зависит от целого ряда факторов: «состояния правовой среды, инвестиций, делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов, доступности заемных ресурсов, в том числе, внешних. В условиях глобальной экономики эти факторы приобретают особое значение, что подтвердил мировой финансовый кризис, затронувший экономику России. В этих условиях обострилась и проблема недостаточности кредитования реальной экономики»1

Следует отметить: кредитование является одним из ключевых направлений банковской деятельности. В последнее время прирост активов российских банков обеспечивается преимущественно наращиванием кредитного портфеля за счет увеличения объемов кредитования физических лиц. Так, по данным банковских аналитиков, «за 2018 год выросли кредиты нефинансовым организациям (+5,8%), и весьма значительно – физическим лицам (+22,8%)» [4]

Рост кредитования нефинансовых организаций недостаточен, темпы его низки. Дефицит кредитования реального сектора – серьезная многоплановая тема, способная лечь в основу большого числа исследований; мы далее остановимся лишь на одном из ее аспектов – проблеме кредитования некоммерческих организаций (НКО) и значимости ее решения для общества и государства.

В соответствии с действующим законодательством, «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» [6].

Согласно федеральному закону, «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

…Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, … (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями)… осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации» [6]

В вышеприведенных положениях закона мы легко увидим основную коллизию, на системном уровне препятствующую развитию кредитования некоммерческих организаций. С одной стороны, исходя из прописанных в законе целей, очевидна значимость, ценность НКО для социума – а значит, вполне объективной является ценность финансовой поддержки таких организаций. С другой стороны, именно некоммерческий, не стремящийся к извлечению прибыли характер работы автоматически отталкивает банки от кредитования НКО, заставляя выдавать отказы - хотя никаких законодательных ограничений на кредитование НКО нет.

Стоит напомнить, что банки предоставляют кредиты, опираясь на несколько основных принципов.

«Принцип срочности означает, что кредит должен быть… возвращен в строго определенный срок…

Принцип платности означает, что заемщик должен внести банку определенную плату за временное заимствование денежных средств. Реализация этого принципа… осуществляется через механизм банковского процента. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, …а также …получение прибыли.

Принцип обеспеченности означает, что ссуды должны выдаваться под конкретные материальные ценности, …наличие которых… свидетельствует …о реальности его возврата» [1].

К сожалению, в реальности обеспечить соблюдение упомянутых выше принципов бывает достаточно сложно. Что характерно для НКО?

«Отсутствие бенефициаров или владельцев. Все имущество НКО принадлежит самой НКО. Существуют учредители в ЕГРЮЛ, но это только инициативная группа… Субсидиарная ответственность в случае банкротства не возникает. И привлечь к ответственности кого-либо очень сложно...

Отсутствие прибыли. НКО имеет право получать доход. Но, по закону, НКО занимается деятельностью, приносящей доход для пополнения собственных средств. …Прибыль должна быть вложена в саму НКО на уставные цели, а не передаваться банку…

Проблемы оценки. Ликвидность, рентабельность, доходность - эти финансовые показатели в НКО стремятся к нулю. У НКО нет целей получить прибыль… Так и было предусмотрено законом. Дать НКО возможность работать с минимальной налоговой нагрузкой. …В общем, коммерческие показатели в некоммерческой организации очень плохие, да это и логично» [2].

Среди альтернативных механизмов финансовой поддержки для НКО можно упомянуть, например, лизинг товарно-материальных ценностей (это аренда с последующим постепенным выкупом имущества у собственника), предоставление рассрочки на приобретение товаров, займы третьих лиц, целевое перечисление денег из специализированных фондов и т. д. – но эти механизмы, хотя и являются законными, мало распространены.

На наш взгляд, в настоящее время есть возможность существенно увеличить объем банковского кредитования НКО, причем без внесения каких-либо изменений в действующую нормативно-законодательную базу, опираясь на действующие механизмы.

Один из таких механизмов зародился в 2016 году, когда Министерством экономического развития России был подготовлен и представлен на рассмотрение в Правительство РФ и Государственную Думу РФ законопроект «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Тогда в пункт 3 статьи 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления» было предложено ввести подпункт 5, регламентирующий новую форму господдержки социальных НКО. В частности, законопроект предполагал внедрение практики государственных и муниципальных гарантий по обязательствам социально ориентированных НКО (не всех, но самых важных для общества). За счет этого органы исполнительной власти разных уровней получили бы возможность стать поручителем для НКО перед банком. «Одновременно документ предлагал ввести правило, в соответствии с которым власти смогут предоставлять юридическим лицам, тем же банкам и иным финансовым организациям субсидии для последующего предоставления кредита или займа (в том числе на льготных условиях) НКО»[5].

Описанный механизм поддержки, хотя и не в полной мере, позднее получил статус закона.  В редакции  Федерального закона от 19.12.2016 № 449-ФЗ упомянутый выше подпункт 5 пункта 3 статьи 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит следующие положения:

«Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться… за счет бюджетных ассигнований… путем предоставления субсидий. …Некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет» [6].

Как видим, прямого указания на использование государственных и муниципальных гарантий в тексте нет, однако прописано важное: поддержка может осуществляться за счет бюджетных субсидий. Субсидия – не что иное, как трансферт для софинансирования расходных обязательств, либо денежные средства, предоставляемые из бюджета в счет юридических лиц, а их не возбраняется направить как на обеспечение кредитных обязательств, так и на субсидирование процентной ставки – чтобы кредит стал доступнее, дешевле для НКО.

Следовательно, для увеличения объемов кредитования социально ориентированных НКО потребуется более активное участие органов власти государственного и муниципального уровней в части субсидирования процентных ставок и обеспечения гарантий по долговым обязательствам НКО – закон позволяет, нужно только использовать данный инструмент. Он сработает лучше, если параллельно удастся еще и усовершенствовать систему получения доходов НКО, ведь низкий уровень доходов затрудняет регулярные плановые выплаты по кредитам, провоцируя почти прямую и стопроцентную «переадресацию» долговых обязательств  НКО государственным и муниципальным бюджетам. Да, у подобных организаций не должно быть сверхдоходов, но, вместе с тем, загонять их в условия, заведомо гарантирующие вечное прозябание в бедности, тоже ни к чему, а такие условия ныне просматриваются. Они связаны с тем, «что Минтруд установил низкие тарифы на услуги социально ориентированных НКО, не предусмотрев многих затрат, которые нужно покрывать некоммерческим организациям, чтобы оказывать эти услуги»[3]. Такую заниженную тарификацию нужно менять, повышая тарифы (естественно, в разумных пределах).

Наконец, хотелось бы высказать и пожелание банкам: при формировании кредитной политики постараться учесть в какой-то мере интересы «низкомаржинальных», но важных в социальном плане некоммерческих организаций. Предметно это могло бы выразиться в установлении льготных процентных ставок для соответствующей категории юридических лиц.

Занимаясь привлечением банковского кредитования в НКО, следует внимательно относиться к юридическим тонкостям; порой одна незамеченная деталь в том или ином документе способна обнулить усилия по получению кредита. К примеру, в уставе некоммерческой организации может быть зафиксирован прямой запрет на получение финансирования посредством кредитования. Также запрет брать займы или кредиты может содержаться в решениях ежегодного собрания НКО (форма не имеет значения).

В любом случае, упомянутые проблемы и вопросы вполне преодолимы и решаемы; а в стимулировании именно банковского кредитования НКО – и прежде всего, социально ориентированных НКО – есть большой смысл и явная ценность (которая становится еще выше, если учесть сохраняющееся отсечение определенной части отечественных НКО от зарубежного финансирования, от западных грантов).

Ведь, развивая кредитование НКО, государство и банки совместно включаются в социально-значимую деятельность, важность которой общепризнанна и не нуждается в публичном укреплении авторитета. Кредитование НКО – это кредитование той части реальной экономики, которая не всегда столь прибыльна, как того требуют традиционные банковские регламенты, зато предельно приближена к человеку, к его насущным потребностям, которая верно стоит на страже его интересов и в самые трудные, сложные периоды его жизни – а значит, по-настоящему гуманна, в полном соответствии с высокими ценностями современной цивилизации.

 

Список литературы:

  1. МИНОБРНАУКИ РОССИИ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)    // Отчет по научной работе «Оценка формирования кредитной политики коммерческого банка»; Алашеева Алёна Сергеевна. № группы: мБД71.
  2. «Кредиты и займы для НКО». Электронный ресурс: https://reg-nko.ru/article/Kredity_i_zajmy_dlya_NKO/ (дата обращения 27.08.2019)
  3. «Третий сектор – не значит третий сорт…» Электронный ресурс: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/46759 (дата обращения 27.08.2019)
  4. Информационно-аналитический материал Банка России «О развитии банковского сектора Российской Федерации», декабрь 2018; стр. 1.
  5. «НКО пересаживают на кредиты с госгарантией». Электронный ресурс: https://rusplt.ru/society/nko-peresajivayut-na-kredityi-s-gosgarantiey-23183.html (дата обращения...)
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.