Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(72)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ PIROUETTES В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ
Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит классический танец, подчиненный строгому кодексу правил. Он включает в себя большое количество различных движений, среди которых всевозможные позиции и позы, вращения и прыжки.
В программе хореографических училищ на протяжении всех восьми лет основной дисциплиной обучения является классический танец. Искусство классического балета прекраснейшее, но и сложнейшее из всех искусств. На протяжении веков вырабатывалась его система. Система классического танца - это неразрывная связь логики и последовательности. Нет движений, существующих изолировано, каждое базируется на принципе какого-либо другого, более простого движения, которое, в свою очередь служит основой для следующего, более сложного технически.
Необходимо понимать, что основы владения танцем закладываются в младших классах. И от того, насколько успешно будет усвоена программа в этих классах, зависит дальнейшее обучение в средних и старших классах. В связи с этим большая ответственность лежит на плечах педагогов-специалистов, отвечающих за обучение учащихся. Педагоги должны досконально знать предмет и уделять внимание детям.
Сегодня мы имеем подробно разработанную методику построения урока, его строго определенные цели и задачи, соответствующие каждому году обучения.
Одним из основных элементов классического танца являются вращения в малых и больших позах, в основе которых лежат различные pirouettes en dehors и en dedans. Они используются почти во всех хореографических постановках.
В классическом танце существует огромное количество разновидностей вращения в этой статье мы не будем, пытаясь объять необъятное, обратимся к одному из самых известных и распространенных в танце типу вращения - пируэту, или, как еще называют, "туру". Название свое движение получило во Франции. В переводе "тур" означает "поворот". Но родилось оно раньше, чем получило свое имя. Возможно, простейшие виде пируэта появились с возникновением самого танца.
Вращения на одной ноге описаны в танцах средневековых актеров, а позднее и в хрониках, освещавших придворные балетные представления.
Типология пируэтов в классическом танце.
Пируэты в классическом танце подразделяются на маленькие pirouettes и большие pirouettes, и tours больших позах. [2, c. 211]
Пируэты, в которых свободная нога во время вращения на опорной занимает положение у колена, называют малыми пируэтами. Пируэты, которые выполняются в позы с отведенной ногой на 90 градусов, называют tours. Пируэты имеют свои разновидности и могут выполняться с помощью различных подходов в направлении en dehors или en dedans.
Техника исполнения пируэтов.
Основные моменты в технике исполнения пируэтов:
а) вращательный толчок
б) вращение
в) его окончание
В этой последовательности и рассматриваются все формы и правила выполнения пируэтов.
Вращательный толчок к пируэтам осуществляется с разных подходов, у всех этих подходов есть своя форма и особенность исполнения. Сам же pirouette, то есть момент вращения всего тела, фиксирует единую академически верную форму. Начало и окончание пируэта могут быть самыми разнообразными по форме и степени исполнительской трудности. На все эти моменты нужно обращать особое внимание при освоении техники малого пируэта и отрабатывать в равной мере.
Силу вращательного точка надо всегда умело соразмерять с количеством, темпом и характером пируэтов.
Техника вращения в классическом танце требует от танцовщика умения быстро и четко ориентироваться в пространстве, координационно верно перемещать центр тяжести тела на опорную ногу, длительное время удерживать вертикальную ось тела, академически верно воспроизводить форму исполняемого движения, хорошо чувствовать его ритм и динамику.
Основные правила, на которые опирается правильное и устойчивое вращение — это правильное поставка корпуса с крепкой спиной, которая позволяет держаться в строго вертикальном положении при вращении, упругие руки, которые должны при вращении сохранять форму и позицию, выворотная пятка опорной ноги в момент подъема на полупальцы, четкие повороты головы и фиксация взгляда в определенной точке и конечно выносливость, волевая выдержка и внимание ученика.
Во время вращательного толчка важно, чтобы руки строго сохраняли заданные позиции классического танца, корпус активно посылается в направлении вращения, голова на каждом пируэте ритмично и чеканно осуществляет свой поворот. Если у ученика нет этих трех основных отработанных моментов, то техника его не может стать стабильной и разнообразной по своему характеру. Учащимся, еще недостаточно постигшим технику вращения, не следует позволять «вертеть» пируэты больше заданного количества и тем более в темпе, не недоступном для них. Погоня за количеством оборотов обычно ведет к частым срывам равновесия, неуверенности в своих силах, к примирению с ускоряющимися ошибками.
Увеличивать количество выполняемых пируэтов от одного года к другому необходимо постепенно и последовательно, с индивидуальным подходом к каждому ученику.
Спокойный, подтянутый корпус, подтянутая выворотная опорная нога на высоких полупальцах с закрепленной щиколоткой, активно поднятая и согнутая в выворотном положении работающая нога на середине голени, руки в первой позиции - такова стабильная поза при вращении.[1, c. 151-152] Основной и трудной задачей при исполнении пируэта является моментальная фиксация стабильной позы. Необходимо следить за опорной ногой, она должна быть предельно натянута. Ускорению вращения способствует рука, открытая на вторую позицию в preparation, в момент вращения она закрывается в первую позицию более активно, но не замахивается. Повороты головы обязательно фиксируют взглядом точку перед собой. В окончании каждого пируэта голова быстро возвращается в исходное положение.
Большое значение имеет правильное исполнение demi-plie перед пируэтом. Стопы обеих ног должны быть ровными, без упора на большой палец. Необходимо следить, чтобы пятки, особенно перед подъёмом на полупальцы, сохраняли выворотное положение и плотно прилегали к полу.
При выполнении пируэта большое значение имеет положение головы. При этом крайне важную роль играет точная направленность взгляда.
«Устойчивое и эмоциональное окончание пируэтов, особенно многократных, является чрезвычайно важным элементом в танцевальной технике. Можно выполнить большое количество пируэтов в отличном стиле, стремительном темпе и увлеченном характере, но недостаточно устойчивое или формально окончание резко снизит их художественную ценность. Пируэты должны всегда заканчиваться устойчиво и эмоционально, в строгой манере, без каких-либо нарочитых жестов на зрителя. Устойчивое и эмоциональное окончание пируэтов – это мастерство.
Чтобы окончание пируэта отрабатывалось правильно, необходимо осуществлять его в едином темпе, прекращая инерцию вращения сразу энергичным, но достаточно мягким и устойчивым действием рук, ног, корпуса головы.» [3, c. 332]
Устойчивое окончание пируэта зависит не только от точности его выполнения, но и от силы исходного толчка. Если пируэт взят слишком сильно, то окончание его может оказаться неустойчивым по технике и нестабильным по характеру. Поэтому, исполняя пируэты, надо предвидеть все моменты его развития, начиная от вращательного толчка, до завершающей остановки. Соразмеряя количество, темп и характер предстоящих пируэтов, необходимо всегда иметь в виду их окончание, которое не будет устойчивым и убедительным, если к нему начинают готовиться во время вращения, а не до него.
Вращательный толчок, вращение и остановка после него есть одно целое, на нем держится и отрабатывается техника пируэта.
В заключении приходим к следующим выводам.
Для правильного исполнения вращений и пируэтов в классическом танце необходимы:
-правильное поставка корпуса с крепкой спиной, которое позволяет держаться в строго вертикальном положении при вращении;
-упругие руки, которые должны при вращении сохранять форму и позицию;
-выворотная пятка опорной ноги в момент подъема на полупальцы;
-четкие повороты головы и фиксация взгляда в определенной точке;
-музыкальный материал, доступный учащимся и соответствующий характеру исполняемого движения, очень важно следить за выразительностью исполнения.
Только четкое и неукоснительное выполнение всех правил ведет к грамотному исполнению пируэтов.
Список литературы:
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
- Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.- Л.: «Искусство», 1976.
- Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., - М.: Издательство «Искусство», 1981
Оставить комментарий