Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(71)
Рубрика журнала: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ПОСЛАНИЕ ДЛЯ ВОЖДЯ ИЛИ???
«На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя.»
М. А. Булгаков (Письмо Сталину, 30 мая 1931 год)
20 век своими историческими событиями ознаменовал новую эпоху в русской литературе. Несомненно, это поэзия серебряного века с её многочисленными направлениями, такими как: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, реализм, модернизм. Проза и пьесы также активно печатались в то время. Писатели описывали происходящее вокруг, выражали отношение к власти и подобно пророкам в некоторых моментах предсказывали будущее страны.
Он приехал в Москву в 1921 году. Молодой врач, не имевший ничего за душой, со своей юной супругой, только-только оправившийся от ужасов гражданской войны и морфийной зависимости. Сейчас его работы переводят во всём мире, его произведения играют на сценах знаменитейших театров, учёные-литературоведы до сих пор пытаются разгадать его феномен. Михаил Афанасьевич Булгаков, Мастер своего времени.
Но, целью этой статьи является не описание жизни советского писателя, а анализ закатного романа «Мастер и Маргарита». Какова цель написания романа? Какие проблемы затрагивает автор? Чтобы подробнее разобрать эти вопросы надо обратиться к истории создания, предпосылкам и рассмотреть отношение писателя к строю того времени. (на примере романа «Собачье сердце»)
Согласно письмам М.А., он никогда не жил в роскошных условиях. Более того, с 1926 года у писателя обострились отношения с властью. ОГПУ в результате обыска изъяло рукопись «Собачьего сердца», личный дневник и несколько писем. Булгаков обращался с просьбой не отбирать у него возможность творить, поскольку только в этом он видел своё призвание. М.А. не хотел эмигрировать из СССР, не приписывал себя к интеллигенции, его не интересовала императорская Россия, так как он был глубоко увлечён настоящим. В «Собачьем сердце» писатель приглашает читателя пронаблюдать за противостоянием двух миров: бывшей аристократии в лице профессора Преображенского и доктора Борменталя и пролетариата в лице Швондера и Шарикова. Позиция самого Булгакова является нейтральной: он не поддерживает полностью первых да и вторых высмеивает. (из протокола допроса в ОГПУ 22 сентября 1926 года: «-Да, (в «Собачьем сердце») политические моменты есть, оппозиционные к существующему строю…Я остро интересуюсь бытом интеллигенции русской , люблю её , считаю хотя и слабым , но очень важным слоем в стране… Но склад моего ума сатирический. Из-под пера выходят вещи, которые порою, по-видимому, остро задевают общественно-коммунистические круги. Отрицательные явления жизни в Советской стране привлекают моё пристальное внимание, потому что в них я инстинктивно вижу большую пищу для себя. Я- сатирик.»)
Вопрос о том, когда Булгаков начал работу над романом является дискуссионным. Согласно одним данным, черновые наброски М.А. начал делать в 1928, по другим – в 1929 году. Сюжет был сосредоточен на ключевой фигуре – Воланде, дьяволе, который под видом иностранного консультанта прибыл в Москву, чтобы посмотреть на жителей города. Первые названия романа говорили сами за себя: "Чёрный маг", "Жонглёр с копытом", "Сын В", "Гастроль", "Сатана", "Князь тьмы". Линии Иешуа и Мастера с его возлюбленной появились и были доработаны гораздо позже.
Однако, в 1930 году первая версия была уничтожена и сожжена. Булгаков обладал самоиронией и неудивительно, что на страницах романа появляется знаменитая цитата:"Рукописи не горят!" Совершил он это вследствие приступов неврастении из-за запрета новой пьесы "Кабала святош".
Можно заметить, что отношения с властью у Булгакова напоминали игру в "кошки-мышки". Скорее не просто с её представителями, а с руководителем Советского Союза- Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Во-первых, 18 апреля 1930 года вторая жена М.А. Любовь Белозёрская подозвала мужа и сказала, что из ЦК спрашивают. Над Михаилом часто подшучивали таким образом друзья, поэтому звонок он списал на розыгрыш. Но, это был сам товарищ Сталин, который посоветовал писателю ещё раз обратиться в Художественный театр, в котором ранее ему отказали в работе, и изъявил желание встретиться. (согласно воспоминаниям Е.С. Булгаковой) Во-вторых, несмотря на признание некоторых произведений Булгакова "антисоветскими", Иосифу Виссарионовичу приглянулись некоторые из них. Джугашвили 15 раз смотрел "Дни Турбиных". Он считал, что у зрителей после этой пьесы остаётся благоприятное для большевиков впечатление. Вождь нашёл поддержку коммунистического режима в литературе, а не в очередных лозунгах и местами глупой агитации. Сталин для себя открыл Булгакова, второй же в свою очередь уважал главу СССР. Об этом свидетельствуют письма самого писателя, которые сохранились до наших дней. Например, одно из них от января 1931 года: «Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! Около полутора лет прошло с тех пор, как я замолк. Теперь, когда я чувствую себя очень тяжело больным, мне хочется просить Вас стать моим первым читателем…» Написал ли Булгаков послание Кобе?
Я согласна с точкой зрения многих литературоведов, в том числе и литературного критика Д.Л. Быкова, что "Мастер и Маргарита" - роман для двух читателей: Елены Сергеевны Булгаковой (третьей жены писателя, после знакомства с которой появилась линия Мастера и Маргариты) и для И.В. Сталина. Хотя сам сатирик негативно реагировал на попытки отождествлять Джугашвили и Воланда. (мемуары друга Сергея Ермолинского) Но, согласно теориям, Булгаков словно обращается своим произведением к Сталину:" Да, вы являетесь олицетворением зла, несомненно, но "плохое" ли это зло?" Об этом даже свидетельствует эпилог из "Фауста" Гёте: "...так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо..." "Проделки" свиты Сатаны схожи с репрессиями 1930-х годов. (издевательские и беспощадные.) Но наказывают дьявол справедливо: бюрократов, изменщиков, взяточников, шпионов, хвастунов и лгунов. В то время как порядочных и хороших людей Воланд не трогает. Да и следует отметить монолог Сатаны на выступление в Варьете, в котором он рассуждает о том, что москвичи являются по своей сути обыкновенными, милосердными и добрыми людьми, хотя деньги и квартирный вопрос иногда развращают их. Также писатель даёт условный совет вождю: не трогать творцов, воплощением которых является Мастер, нужно бороться с наглыми чиновниками и бюрократией. Являлся роман попыткой защитить деятелей искусства или же призывом обратить внимание Сталина на насущные проблемы?
Вопрос о том был ли роман посланием для руководителя страной - открытый. Сам автор об этом умалчивает. Последние штрихи вносила Елена Сергеевна Булгакова (единственная наследница рукописей писателя) после смерти М.А. в 1940 году. На доработку ей понадобилось около 20 лет!
Какой бы смысл писатель не вкладывал в своё произведение, являлся ли Булгаков сатириком, мистиком или одновременно обоими, не отменяют тот факт, что "Мастер и Маргарита" - величайшее произведение и неумирающая классика!
Список литературы:
- "Михаил и Елена Булгаковы. Дневник Мастера и Маргариты." сост., предисл., коммент. В.И. Лосева. 2012 г.
- аудио-лекция Д.Л. Быкова "Роман для Сталина".
Оставить комментарий