Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(71)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КЕРАМИКОЙ У ЛЮДЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Коммуникация – это связь между переменными, которая исполняется различными способами безотчетно и осознанно, приводящая к ответному снижению неопределенности.
В коммуникации применяется понятие «обратная связь», которое рассматривается как люди откликаются на всевозможные истории, впечатлении и т.д. Предоставленная передача информации идет посредствам знаковых систем: содержит невербальную и вербальную форму. Вербальная коммуникация, чаще всего наполняется в форме ответов, реплик, выражения, вопросов, диалога и диалогической речи. А невербальная коммуникация – зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и иные чувства и образы, которые мы получаем от иных лиц. Большое количество невербальных средств общения у людей могут быть врожденными и дают ему «взаимодействовать» на поведенческом и эмоциональном уровнях, добиваясь взаимопонимания.
Бесспорно, что коммуникация является одной из важных форм взаимодействия людей в процессе общения. Так, в последние годы в большинстве регионов РФ открыты реабилитационные центры для людей с умственной отсталостью, которые старше 18 лет. Люди работают в специальных мастерских. Выполняют работы из керамики, делают свечи, ткут и занимаются столярным делом. Для данной работы с которыми требуется наличие специальных пособий и методических разработок.
Керамика считается одним из классических обликов декоративно-прикладного искусства с национальными корнями, создающая эстетический и этический вкус людям, а еще развивающая ощущение великолепного. Исследуя обыкновения ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию приготовления, знакомясь с особенностями материала, человек с умственной отсталостью познает навык, скопленный населением земли, и получает огромную мотивацию к развитию креативных возможностей.
Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства содержит большой смысл в художественном образовании подопечных. В процессе анализа форм и декоративного дизайна, например, предметов быта, преподаватель рассказывает об этих понятиях, как дизайн, декор, удобство, гармония, конструкция, орнамент, пропорция, ритм, симметрия, художественное качество. Раскрытие конкретного термина декоративно-прикладного искусства выделяет вероятность формирования основы изобразительной грамоты людей с умственной отсталостью.
Так, любой предмет, содержит объём и воспринимается со всех сторон. На базе восприятия предмета в сознании умственно отсталого человека формируется образ. Не считая такого, что занятия по художественной керамики в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и улучшает природное ощущение осязания обеих рук, интенсивное воздействие которых ведёт к более точной передаче формы, а еще во время занятий развиваются коммуникативные способности.
Все виды работы создают самостоятельный подход к поиску свежих способов изображения. В процессе уроков художественной керамики, при соответственном обучении, люди с большим интересом взаимодействуют с материалами. Они знают, что исправить ошибки в изделии возможно. Например, путём поправки формы пальцами, стекой, путём налепов или же удаления бесполезной глины, применяя способности коммуникации, которыми человек овладел, а также и развивая их.
Различные виды изобразительной работы создают художественный вкус человека, и, в случае, если набросок и аппликация влияют на эстетическое образование при помощи точности рядов и красочности цвета, то на упражнениях художественной керамики приоритетнее будет объёмная форма предмета, пластика и ритм, а еще практическая значимость данной работы. Три компонента действительно существуют в пространстве, что создает в людях умение понимать и узнавать красоту пластической формы предметов, соответствие их частей, развивает бдительность и внимание к находящейся вокруг реальности.
В различных центрах социальной реабилитации люди с умственной отсталостью узнают красоту глины, им нравится её плавность, пластичность, форма и цвет. Педагоги могут помочь им в работе и оговаривают с ними все свойства качества глины. Они наблюдают за формой предметов, с которых лепят, их увлекает мягкость перехода одного объёма в другой, прекрасные пропорции, а еще ритм форм и украшений. Во время занятий керамикой, развиваются и коммуникативные способности. Они нередко разделяются собственными эмоциями, значительными успехами и настроением. Обучающий радуется, что он вылепил, что с данным изделием возможно играть, подарить или же украсить им экстерьер, к примеру, личной комнаты.
Занятия керамикой настоятельно просят неизменного анализа предмета или же образца. Так, люди с умственной отсталостью, изучают и анализируют собственную работу. Такие понятия, как форма, пропорции, композиционное заключение, пространственное отношение предметов, складываются у умственно отсталых людей в процессе конкретно-предметной работы.
Для развития коммуникативных навыков, во время занятий керамикой, у умственно отсталым подопечным, довольно принципиально подчёркивать красоту выполненной ими работы, применяя образное сопоставление.
Таким образом, занятие керамикой помогают развитию не только эстетического чувства и эстетического отношения, но и вовремя данных занятий развиваются коммуникативные навыки.
Список литературы:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 376 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993. - 114 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969.– 214 с
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
Оставить комментарий