Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 25(69)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Кагирова А.Г. ОБРАЗ ВЕНЕЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Э. ХЕМИНГУЭЯ «ЗА РЕКОЙ В ТЕНИ ДЕРЕВЬЕВ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 25(69). URL: https://sibac.info/journal/student/69/148839 (дата обращения: 24.09.2024).

ОБРАЗ ВЕНЕЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Э. ХЕМИНГУЭЯ «ЗА РЕКОЙ В ТЕНИ ДЕРЕВЬЕВ»

Кагирова Амина Гаджиявовна

магистрант, ФИЯ, Дагестанского государственного университета

РФ, г. Махачкала

Интерес к Венеции объясняется необычностью этого города, которая проявляется во всем – во внешнем облике, сохраняющемся более 400 лет, в характере его жизни и духа в том, как в его пространстве существует человек. Для многих писателей, поэтов Венеция становится мечтой о рае, о красоте, несмотря на то, что давно уже стала очевидной ее ущербность, вызванная процессами разрушения. Но в восприятии художниками слова Венеция давно превратилась в комплекс смыслов и переживаний, которые получили свое отражение в художественной литературе

Данная статья посвящена анализу венецианского текста в романе Эрнеста Хемингуэя «За рекой в тени деревьев» Творчество Хемингуэя всегда привлекало к себе внимание. Среди отечественных критиков, посвятивших его творчеству свои статьи и монографии, - Кашкин И., Гиленсон Б.А., Финкельштейн И., Грибанов Н., Анастасьев Н.А., Мендельсон М., и др. В их работах рассматриваются различные аспекты творчества американского писателя – проблематика и поэтика отдельных произведений, особенности эстетических позиций и художественного метода. Но тема венецианского текста в исследуемом романе не была в достаточной степени изучена, что объясняет обращение к этому вопросу.

«За рекой в тени деревьев» - поздний роман Эрнеста Хемингуэя, вышедший в 1950 году. В этот период жизни писатель часто вспоминал юношеские годы, был особенно подвержен ностальгии, которая привела его в Италию – место, где он обрел первый военный опыт. Поездка в Италию пробудила в нем множество воспоминаний, которые стали своего рода вдохновением и вызвали творческий подъем. «…творческое воображение, получив толчок, заработало, ощущения, вызванные недавним посещением тех мест, где он когда-то воевал, вспыхнули особенно ярко, и он понял, что рассказ об охоте на уток вырастает в роман о Венеции» [2].

Автобиографичность – один из главных признаков всех произведений Хемингуэя. Многие факты биографии писателя отразились и в произведении «За рекой в тени деревьев». Главный герой произведения – пожилой военный человек, которому около 50 лет, американский полковник Кантуэлл. Ему довелось побывать на всех войнах, которые вспыхнули в XX веке, как и самому Хемингуэю.

Особый статус Венеции в произведении возник не случайно. Венеция является одним из так называемых «родных» городов Хемингуэя. К ним он также относил Оук-Парк, где родился, Париж, Ки-Уэст и Гавану. На Венеции завязаны многие ключевые моменты произведения. В некоторых случаях она выступает в качестве связующего элемента между реальным и художественным миром как, например, в следующем эпизоде. Вернувшись в Венецию, Кантуэлл в первую очередь направляется к месту ранения и совершает что-то вроде обряда, закапывая деньги, которые получил за этот бой. «Прекрасный памятник, - говорит он, - в нем есть все, что надо. Дерьмо, деньги, кровь и железо» [5, c. 14]. Хемингуэй хотел и сам проделать этот обряд, но сделал это только наполовину, постеснявшись людей вокруг. Осуществить он его смог только через героя своего произведения.

Рассмотрим, каким образом реальный город воссоздается в литературном тексте. Он должен иметь определенные достопримечательности, вызывающие прямые ассоциации с конкретным городом. Согласно Н.Е. Меднис, функцию этих достопримечательностей в литературе выполняют доминантные точки. «Выделение подобных доминантных точек совершенно необходимо при формировании образа любого города. Они в системе составляют подобие образного каркаса, который на визуальном уровне позволяет отличить один город от другого» [4, с. 10].

В данном произведении Хемингуэй пользуется привычной системой доминантных точек описания города. Существует общеизвестная система сигнатур, которая создает образ Венеции: гондолы, гондольеры, мосты, каналы, вода, лабиринты улиц; топонимы: Торчелло, Пьяве, Силе, Большой канал, Академия, Площадь Святого Марка и многие другие. Они привязывают литературное произведение к реальному географическому месту. Но они еще не создают образ города. Образ города возникает, когда эти сигнатуры подаются в произведении ярко окрашенными субъективным восприятием героя. В произведении не встретятся традиционно-живописные, красочные образы, картин местности. Кантуэлл отрицает само слово "живописный" – «...полковник наслаждался, глядя на коричневые сети, и плетеные садки, и строгую, красивую форму лодок. «Нет, живописными их не назовешь. Живописность — это дерьмо. Они просто дьявольски красивы» [5, c. 93]. Хемингуэй, видимо, считал, что привычные выражения не позволят передать всю красоту города и личность главного героя. Поэтому он отдает предпочтение грубоватому, но более эмоционально яркому выражению "дьявольски красивы".

Венеция выступает не только как воплощение красоты в этих двух произведениях, но и как символ разложения и мучительных воспоминаний о войне и смерти, оправдывая репутацию двойственного города. «Он поглядел направо — по правому борту, поправил он себя. Ведь мы на судне!» [5, c. 123]. Или как в данном отрывке: «Какое красивое, компактное здание, а в то же время так и кажется, что оно вот-вот оторвется от земли. Никогда не думал, что маленькая церковь может быть похожа на «Р-47» [5, c. 50]. Эмоционально окрашенные доминантные точки зачастую представлены ассоциациями военного характера.

Венеция раскрывает двойственный характер самого Кантуэлла: «Сам он забыл обо всем, потому что как раз в эту минуту увидел парус, который мелькал впереди, за купой коричневых деревьев… Почему всегда сжимается сердце, когда видишь, как вдоль берега движется парус... когда я вижу больших, неторопливых светлых быков… меня трогают и красивый крупный мул, и цепочка холеных вьючных мулов. И койот, всякий раз, когда я его вижу, и волк, который движется иначе, чем все другие звери…» [5, с. 17]. У него более художественная натура, чем кажется на первый взгляд. В произведении часто описывается его склонность к искусству, архитектуре, живописи. Полковник более лиричен, чем того требует ремесло военного. С одной стороны, его мучает военное прошлое, но с другой стороны он уже не может без него жить, отказываясь от него, он откажется от всей своей жизни, которую провел на войне.

Данное исследование показывает, что в раскрытии характера героев и замысла автора существенную роль играет образ города. Венеция, характеризующаяся как двойственный город, сочетающий в себе противоположные качества, вносит в существенный вклад в описание противоречивых чувств главного героя.

 

Список литературы:

  1. Грибанов Б.Т. Эрнест Хемингуэй. - [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.informaxinc.ru/zhzl/hemiguey/#CO2 М.: Молодая гвардия, 1970.
  2. Кашкин И.А. Для читателя-современника. М.: Советский писатель, 1968.
  3. Меднис Н.Е. Венеция в русской литературе. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999.
  4. Хемингуэй Э. За рекой в тени деревьев. Саратов, 1990.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.