Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(67)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Чечель Р.П. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ С БРЭННОМ ДЭЙЛОРОМ) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 23(67). URL: https://sibac.info/journal/student/67/147021 (дата обращения: 23.12.2024).

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ С БРЭННОМ ДЭЙЛОРОМ)

Чечель Роман Павлович

студент магистрант, факультет иностранных языков ТГУ,

РФ, г. Томск

Феномен языковой личности является одним из центральных в современной лингвистике. В современной лингвистике происходит переход от рассмотрения языка как самостоятельной, независимой от человека системы к его описанию как антропологического феномена. Происходит переориентация лингвистических исследований на новую антропоцентрическую парадигму. В работах лингвистов наряду с термином «языковая личность» используется более узкий термин «профессиональная языковая личность».

В данной статье мы будет использовать определение профессиональной языковой личности, предложенное Е.И. Головановой: «совокупность интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, сформированных в особой профессионально-культурной среде и отраженных в свойствах его сознания, поведения и деятельности».[1, c. 188] Принимая во внимание структуру языковой личности, предложенную Ю. Н. Карауловым, Е.И. Голованова выделяет следующие уровни описания профессиональной языковой личности: 1) уровень профессионального сознания; 2) вербальный уровень; 3) мотивационно-прагматический уровень. Описывая профессиональную языковую личность, мы будет опираться на данную классификацию.

Для исследования мы выбрали профессиональную языковую личность музыканта. К характерными особенностям лингвокультурных типажей музыкантов относят эмоциональность, субъективность, образность, оценочность, повышенная метафоричность.

Объектом для исследования мы выбрали музыканта Брэнна Дэйлора (Brann Dailor). На момент исследования Брэнну Дэйлору 44 года, он играет на барабанах и исполняет вокальные партии в группе Mastodon, которую многие эксперты считают одним из лучших коллективов на сцене, играющих в жанре метал и психоделический метал. Данному жанру характерны сложные ритмические формы и абстрактные тексты песен. Брэнн пишет большинство текстов для песен Mastodon, отсюда следует, что он обладает высокой способностью к речетворению, а также ему присуще творческое мышление. В качестве материала исследования были рассмотрены двенадцать текстовых и пять устных интервью, взятых из различных источников, преимущественно из сети Интернет. Далее в статье будет представлен поуровневый анализ профессиональной личности музыканта на материале данных интервью.

На уровне профессионального сознания мы выделяем концептосферу и входящие в нее концепты как ментальные образования, отражающие опыт и мировоззрение музыканта. Ключевыми концептами в речи Брэнна Дэйлора являются концепты «музыка» и «звучание». Концепт «музыка» является макроконцептом, в то время как концепт «звучание» микроконцептом, входящим в макроконцепт «музыка». Каждый из вышеупомянутых концептом представлен в лексиконе музыканта. В речи Брэнна Дэйлора встречаются следующие лексемы, репрезентирующие концепт «музыка»: 1) song”, напр.:I like to have to get to know a songs twists and turns.” [3]; 2) vocal”, напр.: “If our vocals were super pristine, people would know we’re up to some funny business [3]”; 3) “music”, напр.:“I always enjoyed the puzzle of writing music, especially in the realm of prog” [2]. Концепт «звучание» представлен следующими языковыми единицами: 1) sound”, напр.: “It took me about four days, once we got the drum sounds[4]; 2)beatиrhythm, напр.: “I go past the one and maybe come in on the two or three, or I come in and out of the beat and just play with it a bit to explore every different beat or rhythm that you can play to. [6]

На основании выделения двух основных концептов в речи Брэнна Дэйлора, мы можем предположить, что на уровне профессионального сознания для музыканта очень важным является процесс создания музыки, поиск звучания, собственное развитие как профессиональной творческой личности.

На вербальном уровне выделяются системы специальных наименований – терминов и профессионализмов.

В проанализированных интервью Брэнн активно использует профессионализмы, относящиеся к сфере музыки такие как “riff”, “triggers”, “sampler pedal”, “Marshall stacks”, “snare hand”, “bridge”, “Frankenstein kit”, “ARPs”, “Moogs”. Используя данные профессионализмы Брэнн дает понять, что он отлично ориентируется в свой сфере, также набор использованных профессионализмов свидетельствует о профессиональной компетентности музыканта. Брэнн употребляет профессионализмы осознанно, без толкования их значений, так как они рассчитаны на аудиторию знакомую со значениями данных профессионализмов.

Также на этом уровне мы выделяем группы лексики, объединённые сферой деятельности профессиональной языковой личности, т.е. сферу музыки: 1) названия музыкальных инструментов и их деталей, напр.: “I don’t use triggers, but I really wanted to include the tambourine” [4]; 2) названия музыкальных стилей и жанров, напр.: “Yeah, I understand that. I’ve definitely had that reaction when I’ve listened to some old prog or fusion records” [4]; 3) Музыкальные термины, напр: “I’ve put a lot of effort to create my drum solo in “Steambreather”. [5]”

Говоря об исполнении своих музыкальных партий, музыкант не только прибегает к специальной лексике, но и к стилистически выразительным средствам таким как эпитеты, напр.: “Along with developing my hands came lots of crazy fills and stuff like that[3]. Стоит отметить, что прилагательное “crazy” является наиболее употребительным в речи Брэнна Дэйлора. Частотность употребления данного прилагательного связана с жанром, в котором играет музыкант. Как было сказано ранее, для психоделического метала характерны сложные, необычные и странные музыкальные рисунки. Мы предполагаем, что в данном случае профессиональная деятельность влияет на когнитивные функции музыканта, тем самым определяя выбор используемых речевых единиц для описания того или иного объекта или явления. Также говоря о своих произведениях, музыкант использует метафоры, напр.: ““Ember City” off of Once More ’Round the Sun has a riff in the middle that we jammed for a long time, thinking it was going to be the meat of the song, but it ended up being this short bridge. [2]Метафоры придают речи образность, а также акцентируют внимание адресата на существенных по мнению музыканта деталях.

Мотивационно-прагматический уровень, проявляющийся в отборе прецедентных имен, высказываний, текстов [1, c. 189] представлен онимами, среди которых можно выделить: 1) имена и фамилии исполнителей, напр.: Every band I'm inthe Mastodon guys are huge Zappa fans, and I'm a huge Zappa fan.” [3]; 2) названия музыкальных групп, напр.: “My parents. Both my mom and dad were big Genesis fans.” [3]; 3) названия музыкальных композиций и альбомов, напр.: “I mentioned last time we spoke that Heart’s “Barracuda” was the inspiration for my drum sound on Emperor of Sand, and for The Hunter it was Duke by Genesis. [6].

Таким образом, проанализированный материал дает существенное представление об особенностях профессиональной личности Брэнна Дэйлора. В интервью музыкант обозначает свое понимание творчества, свой подход к написанию музыки. В ходе анализа были выявлены такие особенности языковой личности Брэнна Дейлора, как обилие профессионализмов, образность мышления, глубокие знания о локальной музыкальной сцене и теории музыки. Описанный нами речевой портрет характеризует не только самого Брэнна, но и социальную среду к который относит себя музыкант: высококомпетентные музыканты, обладающие творческим мышлением и воспитанные на тяжелой музыке, в результате чего у них сложились определенные взгляды на жизнь и музыку, а также своеобразный подход к творчеству и самовыражению.

 

Cписок литературы:

  1. Голованова Е. И. Введение в когнитивное терминоведение: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 186-195.
  2. An Interview with Brann Dailor of Mastodon [Электронный ресурc]. URL: https://ink19.com/2008/02/magazine/interviews/an-interview-with-brann-dailor-of-mastodon (дата обращения: 20.04.2019).
  3. Mastodon’s Brann Dailor – Modern Drummer Magazine [Электронный ресурc]. URL: https://www.moderndrummer.com/article/august-2018-mastodons-brann-dailor (дата обращения: 11.04.2019).
  4. Mastodon’s Brann Dailor on Tackling the Dark Knight, New Album Plans, and Carrying the Metal Torch [Электронный ресурc]. URL: https://consequenceofsound.net/2018/08/mastodon-brann-dailor-interview-2018 (дата обращения: 16.04.2019.).
  5. Mastodon - The Making of Emperor of Sand [Full Documentary] [Электронный ресурc]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lj4cbYAWUqg (дата обращения: 04.03.2019).
  6. The Drummer as Mastodon, Brann Dailor on music and life [Электронный ресурc]. URL:  https://alibi.com/music/54384/The-Drummer-as-Mastodon.html (дата обращения 13.04.2019).

Оставить комментарий