Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(67)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АННЫ АХМАТОВОЙ И СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE WORKS OF ANNA AKHMATOVA AND SERGEY YESENIN
Patieva Zarema Hamatkhanovna
2 year master's student, Department of Russian and foreign literature Ingush State University
Russia, Republic of Ingushetia, Magas
Khusikhanov Ahmed Musayevich
Doctor of Philology, Professor, Ingush State University
Russia, Republic of Ingushetia, Magas
Аннотация. В данной статье я постаралась подробно изучить сходство и различия поэтических произведений С. Есенина и А. Ахматовой. Интересно было наблюдать, какую роль в них сыграла революция, какие темы были наиболее интересны, почему. Какая буря чувств таилась за каждой строчкой поэтессы, «дикой девчонки», как прозвали Ахматову в детстве, и народного любимца, молодого, полного сил и любви, поэта из Рязани.
Abstract. In this article I tried to study in detail the similarities and differences in poetic works of S. Yesenin and A. Akhmatova. It was interesting to observe what role the revolution played in them, what topics were most interesting and why. What a storm of feelings lurked behind every point of the poetess, a "wild girl", as Akhmatova was nicknamed in her childhood, and a people's favorite, young, ful lof strength and love, a poet from Ryazan.
Ключевые слова: любовная тема, чувства, трагедия, революция, горечь, эмоции.
Keywords: love theme, feelings, tragedy, revolution, bitterness, emotions.
Каждый поэт может увидеть и показать окружающим мир через призму своего сознания. Всевозможные актуальные позиции проходят сквозь видения создателя, эти взоры бывают видны в его работах. Мир поэта - это зеркало души создателя. Можно сказать, что в жизни есть, как добро, так и зло, радость и трагедия. Как человек воспринимает все вокруг, зависит от его духовного состояния.
Многие наши поэты затрагивают в своих стихах тему природы, любви и дружбы, так же предназначение поэзии в жизни писателя, трудности отношения с миром. В любом случае, останавливаются на дилемме жизни и погибели. И решает ее каждый со своей точки зрения. Им присуща лирическая философия.
У каждого поэта – своя конкретная задача, и каждый из них отыскивает собственный путь в жизни. Люди, занимающиеся творчеством, всю жизнь проводят в розыске предмета собственного предназначения и находят его в форме выражения собственного творчества, в базе которого у одних лежит мелодия слаженного сочетания человека и природы.
Немногие писатели, а точнее, избранные, оставались в стране во времена революции. Оставались те, которые могли принять ее. Воспевали мощь и силу революции. Для кого-то она принесла только боль и мучения, разрушила мечты, надежды, намерения, еще не так давно казавшиеся наиболее правильными и верными. Были и те, которые не воспринимали и не отторгали революцию, но готовы были мучиться вместе со всеми. Это те люди, которые проходили через голод, мороз, потерю друзей. Среди них были Осип Мандельштам и Анна Ахматова.
Про поэзию А. Ахматовой можно сказать, что она индивидуальна уже потому, что это поэзия женщины. Есть психологи, которые утверждают, что женщина более уязвима, восприимчива, впечатлительна, чем мужчина (хотя в жизни можно сказать, как раз наоборот) эмоции и чувства могут брать верх над женским разумом. Но почему, прошло столько веков после знаменитой Сапфо, прежде чем дала о себе знать ее преемница – Анна Ахматова. Она сумела в своих стихах показать то, что волновало многих людей, дотронуться до их души.
Естественно, писала А. Ахматова и о природе, и о дружбе, и о роли поэта в поэзии, и о той судьбе, которая близка России. Основная тема у Анны - любовь. О чем бы Ахматова ни писала, все равно у нее где-то должна была присутствовать любовь. И жизнь, для нее, - это любовь, а любовь – сама жизнь. Без любви нет жизни.
Так же воспринимал жизнь и Есенин, где любовь - это эмоции, слаженное сочетание человека и природы. Для нас ясны строки поэта, в которой береза у поэта ассоциируется с возлюбленной девушкой:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая береза,
Что загляделась в пруд? [4, с. 55]
Творчество Есенина было светлым - всего лишь шесть лет, с 1910-1916 г. А 1917-й год, был переломным в судьбе поэта и отразился на его творчестве, это время новой власти. То, что было естественно, меняется на что-то жестокое, варварское. Есенин не находит себя в революции и находится в безвыходном состоянии. [3, с. 105]
И мы слышим от него уже другое толкование вечной темы. Он считает, с одной стороны, что любовь - это что-то неправильное, а с другой - романическое ощущение, это убежище для человека, который замучен разными мыслями. Это мы можем заметить в его сборнике «Персидские мотивы», в котором мы видим необыкновенность Шираза, таинственную красоту персиянок, самая важная роль у Шаганэ, мы могли бы во всем этом увидеть то, что могло бы спасти раннего Есенина от смерти. Ведь мы не можем утверждать, что смерть - это единственная возможность вырваться из цепких лап постылой и наскучившей жизни, как мы видим в стихотворении цикла «Москва кабацкая» и как потом уже можем увидеть в поэме «Черный человек». Но и сейчас мы можем сказать, что Есенина побеждают разногласия. Ему мерещится измена возлюбленной, меньше он верит восточным просторам и персидским красавицам.
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Красота Есенина, которую он испытывает, необычна, он «обманут счастьем». Если в «Персидских мотивах» он пишет так:
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья... [4, с. 20]
то позже Есенин начинает представлять свое творчество, как «дохлую, томную лирику», в которой вряд ли будет место для романтической или возвышенной любви.
Все то, что он считал чистым и правильным, осталось где-то далеко. А ведь время мы не в силах остановить, оно идет. И мы можем только догадываться, что будет там - впереди. Возможно ничего.
Для нашего поэта нет будущего, впрочем, как нет и настоящего.
Есенин живет прошлым, он пишет: «Я нежно болен воспоминаньем детства»
Для него эта реальность является лишь печальной историей с трагическим завершением.
И если А. Ахматова пишет:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить… [2, с. 19]
Для Есенина подобная жизнь не существует:
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком... [4, с. 74]
Это, наверное, как нескончаемый сон, который начинается хорошо, радостно и заканчивается на трагической ноте.
Мы замечали такие же грезы и у Анны Андреевны. Не всегда бывает «просто жить», ведь жизнь «полосатая»- светлое чередуется с темным, на смену страданиям приходит радость. [5, с. 89]
Трагизм жизни находил отражение в лирике:
Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. [1, с. 28]
И сил не было, да и возможности, чтобы что-то поменять:
…больше нет ни слез, ни оправданий.
Ахматова «устала воскресать, и умирать, и жить». В своих стихах она просит у любимого:
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе. [1, с. 31]
Ей очень трудно, она испытывает угнетение, но ведь душа живая. Да, возможно, она сейчас одинока, но она не отказывается от своего народа, не отрекается от мира. Печально, что рядом не оказалось таких друзей, которые могли прийти на помощь. Все равно мы не видим в ее поэзии одиночество, как у Есенина- " я один". Мы слышим от нее вопрос: "неужели это так?"
Никто, Никто, Никто
Не в силах мне помочь?..
Для нее не меняется - перо и лист бумаги. Спасением для Анны являются ее стихи, которые она считает живыми. Возможно, они и есть живые, ведь они понятны каждому. У нее читатель - «неизменен и вечен», он «поэта неведомый друг», Есенин больше одинок и он не видит успокоение или жизнь в своей поэзии. Он видит во всем только грусть:
А теперь что за жизнь?
В тоске изнываю…
И порой о тех днях
С грустью вспоминаю. [4, с. 35]
И если ранняя лирика Есенина является ясным днем, то все написанное после «Персидских мотивов», - это темная ночь, на смену которой никогда не придет рассвет.
Страстным желанием поэта было, повенчать на земле «розу белую с черной жабой». И к чему он приходит? К горькому одиночеству, трагической развязке: Я один...И разбитое зеркало.
А. Ахматова писала:
Сердце усмиряют правильным дыханьем,
А черные мысли - верой в друзья… [4, с. 40]
Есенин не верил друзьям, и ему сложно было довериться. Может, и не было у него таких друзей, которые могли его понять. С хорошими друзьями легче перенес бы он свое горе. Но смерти не бывает наполовину…
Схожее с этим было и у Ахматовой, но она смогла преодолеть всё и осталась верна своему творчеству.
А. Ахматова остается с теми людьми, которые ее читают и понимают, а С. Есенин не может остаться и уходит трагически. Он оставляет эту жизнь. Возможно, все было иначе, мы не можем утверждать, что он по своей воле ушел из жизни. Мы можем догадываться лишь о том, что у А. Ахматовой душевной силы, любви к людям оказалось намного больше, нежели у С. Есенина. Той любви, которая была у нее, хватило всем, кто ее окружал. Она ее донесла и до нас, настолько далеких от того трагичного времени.
Список литературы:
- Анна Ахматова. сочинения в двух томах Москва цитадель 1996
- Ахматова А. Вечер. СПб «Цех Поэтов», 1912.
- В мире Есенина: сборник статей. М.: Советский писатель, 1986.
- Есенин С.А. «Полное собрание стихотворений»
- Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой-Л.,1973
Оставить комментарий