Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(66)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Юн А.Н., Черкес В.П. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ УИЛЬЯМА ГОЛДИНГА «ВОРИШКА МАРТИН» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 22(66). URL: https://sibac.info/journal/student/66/145905 (дата обращения: 26.12.2024).

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ УИЛЬЯМА ГОЛДИНГА «ВОРИШКА МАРТИН»

Юн Александра Николаевна

студент, факультет филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации Педагогического института Тихоокеанского государственного университета,

РФ, г. Хабаровск

Черкес Виталий Павлович

канд. филол. наук, доцент кафедры литературы и журналистики Педагогического института Тихоокеанского государственного университета,

РФ, г. Хабаровск

Уильям Голдинг входит в число выдающихся английских писателей 20 века. Каждое новое произведение этого автора становилось событием в литературной жизни Великобритании, вызывало горячий отклик читателей и критиков. Его лучшие романы были переведены на большинство языков мира, в том числе и русский.

Все его работы можно отнести к разряду философско-аллегорических произведений, в которых зачастую поднимаются сложные вопросы, напрямую связанные с этикой религиозного осмысления окружающего мира, что делает необходимым включение в текст произведения библейских мотивов. Большое внимание в своих романах У. Голдинг уделяет теме происхождение добра и зла, сущности человека, проблеме совести, относительности прогресса и цивилизации.

Ярким примером подобных произведений является третий по счету роман «Воришка Мартин», опубликованный в 1956 году. Это произведение получило весьма положительные отзывы от критиков, но в то же время было отмечено, что это произведение является самым сложным романом в репертуаре автора благодаря напряженности, витиеватости повествования и неожиданной и двусмысленной концовке. В англоязычной критике «за последние тридцать лет литературной дискуссии стало общим местом описывать Голдинга как религиозного писателя», который «ставит перед собой задачу вызвать религиозный порыв и вернуть непокорному времени духовное измерение, являющееся сутью живого религиозного мифотворчества» [3, c. 3-6]. Однако тот факт, что писатель охотно эксплуатирует христианскую символику, христианские мотивы воздаяния, искупления, не дает оснований видеть в нем просто очередного христианского проповедника. Существует предположение, что Голдинг представляет себя деистом. В  1959 году Голдинг, вспоминая, смерь своего отца-атеиста, говорит: «Это горе всей моей жизни. Оплакивая отца, меня глубоко ранит тот факт, что он умер атеистом. Это говорит о том, что он умер, не имея надежду» [7]. Из этого можно сделать вывод, что Голдинг был верующим, но не в традиционном понимании этого слова. Он не относил себя ни к какой церкви [4, c. 432]. Несмотря на это, в своих произведениях автор затрагивал глубоко библейские и нравственные темы. Его мышление исходит от этических ценностей, социальных норм, традиций и убеждений Запада, которые сформировало Христианство. Голдинг вслед за западными теоретиками религиозных концепций обращается к анализу таких фундаментальных христианских ценностей, какими являются концепты добра и зла, ответственность перед Богом, определенные нормы религиозного поведения и морали в целом.

Идея Голдинга о демоническом  начале смыкается в системе его воззрений с христианской доктриной первородного греха. Мир, который он создает, расколот на две противоположные сферы, олицетворяющие божественное и сатанинское начала в человеке. Эта оппозиция отчетливо выражена в романе «Воришка Мартин»[5].

Протагонист романа, который одновременно выполняет роль своего собственного антагониста, Кристофер Мартин – лейтенант британского военно-морского флота — терпит крушение на торпедоносце. С этого момента начинается его «борьба» за жизнь. Герой не сдается. Его выносит на маленький островок в Атлантическом океане. В романе очень детально описывается процесс безнадежной борьбы героя со стихией, его переживания, ощущения, телесные страдания. Герой пытается использовать свой интеллект, физические способности, тренировки и опыт, чтобы выжить и добыть еду, пресную воду, а также соорудить сигнал спасения. Параллельно с этим пред ним пролетают картины из его прошлой жизни, которые помогают раскрыть истинную сущность личности Мартина. И только в последней главе Голдинг открывает, что на самом деле борьба за жизнь происходила в умирающем сознании героя; он погиб в первые секунды своего пребывания в море, а все усилия выжить - это борьба духа с бренной плотью.

Уильям Голдинг активно обращается к христианским мотивам. Одним из важных в этом романе становится мотив грехопадения. В произведении мы встречаем человека, отчаянно борющегося за свою жизнь на клочке земли, и поначалу мы восхищаемся героическими усилиями Мартина выжить, его стойкостью. Однако постепенно нам раскрываются подробности его предыдущей жизни. И через воспоминания становится ясно, что он падший, хищный человек, который разрушил не только свою жизнь, но и жизнь окружающих его людей. В основе всех его действий лежит принцип потребления: брать, ничего не давая взамен. Он высокомерен и эгоистичен, он отказывается признавать существование Бога, отрицает существование силы гораздо выше и сильнее него. Мартин верит только в свои силы, силы своего интеллекта, поэтому он надменно уверен в своей добродетели, считая, что только он имеет власть над своей жизнью. Даже уподобляет себя Богу. В действительности, он нарушает первую библейскую заповедь: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». В итоге, высокомерие Мартина приводит его к печальному исходу.

Мотив дождя также очень важен в произведении. Это явление природы сопоставляется с библейской трактовкой дождя. С одной стороны, он является благословением для всего живого: «И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иакова 5:18). А с другой стороны – наводнением, разрушение: «И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Бытие 7:17-24). В романе Мартин отчаянно жаждет дождя: «Ярость, рев и смерч! Пусть будет ветер, дождь и град, потоки крови, шторма и шквалы…»[2, с. 82]. Однако здесь дождь не благословение для Мартина. Он превращается в шторм, поражающий все на своем пути.

Всю свою жизнь Мартин убегал от Бога. Он отказывался принимать Его волю в своей жизни. Для него богом была собственная жадность, алчность, а также его эго, желания. Но в конце романа, на самом пике страданий, герой обращается к Богу: «Но предположим, я выкарабкался из подвала по телам тех, кого использовал и погубил, уничтожил, чтобы сделать себе ступеньки и сбежать от тебя, но за что ты терзаешь меня? Пусть их сожрал я, но кто дал мне рот?» [2, с. 82]. Он считает, что создал свой рай. Но тот факт, что он продолжает ругаться и угрожать, доказывает, что он не может изменить свое отношение к миру. Он не может подавить свой эгоизм и испорченную природу. Не может открыть свое сердце для духовного роста, испытания не смиряют его гордыню.

На протяжении всей борьбы за жизнь Мартин хочет поспать и отдохнуть. Однако в этом он терпит фиаско: «О Боже! Почему мне никак не уснуть? Зажав обеими руками спасательный пояс, подняв голову и устремив взгляд прямо перед собой, в глубину мрачного тоннеля, он прошептал ответ на собственный вопрос, испытывая одновременно ужас и изумление: — Я боюсь спать» [2, с. 37]. Его страх заснуть, связан со страхом перед вечностью. Он боится того, что может быть за пределами этого мира, что ад и рай действительно существуют: ведь Мартин, на самом деле, в глубине души знает, куда отправится. Его последние слова: «С…ть я хотел на твое небо!» [2, с. 84] - говорят о том, что он лучше останется в своем личном аду, чем повернется к добру, станет хорошим человеком.

Голдинг также обращается к христианским мотивам с помощью персонажей романа, их имен. Полное имя протагониста - Кристофер Хедли Мартин, где Кристофер имеет значение «последователь Христа». Имя Мартин исходит из древнеримской мифологии: это Марс, бог войны. Таким образом, мы видим раздвоение в имени протагониста, которое имеет аллегорический смысл. В первом - герой богобоязненный и благочестивый человек, которым Мартин не является. Второй относится к тому, что герой ассоциируется с войной и разрушениями.

Важным человеком в жизни Мартина является Мэри. У. Голдинг уделяет очень большое внимание описанию ее образа в воспоминаниях и галлюцинациях Мартина. Благодаря этой героине мы узнаем, что герой способен испытывать сильные чувства (не любовь), когда дело касается Мэри. Имя Мэри ассоциируется с непорочностью и смирением пред Богом: «Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет мне по слову твоему. И отошел от нее Ангел» (Луки 1:38). Мэри ценит свою чистоту и не собирается спать с Мартином, понимая, что им движет только похоть и вожделение. Мартин же одержим ею, им движет эгоистичное желание овладеть ею. Однако, получив отказ, его чувства меняются: «С того момента меня разъедает кислота. Я даже убить ее не могу — вот уж когда она одержала бы надо мной окончательную победу. Но пока она жива, кислота будет поедать меня. Она здесь, существует. Во плоти. И эта плоть даже не мила мне. С ее жалким умишком. Наваждение. Никакая не любовь» [2, с. 43]. Он даже думает об ее убийстве и в настоящей жизни, и в воображении: «Пока она жива, кислота так и будет разъедать. И вынести это невозможно. А убить ее — лишь сделать еще хуже» [2, с. 43]. Такие мысли посещают его на борту корабля. Он ненавидит ее, высмеивает. Мартин не может смириться с отказом.

Имя Натаниэль на еврейском языке означает «Бог дал». Натаниэль – это образ духовных ценностей, христианского мужества; он верит в Бога и говорит с Мартином о рае, даже советует ему встать на путь добра. Ему присущи такие черты, как самоотверженность и щедрость, поэтому Мартин одновременно и любит, и ненавидит его: «Потому что я люблю тебя, болван ты этакий, и ненавижу тебя. А теперь я тебя ненавижу» [2, с. 66].

Таким образом, на основании данного исследования можно сделать вывод о том, что мотивы христианства и богоискания  играют крайне важную роль творчестве Уильяма Голдинга. В его работах библейские принципы выступают не как средство нравоучения. Писатель утверждает, что все зависит от самого человека: его будущее при жизни и после смерти, подчеркивая, что каждый несет свою ответственность за выбор между Добром и Злом, Богом и Дьяволом. Разного рода библейские мотивы и аллюзии дают нам больше пространства для интерпретации текста, а также становятся для У. Голдинга средством художественного осмысления действительности.

 

Список литературы:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество, 2012. – 968c.
  2. Голдинг У. Воришка Мартин // Уильям Голдинг Воришка Мартин. – М: АСТ, 2016. – 87c.
  3. Чамеев А.А. Мир Уильяма Голдинга // А.А. Чамеев Мир Уильяма Голдинга. Санкт- Петербург: изд. Симпозиум, 1998.
  4. Шанина Ю.А. Категория божественного в произведениях У. Голдинга // Российский гуманитарный журнал, 2015.
  5. Anderson D. Is Golding’s theology Christian? // William Golding: Some critical consideration. — Lexington: Univ. of Kentucky press, 1978. – 1-21p.
  6. Biles J. I. Talk: Conversations with William Golding. - New York: Harcourt, 170. – XII. -112p.
  7. Kermode F. Puzzles and epiphanies // Frank Kermode. – 1st Edition. - L.: Routledge& Kegan Paul, 1963. – 234p.

Оставить комментарий