Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(66)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Самохина А.О. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЖУРНАЛЬНОЙ СТАТЬИ (НА ПРИМЕРЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 22(66). URL: https://sibac.info/journal/student/66/145849 (дата обращения: 14.05.2024).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЖУРНАЛЬНОЙ СТАТЬИ (НА ПРИМЕРЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ)

Самохина Алена Олеговна

студент, факультет «Лингвистика», УрФУ,

РФ, г. Екатеринбург

Существует множество изданий, каждое из которых отвечает тем или иным запросам читателя: от желания прочесть статьи о путешествиях до биографий известных личностей. Как раз последние чаще всего встречаются в журналах, которые можно назвать антропологическими. Все статьи в них выстроены вокруг человека, его личности, его внешности, его психологии. За красивой студийной глянцевой обложкой таких изданий чаще всего скрываются нетривиальные психологические исследования, которые журналисты проводят на основе простой коммуникации с читателем. Нескольких вопросов достаточно для того, чтобы понять, чем живет современное общество, определить отличия поколений Y и Z или выявить, какие шутки современные россияне считают более смешными. Под маской несерьезных статей в антропологических журналах кроются более глубинные представления в современном человеке как о личности. Писатель, имея лишь один канал коммуникации с читателем – статью – ответственен за то, чтобы реципиент воспринял его посыл правильно. Очень часто после прочтения таких статей остается ощущение того, что нужно меняться, отличаться от среднестатистического общества. Это ощущение – результат работы журналиста и редактора, которые с помощью лингвистических приемов сначала привлекают внимание читателя, удерживают его, а затем оставляют свою мысль в его сознании.

В создании статьи важно все: заголовок, иллюстрация, лингвистические приемы в тексте, цвет, размер, вынесенные крупным шрифтом цитаты из статьи – все это способно «манипулировать» читателем-реципиентом. И в способах построения антропологических статей можно увидеть четкую закономерность, которая не зависит от того, в каком издании напечатана статья.

Многие аспекты написания журнальных статей уже исследовались другими авторами как по отдельности, так и в совокупности.

Объектом А.А. Волковой в ее статье на тему «Стратегия обеспечения понимания в современном журнальном тексте» являются выборки глянцевых журналов, где в заглавиях статей использованы различные приемы, помогающие в понимании текста. Проблема их изучения заключается в том, какие приемы использует автор для обеспечения понимания текста. Понимание текста – фундамент обеспечения коммуникативной связи между писателем-продуцентом и читателем-реципиентом, поэтому важно заложить в текст такие коммуникативные приемы, чтобы текст был правильно понят получателем. Автор статьи пишет о том, что «в журнальной статье любой тематики генеральной стратегической целью является побуждение читателя к мыслительным и физическим действиям» [1]. Важнейшим намерением автора, без которого невозможно реализовать стратегию воздействия, является «заинтересовать читателя в получении информации через создание оптимальных условий для ее понимания» [1].

Антропологические журналы имеют два основных направления оформления статей: биография и социологическое исследование. Одним из самых распространенных форматов статьи-биографии является формат интервью. Поэтому чрезвычайно важно понимать природу этого жанра. Ее и анализирует А.Г. Халиуллин в своей статье «Диалогическая природа жанра интервью в современной прессе». По его мнению, жанр интервью отличается тем, что содержимое будущей статьи получается журналистом путем коммуникации с человеком-объектом. Диалог в вопросно-ответной форме становится каналом коммуникации, по которому материал переходит журналисту. В этом заключается коммуникативная интенция писателя.[2]

Интервью как жанр характеризуется следующими признаками: устный, диалогический, непрерывный во времени, имеющий непосредственный акустический контакт; также в интервью используется второе лицо глаголов.

Иллюстрация играет важную роль в восприятии человеком любого текста, и, как следствие, влияет на формирование композиции статьи. Само изображение, как правило, не является самоцелью издания, но дополняет или поясняет текст, является элементом оформления.

Л.А. Мардиева посвятила свое исследование механизмам воздействия на читателя путем визуального оформления информации, которое позволяет легче воспринимать текст. В своей статье «Механизмы воздействия прецедентных визуальных феноменов на сознание читателей» она пишет о том, что анализ читателем сообщения состоит из интерпретации вербальной и невербальной информации. Из этого следует, что каждый элемент журнальной статьи является независимым компонентом, способным оказывать влияние на реципиента. Первостепенная важность невербальной информации, в таком случае, заключается в том, чтобы дополнить и пояснить информацию, изложенную в основном тексте. [3] Но особенность антропологических периодических изданий в этом плане заключается в том, что иллюстрация имеет еще и аттрактивную функцию. В случае кооперации вербальных и невербальных составляющих статьи эффект воздействия на читателя усиливается.

Для того, чтобы выяснить, существуют ли закономерности оформления журнальных статей в периодических антропологических журналах, достаточно проанализировать статьи нескольких флагманских изданий.

На примере двух антропологических журналов: «GQ» и «Esquire» можно выделить три основных типа статей: статьи-биографии известной личности, психологические статьи и статьи, посвященные особенностям современной культуры.

Начнем с биографических статей. Все они раскрывают известную личность с неожиданной для читателя стороны или же привлекают внимание читателя к личности в связи с ее недавней работой (написание романа, выход в прокат нового фильма).

Так как внимание сосредоточено на одном человеке, в таких статьях всегда используются полосные и разворотные фотографии известной личности. Будучи сопровождениями текстом, иллюстрации становятся как бы дополняющими. Они визуализируют образы и создают оформление издания. Часто издание проводит свою фотосессию для публичной личности, закладывая как ее основу тематику статьи. Так, в статье «Мама дорогая», посвященной материнству поп-дивы российской эстрады Светланы Лободы, полосные и разворотные фотографии дополняли эту тематику: из атрибутов была коляска и бутылочка, что позволяло читателю понять тему статьи, даже не читая заголовка.

К заголовку, как правило, приковано больше внимания читателя. Он должен быть понятным, коротким, интригующим, иногда даже кричащим. Существует несколько приемов, которые используются для создания заголовков биографических статей.

Первый из них — метафора. Этот прием распространен, так как является наиболее заметным для реципиента. Перенос значения всегда сильно действует на читателя, потому что возникает вопрос: «Если это не в прямом смысле, то что хотел сказать автор?». Примеры таких заголовков можно найти и в издании «GQ» и в «Esquire»: «Деньги крупным планом», «Глава семьи».

Второй прием — противоречия или неожиданные выражения. В современных изданиях этот прием наиболее часто используется, потому что в нем всегда хранится ключевое слово статьи, которое вставлено в заголовок путем аллитерации, переносного значения или путем игры слов. Из-за того, что тематика сразу видна в заголовке, у реципиента не остается сомнений по поводу содержания статьи и он читает ее, если заинтересован в личности, о ком писал автор. Одни из самых ярких примеров этого приема можно найти в известных антропологических изданиях: «Не опять, а Сноу» (намек на героя сериала «Игры престолов» Джона Сноу, которого сыграл Кит Харрингтон), «Русская Борзых» (биография Евгении Борзых, где на параллели между названием «русская борзая» и фамилией девушки построена яркая игра слов), «Районы, кварталы» (в заголовке читатель видит название известной песни группы Звери, а статья построена вокруг интервью с Ольгой Зуевой и ее новой работы «На районе»).

Сам текст статьи-биографии выстроен на основе одной из двух основных моделей.

Текст может быть написан в форме диалога, как, например, в статье «Мама дорогая», где реплики интервьюера выделены ярким цветом и курсивом, а ответы известной личности напечатаны шрифтом, принятым во всем издании черного цвета. Это позволяет читателю, читая вопросы журналиста, определить, интересен ли ему ответ на этот вопрос. Выделение другим цветом помогает визуально разграничить реплики диалога для удобства читателя выделения интересных фактов.

Второй тип построения статьи — биографический текст в его классическом понимании, где журналист на основе взятого интервью или известных фактов, взятых из различных источников создает краткий обзор, отражающий ключевые моменты жизни публичной персоны, раскрывая в большей степени какую-либо сторону ее личности или трудовой деятельности. Так построена статья «Не опять, а Сноу» в журнале «Esquire», где журналист помимо основной информации об актере Ките Харрингтоне говорит о его большой картине «Игра престолов» на фоне скорого выхода последнего сезона этого сериала.

Отличие психологических статей или культурно информативных в выбранных изданиях заключается в выборе типа иллюстрации и ее расположения.

В отличие от биографических текстов, иллюстрация в статьях такого типа располагается наверху или внизу страницы, почти никогда не занимает ее всю. Зачастую используются именно иллюстрации, реже фотографии. Распространены иллюстрации на приклейках (дополнительные элементы, размещенные на заднем плане, за текстом, небольшого размера), дополняющие текст.

Заголовки также построены в основном на неожиданных выражениях, которые достигаются путем умелой игры слов писателя. Например: «Спасибо, что без дачи» (Игра слов на основе стереотипной фразы «Спасибо, что без сдачи»), «Люксовый и нежный Zверь» (английская буква Z в данном случае громко говорит читателю о поколении Z, исследование которого проведено в статье),  «Над пропастью поржи» (известный роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» становится базой для яркого лингвистического приема, где смысл фразы меняет полностью: под словом «пропасть» кроется авторская оценка современной ситуации, связанной с юмором в России, а после игры слов «поржи» становится индикатором основной тематики статьи).

На основе анализа двух изданий «GQ» и «Esquire» была выявлена тенденция антропологических изданий к использованию тех или иных методов привлечения внимания реципиента-читателя. Учитывая факт, что статьи в этих изданиях делятся в большинстве своем на статьи-биографии и социально-психологические дискурсы, можно сделать вывод о том, что именно эти статьи задают формат издания.

Формат этих статей в каждом журнале тоже четко фиксирован. Этот формат проверен временем, он привлекает читателя и соответствует дизайну и канонам издания. Для каждого из типов есть свои правила оформления.

В статьях-биографиях основной акцент редактор ставит на личности. Этому свидетельствует оформление статьи полосными и разворотными фотографиями, сделанными на основе темы статьи.

В статьях, основной тематикой которых является психология, используются полуголодные иллюстрации и иллюстрации на вклейках, которые визуализируют информацию, приведенную в тексте. Зачастую используются инфографики и диаграммы, что делает иллюстрацию дополняющей текст.

Заголовок в выбранных мной изданиях строится по трем аналогичным принципам, самый частотный из которых — это использование неожиданных выражений, которые базируются в большинстве своем на игре слов.

Все эти приемы оформления текста имеют перед собой приоритетную цель — привлечь внимание читателя к статье и, как следствие, ко всему изданию.

 

Список литературы:

  1. Волкова А. А. Стратегия обеспечения понимания в современном журнальном тексте // Вестник Томского Государственного университета. - 2008. - №316. - С.7.
  2. Мардиева Л. А. Механизмы воздействия прецедентных визуальных феноменов на сознание читателей // Филология и культура. – 2012. - №1(27). - С.42
  3. Халиуллин А. Г. Диалогическая природа жанра интервью в современной прессе // Вестник ТГГПУ. - 2010 - №3(21). - С.3.
  4. Периодическое издание «Esquire» [Электронный ресурс]. – М.: Режим доступа: https://esquire.ru/, свободный – 06.06.2019
  5. Периодическое издание «GQ» [Электронный ресурс]. – М.: Режим доступа: https://www.gq.ru/, свободный – 06.06.2019

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.