Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(65)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Лоцманов С.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 21(65). URL: https://sibac.info/journal/student/65/145174 (дата обращения: 25.01.2025).

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Лоцманов Сергей Алексеевич

магистрант II курса, Институт педагогического образования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»,

РФ, г. Тверь

АННОТАЦИЯ

Эпоха метанарративов закончилась, в то же самое время научно-техническая революция взорвала мир. Современная реальность, это сеть из различных множественностей событий, поэтому и современная этика множественна. В мире цифровых скоростей не существует универсальной этики, а возможна лишь ситуативная этика, не бывает детской смерти или еще какой-нибудь другой, смерть, это сингулярность или событие. Но субъект ситуации истины всегда бессмертен.

ABSTRACT

Era of metanarratives is over, we live in a world blown up by revolutions in science and technology. Contemporary reality is a network of varied multitudes of events, and hence the modern ethics is multifold. There is no universal ethics in the world of digital velocities, only situational ethics is possible: there is no “child death” or any other death, as the latter is always singular, an event. Yet, subject of truth-situation is always immortal.

 

«Я есть другой»

Артюр Рембо

«Верю, чтобы понимать (credo ut intelligam)

Аврелий Августин

 

Что бы на уроке ИИ не возникла конфликтная ситуация. Не нужно забывать про специфику самого предмета ИИ. Как уже упоминалось ранее ИИ тесно связана с историей появления христианства, если бы не случилось раскола между реформацией и контрреформацией, ведь именно Папы были покровителями художников, то о такого явлении как искусство, сегодня не шло бы и речи. Искусство впитало в себя большую часть традиционно христианских ценностей. Идея одинокого гения художника визионера-пророка (самый яркий пример, это случай Винсета Ван Гог, стала особенно популярна в эпоху масштабной секуляризации, когда искусство стало напрямую конкурировать с религией. Но учитель ИИ должен понимать, что на его уроке его задача, не просто сохранять нейтральную позицию, в особо острых ситуациях, но и суметь донести до ребят, этические основы и принципы, по которым по крайней мере жили предыдущие поколения. Если мы обращаемся к искусству, значит и смыслы, которое оно несет в себе живы.

 Современный философ А. Бадью в своей работе Этика пишет «Этика как таковая не существует. Есть только этики чего-то (политики, любви, науки, искусства). Нет, на самом деле, и единственного Субъекта, а есть столько субъектов, сколько есть истин, и  столько субъективных типов, сколько процедур истины.»[2]  Исходя из этой казалось бы простой модели, становиться понятно, что нужно учить детей прежде всего тому, что в современном  обществе консьюмеризма  существуют  не только материальные ценности, а есть любовь, а не просто гражданский брак искусство, а не массовая культура наука, а не глупое производство новеньких айфонов  политика, а не идеология и наконец, что существует Другой, и этот другой очень часто может отличаться от привычных нашей культуре стереотипов. В современной этике  много проблем связанных с фигурой Другого, это и сексизм и феминизм, национализм и мультикультурализм , вот что например писал о другом Апостол Павел «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского...» (Гал.3,28) ««Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2,10).»[3] Если Другой по Бадью «имеет место только потому, что является непосредственным феноменом Совсем-Другого»[4], то полезно вспомнить в каком мире мы живем, в мире программного обеспечения или  в цифровом мире, Другой в современном мире, это банальный компьютер или если быть точнее, тот образ себя который у нас возникает, когда мы смотрим в голубой экран. Эта ситуация нарциссизма тупиковая с точки зрения этики, потому что Другой в такой ситуации не возможен в принципе. Сейчас дети не научившись еще ходить, быстрее осваивают гаджеты, как бы это не казалось парадоксальным, но по все видимости таких детей нужно учить не программному обеспечению, а литературе и истории прежде всего,  потому что когда ребенок читает книгу у него возникает в воображении  индивидуальный образ, так постепенно  со временем  в его сознании формируется внутренний мир и когда с ним это случиться (это происходит обычно после 10 лет) с ребенком уже можно говорить о таких серьезных вещах как искусство и любовь (о политике и науке можно беседовать с ребятами старших классов)  слово «любит» это двухместный предикат по этому такие тонкие материи познаются только в диалоге со взрослым, учитель это мост, или проводник, как в римановом пространстве  он создает благоприятные условия, в которых ребенок будет способен  совершить переход  от любви к искусству, но для этого учителю  придется воспользоваться метаязыком. Но учителю ИИ нужно учесть, какие метаморфозы претерпел современный язык в последнее время.

Наши дети в скором будущем столкнуться с такими сложными с этической точки зрения проблемами, как например генная инженерия и ее технологиями клонирования. Данная отрасль в науке может эффективно решать проблемы таких сложных заболеваний как рак, но как быть с самим клонированием (где человеческое тело превращается в  тираж, как фотография). Если современная цивилизация пойдет по пути тотального эксперимента и забудет про существование истин, подобного рода проекты будут множиться в геометрической прогрессии. Один простой человек высказался по поводу трагедии которая обрушилась на Японию в конце Второй мировой войны: «Я не могу простить американцам того, что взрыв в Хиросиме был не результатом военных действий, а всего лишь экспериментом» [5].

Природа конфликта в этнокультурном поле - это еще и экзистенциальная проблема, эпоха мета нарративов закончилась, и западному обществу нечего предложить следующим поколениям, ничего кроме технологии и материальных ценностей, концептуально родитель и учитель становиться ненужным, знание передается не от поколения к поколению, а посредствам технологии. Образовался своего рода «духовный» вакуум, который капитализм пытается прикрыть сложными моделями современных идентичностей; гендерная идентичность на сегодняшний день одна из самых популярных среди молодежи и пользуется особым спросом. Художественная сублимация превратилась в технологию, а греческий театр мутировал в римский виртуальный Амфитеатр, где кровь насилие, и перемена пола -это только игра знаков. В экзистенциальном нигилизме, современный человек отчаянно мстит жизни, вместо тогда что бы задуматься о смерти и вспомнить об этике.

Поэтому главный барьер на пути к духовному развитию ребенка сегодня это преодоление автоматизма, задача преподаватели ИИ через образы, погружать учащихся в глубинные контексты истории, которое наполнены множеством смыслов.

 

Список литературы:

  1. Письма к брату Тео Издательство Азбука 2017
  2. Ален Бадью, Этика. Очерки о сознании зла [Глава II. Существует ли другой? 7. От Того же к истинам]
  3. Ален Бадью, Апостол Павел [Глава I.Cовременность Павла]
  4. Ален Бадью, Этика. Очерки о сознании зла [Глава II. Существует ли другой? 3. От Другого к Совсем-Другому]
  5. Поль Вирилио, Информационная бомба стратегия обмана.  [Глава IV]

Оставить комментарий