Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(61)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Аликина В.В., Шейко Е.В. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ В РОМАНЕ ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 17(61). URL: https://sibac.info/journal/student/61/139599 (дата обращения: 25.11.2024).

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ В РОМАНЕ ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР»

Аликина Влада Викторовна

студент, ИФЖиМКК, ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Шейко Елена Владимировна

канд. филол. наук, доцент, кафедра теории языка и русского языка, ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Категорию «темпоральность» рассматривают и изучают различные науки (философия, социология, экономика, история и т.д.), следовательно, данный термин отражает категорию, присущую всем областям жизни человека и определяется как «временность».

В лингвистике темпоральность – это функционально семантическая категория, отражающая сущность физического и философского аспектов времени, реализуемая различными языковыми средствами выражения времени: совокупностью грамматических, лексических и комбинированных средств, где ядром темпоральности является грамматическое время [4, с. 8]. Иначе, темпоральность – это семантическая категория, отражающая восприятие и осмысление человеком времени обозначаемых ситуаций и их элементов по отношению к моменту речи говорящего или иной точке отсчета [2, с. 5]. Категория темпоральности в тексте имеет связующий характер – определяет и структурирует текст как коммуникативно-смысловую единицу.

Мы проанализировали категорию темпоральности на материале романа Е. Водолазкина «Лавр». Данное произведение было нами выбрано из-за уникального представления автором категории времени (взаимодействие различных эпох, искажение временного пространства, смена стилей повествования). Так Евгений Германович выражает идею бытия вне истории. Писатель не хотел заключать главного героя в исторические рамки. Его цель – показать развитие человека при прохождении важных этапов его существования. Следовательно, писатель ставил под сомнение историческое время.

Темпоральность является неотъемлемой частью текста. Данная категория связывает текст с осью времени (реальной или с преломлениями). Таким образом, текст способен отображать определенный фрагмент действительности, относящейся к общей хронологии окружающего мира: «От года к году его врачебное искусство совершенствовалось и в зените жизни достигло высот, недоступных, казалось, человеку. Говорили, что он обладал эликсиром бессмертия» [3, с. 9] в данной главе речь идет о врачебных возможностях главного героя Арсения. Благодаря словосочетанию «от года к году» становится понятно, что герой занимается врачебным делом давно. Глагол «говорили» указывает на известность врача среди местных жителей. Также данная фраза располагается в начале романа и определяет дальнейшую тему произведения (после читатель подробно узнает судьбу врача). При этом следующая глава начинается с повествования о первых днях жизни героя и его взрослении. Следовательно, читатель перемещается во временных сюжетных пластах романа. Или текст может развертываться линейно (иметь точку начала и темпоральную протяженность). Например, в данном фрагменте: «Арсений увидел платок и рыжую прядь. Кто ты, спросил Арсений. Я Устина. Она поднялась с корточек и с минуту молча смотрела на Арсения» [3, с. 67] – мы видим эпизод знакомства главного героя с девушкой. Этот момент служит точкой начала любовной линии романа. Впоследствии на любови Арсения к Устине будет строиться основная сюжетная линия (после смерти героини Арсений будет жить за нее и возьмет себе имя возлюбленной).

Рассмотрим следующий пример из романа: «С тех пор время Арсения окончательно пошло по-другому. Точнее, оно просто перестало двигаться и пребывало в покое <...> Иногда они (события) двигались одно за другим, как и прежде, иногда принимали обратный порядок. Реже – наступали без всякого порядка, бессовестно путая очередность» [3, с. 205] здесь наблюдается искажение временной составляющей текста благодаря словосочетаниям «принимали обратный порядок», «наступали без всякого порядка», «перестало двигаться и прибывало в покое». В данном случае мы видим проявление субъективного времени. Москальская О.И. в своей работе «Грамматика текста» писала, что субъективное время образуется, когда модель объективного времени претерпевает весомые изменения в сознании личности. Этими изменениями могут являться: растяжение и ускорение времени, остановка и прерывание времени, возвращение или искажение времени. Также выделяется объективное время, которое отражает связь событий текста с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности, существовании концепта в мировом историческом процессе с его реальной хронологией [6, с. 55].

Рассмотрим следующий пример: «Сестра Пульхерия задумчиво расчесывает родинку и умирает от заражения крови. Она лежит в свежей могиле в нескольких саженях от дома Арсения. Ее могилу заносит снегом» [3, с. 206] – на самом деле событий, происходящих в данном фрагменте, не было. Все это происходит в сознании главного героя. При помощи глаголов в форме настоящего времени «расчесывает», «умирает», «лежит» Е. Водолазкин отображает сиюминутные мысли Арсения после искажения времени. Данное явление обозначает В. Шкловский в своей статье «Конвенция времени» как «индивидуальное время» [7, с. 115–127]. Это конкретная реализация субъективного времени в рамках определенного темпорального типа. Если индивидуум – творческая личность, решающая эстетическую задачу, возникает обогащенная разновидность субъективного времени, или художественное время. Такое время не просто устанавливает связь содержания с осью времени, но и создает образ времени, обращающийся к восприятию в определенной культурно-исторической общности.

Интересной является позиция автора по отношению к моменту речи. В данном фрагменте: «Только сейчас он ощутил, что за прошедшие сутки изба выстудилась» [3, с. 102] наблюдается реализация модели «он - сейчас», а наречие «сейчас» указывает на то, что действие происходит в данный момент. В следующем примере: «Он клал руку на лоб больного. Или касался ею раны. Многие верили, что прикосновение его руки исцеляет» [3, с. 9] – реализуется модель «он - тогда». Также мы видим здесь отстраненность автора от основных событий. Все глаголы представлены в форме прошедшего времени «клал», «касался», «верили», что указывает на предшествование действий моменту речи. Следовательно, в романе Е. Водолазкина «Лавр» наблюдается отстраненность автора от точки отсчета. Точка зрения относительно временного пространства может изменяться. Текстовыми показателями таких изменений являются фразы, указывающие на переход к новому состоянию сознания, например: вспоминается, как…; в детстве мы…; надеюсь, что…; если заглянуть в будущее, то…Так, в романе читаем: «Он вспомнил, что при жизни она любила слушать Александрию, и начал читать Александрию» [3, с. 103] – словосочетание «он вспомнил» указывает на изменение точки зрения относительно момента речи, переход к контексту прошлого [5, с. 232].

По мнению академика А.В. Бондарко, функционально-семантическое поле темпоральности включает в свой состав группу грамматических, лексических и комбинированных (лексико-грамматических, грамматико-контекстуальных и т.д.) средств выражения. Лексические единицы реализуются в следующих примерах: «На Руси АмброджоФлеккиа появился то ли в 1477-м, то ли в 1478 году»[3, с. 13] – время представлено конкретными датами «1477» и «1478»; «Рано или поздно все мы умрем, ответил Арсений» [3, с. 288] – здесь время реализуется при помощи относительных понятий, наречий «рано» и «поздно», которые указывают на относительность времени данного контекста. Мы не знаем точно, когда произойдет это событие. Важными для понимания временного контекста романа являются следующие фрагменты: «Держа глиняные миски на коленях, сидели у очага», «Поднося деревянную ложку ко рту, Устина забавно вытягивала губы» [3, с. 72]. «По вечерам они читали. Чтобы не вставать то и дело для смены лучин, использовали масляный светильник» [3, с. 77] – предметы быта, такие как «глиняная миска», «деревянная ложка», «лучина», «масляный светильник» указывают на то, что события развиваются в прошлом (в 15 веке). Интересен следующий пример: «Он видел шторм в Белом море 1 октября 1865 года. Пароход Соловецкого монастыря «Вера» шел с острова Анзер на остров Большой Соловецкий» [3, с. 340] – здесь наблюдается искажение пространства и времени. По сюжету книги данные события видит герой, находящийся в 15 веке. При этом события в данном фрагменте происходят в 19 веке. Это объясняется способностью героя погружаться в события будущего. Следующий пример также связан с нарушением темпоральности контекста: «Из-под снега полезла вся лесная неопрятность – прошлогодние листья, потерявшие цвет обрывки тряпок и потускневшие пластиковые бутылки» – действие происходит в 15 веке, следовательно, пластиковой бутылки здесь быть не может.

Далее рассмотрим, как на контекст влияют грамматические средства выражения. В фрагменте: «Вдоль реки они ехали уже второй день. Проезжая лесом, увидели поляну и спуск к воде. Амброджо спешился, чтобы напоить коня» [3, с. 259] мы наблюдает прямое употребление форм времени у глаголов «ехали», «увидели», «спешился» – они имеют форму прошедшего времени и согласуются с контекстом. А в следующем фрагменте: «Амброджо во сне видел улицу в городе Орле. На ступенях магазина Русский лен фотографировалась группа из пяти человек» [3, с. 314] – мы наблюдаем расхождение глагольной формы с темпоральностью контекста. Амброджо живет в средневековье, а действия, которые он «видел» (форма прошедшего времени), происходят уже в 20 веке. Относительно основного контекста событий, герой не мог в прошлом видеть события из будущего. Он не мог знать о существовании фотоаппаратов и магазинов (в современном понимании этого слова). Бондарко А.В. в своей работе «Вид и время русского глагола» отмечал, что при переносном употреблении времен наблюдается расхождение между временным значением глагольной формы и темпоральностью контекста. А при прямом употреблении формы времени контекст конкретизирует и уточняет его временное значение [1, с. 132].

В категории темпоральности, кроме собственно времени, можно выделить ряд смежных моментов, например, в функциональной грамматике определяется признак "актуальности/неактуальности ориентации на момент речи" [8, с. 98]. В предложении «Арсений не двинулся с места, потому что увидел на земле отрубленную голову Амброджо» [3, с. 350] –наблюдается реализация неактуальности ориентации на момент речи посредством формы глагола прошедшего времени «увидел». На самом деле отрубленной головы не было. Арсений просто видел в сознании возможную судьбу Амброджо. А в предложении «Караван тронулся на рассвете. Вопреки обещаниям арабов, он шел не торопясь» [3, с. 345] – здесь наблюдается актуальность ориентации на момент речи, лексический конкретизатор «на рассвете» указывает на определенный момент речи, которому соответствуют все формы глагола прошедшего времени «тронулся», «шел».

Таким образом мы определили понятие «темпоральность» и проанализировали ее особенности на примере романа Евгения Водолазкина «Лавр». Данная категория связывает текст с осью времени и может быть выражена временем объективным или субъективным. Субъективное время позволяет выделить ряд разновидностей. Наибольшая степень субъективности связана с типами речи, имеющими яркое индивидуальное начало (индивидуальное время). При этом темпоральная перспектива текста выстраивается на точке отсчета, которая определяет позицию автора по отношению к этой точке. В анализируемом нами тексте автор отстранен от нее, то есть реализуется модель «он, они - сейчас, тогда», а также ярко реализуется индивидуальное время. При том, что категория темпоральности тесно связана с категорией времени, она включает в себя грамматические и лексические средства выражения временных отношений, и, следовательно, по объему категория темпоральности больше категории времени. Также, мы рассмотрели различные средства выражения категории темпоральности в романе Евгения Водолазкина «Лавр». Темпоральность представляет собой функционально – семантическое поле. Это поле включает в свой состав группу грамматических и лексических средств выражения. Все тезисы, выдвигаемые в данной статье, были доказаны примерами из текста романа. Действительно, Евгений Водолазкин использует прием искажения исторического времени для выражения основной идеи произведения.

 

Список литературы:

  1. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление): пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1971. – 239 с.
  2. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Ленинград: «Наука», 1990. – 264 с.
  3. Водолазкин, Евгений Германович. Лавр: роман. М.: Издательство АСТ, 2018. – 440 с.
  4. Гильфанова Д.Р. Темпоральность художественного текста: дис. … канд. фил. наук. Тюмень, 2005. – 218 с.
  5. Матвеева Т.В. Стилистический энциклопедический словарь русского языка /Под ред. М.Н. Кожиной - М.: «Флинта», «Наука». 2003. – 538с.
  6. Москальская О.И., Грамматика текста: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1981. – 183 с.
  7. Шкловский В. Конвенция времени// Вопр. литературы. – 1969. – №3. – с. 115 – 127.
  8.  Шемякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. - М.: Рус. яз., 2001. — 288 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.