Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(6)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Деменева И.Г. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://sibac.info/journal/student/6/76221 (дата обращения: 14.05.2024).

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ

Деменева Ирина Германовна

студент Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,

РФ, г. Абакан

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются пути развития эмоционально-образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста средствами живописи.  Актуальность темы связана с тем, что существующая на данный момент в детских садах система работы с детьми в области изобразительной деятельности не обеспечивает должным образом  развития эмоционально-образного восприятия цвета у детей, как одного из основных условий, необходимых для развития творчества и личности ребёнка в целом.  В статье  описаны способы использования живописи как средства развития эмоционально-образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоционально-образное восприятие цвета, живопись, чувство цвета.  

Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у детей дошкольного возраста, как умения называть различные цвета и оттенки, группировать их по разным признакам, умения видеть и понимать гармонию цветов, настроение цветовых соотношений в живописи и природе, всё это играет огромную роль в развитии ребёнка. Ведь чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребёнке особые эмоциональные психические состояния, развивает мышление, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, память, волю и другие психические процессы.

Поэтому развитие восприятия цвета одна из важнейших педагогических проблем, которая требует решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Эмоционально-образное восприятие цвета - это способность человека соотносить цвета, с какими- либо собственными эмоциями, уметь воспринимать, идентифицировать и называть цвета и их оттенки. Оно индивидуально для каждого человека, так как зависит от многих факторов.

Способность воспринимать мир образно открывает ребёнку возможности интерпретации информации, развивает способности формировать свои чувства и мысли с помощью изобразительного языка, выбирать и осуществлять поиск необходимых средств выразительности. Это подтверждает необходимость создания тех методов, которые развивают эмоционально-образное восприятие цвета. Образное восприятие развивается постепенно, и лишь при целенаправленном обучении детям становится доступно всё многообразие цветовых тонов и их оттенков. Поэтому, для того чтобы ребёнок научился адекватно воспринимать окружающий мир, необходимо развивать его восприятие с первых лет жизни. 

По мнению А.Г Маклакова: «восприятие - сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека» [11,с. 200].

Наблюдая за развитием образного восприятия у дошкольников, можно понять всю сложность этой формы чувственного познания. При изучении восприятия у детей дошкольного возраста установлено, что цвета предметов для детей являются основным признаком только в том случае, когда другой признак,  к примеру форма, по какой-то причине не получает сигнального значения.

Цвет - это одно из наиболее ярких выразительных средств. Пользуясь цветом, дети передают свои чувства и отношение к тому, что изображают в своих работах: рисунке, аппликации. Мышление ребёнка более конкретно и эмоционально, чем у взрослых, поэтому дети используют творчество (лепку, рисование, аппликации и др.) как способ уяснения  своих взаимоотношений с действительностью. Цвет выступает в роле помощника в общении и взаимодействии детей с взрослыми и сверстниками. Все люди, а в особенности дети реагируют на цветовые сигналы окружающей среды, будь то явления природы или же новая игрушка. Поэтому мы можем сказать, что цвет является самым ярким и чаще всего определяющим признаком предметов и явлений.

Но всё многообразие цвета открывается детям не сразу, а в определённой последовательности. Сначала ребёнок может воспринимать лишь тёплые цвета: оранжевый, жёлтый, красный. Затем с развитием психических реакций дети начинают воспринимать и холодные: синий, зелёный, фиолетовый, голубой. Так постепенно развиваясь, дети открывают для себя всё больше новых цветов, а в конечном итоге им будет доступно всё многообразие цветовых тонов спектра.

Знакомство с красками – это большое событие в жизни ребёнка. Вид необычных красочных пятен, разнообразных цветных каракулей, штрихов появляющихся на листочке, кажется чудом. Дети увлекаются, пробую подряд все цвета, но не замечают, что их рисунки ничего не изображают.

Ян Амос Коменский огромное значение отдавал формированию чувства цвета в процессе восприятия дошкольниками произведений живописи. «Чувство цвета – это умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний.»[5,с. 35]. В основное определение чувства цвета входит умение видеть, «чувствовать» глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам: светлоте, яркости, насыщенности.

Эмоционально-образное восприятие дошкольника развивается в ходе  разнообразной деятельности, а особенно художественной: во время слушания музыки, занятий танцами, пением, при знакомстве с произведениями живописи и произведениями прикладного искусства, а главным образом при рисовании, когда дети передают свои чувства, эмоции и впечатления на бумаге с помощью разнообразных красок.

Восприятие образного цвета у детей дошкольного возраста, с одной стороны, предполагает наличие соответствующего окружения, то есть среды, которая будет вызывать у детей яркие эмоции. С другой стороны,  непосредственная художественная деятельность детей, которая проходит в форме занятий живописью, художественных игр и ситуаций, должна способствовать  появлению эстетических переживаний.      Главная роль в развитии эмоционально-образного восприятия цвета отведена искусству, а точнее её произведениям, которые несут в себе динамику художественного образа. Психологами было отмечено, что важным моментом в восприятии произведений искусства является то, что сохраняя переживание чувственного своеобразия красок, форм, линий, звуков, их очертаний и сочетаний, мы начинаем понимать, что эти краски, формы, звуки передают и отражают. Так формируется новый этап нашего познания при знакомстве с произведениями 

искусства и восприятие в них художественных образов. Но восприятие детей дошкольного возраста ещё несовершенно. Дошкольники, в силу возрастных особенностей, ещё не могут осознанно воспринимать художественный образ. Поэтому одна из главных задача воспитателя, это помочь ребёнку в эмоционально - образном восприятии цвета.

Объект исследования: развитие эмоционально-образного восприятия цвета у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: живопись как средство  развития образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность живописи как средства развития эмоционально-образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования были выделены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «восприятие цвета» и охарактеризовать пути и условия его развития у детей дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать занятия живописью, направленные на развитие эмоционально-образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

3. Опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность живописи как средства  развития эмоционально-образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

4. Подвести итоги исследования.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

  1. Теоретические: изучение и анализ психолого – педагогической и специальной литературы.
  2. Эмпирические: методика Е.М.Торшиловой «Тихий-громкий» направленная на выявление способности к образному восприятию цвета; методика Истоминой  З.М. о восприятии и развитии чувства цвета у детей дошкольного возраста
  3. Интерпретационные: качественный и количественный анализ результатов опытно – экспериментальной работы.

Методологической основой исследования являются:

  • положения об особенностях детского изобразительного творчества, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной.
  • труды  отечественных психологов и педагогов о значении деятельностного подхода к изучению восприятия цвета Л.С. Выготского, Н.Н.Волкова, В.М.Демидова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, С.Л. Рубинштейна, В.С.Денисова

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие эмоционально-образного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно осуществляться если:

  • создать предметную среду, направленную на знакомство детей с цветом;
  • будет проводиться ознакомление  детей с выразительными возможностями цвета в произведениях живописи;
  • будут организованы занятия живописью, направленные на выражение через цвет эмоциональных состояний детей.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные вносят определенный вклад в изучение условий развития эмоционально-образного восприятия цвета  у детей старшего дошкольного возраста, что способствует более эффективному  развитию творчества и личности ребенка в целом.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут помочь  педагогам в организации учебно - воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью развития эмоционально-образного восприятия цвета.

База исследования: МБДОУ «Алёнка» город Абакан.

 

Наше опытно - экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

В процессе опытно-экспериментального исследования было обследовано 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы. Возраст детей 5-6 лет.

На констатирующем этапе для определения  первоначального уровня знания цвета у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы  следующие диагностики: диагностика Е.Торшиловой «Громкий — Тихий» направленная на выявление уровня эмоционально - образного восприятия цвета, модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета и диагностика Истоминой З.Н. «7 цветов спектра» направленная на выявление индивидуальных особенностей восприятия и названия цветов.

Диагностики оценивались плюсами и минусами за каждый правильный и не правильный ответы, после чего плюсы суммировались и определялся начальный уровень:

Высокий уровень - дети сами справляются с заданиями без помощи взрослого.

Средний уровень - дети частично справляются сами, но им требуется помощь взрослого.

Низкий уровень – дети выполняют задания только при помощи взрослого или вовсе не справляются.

 

Проведенное на констатирующем этапе  исследование показало, что высокий уровень показали 15% детей, как в экспериментальной группе, так  и в контрольной группе. Средний уровень выявлен у 30% детей экспериментальной группы, а в контрольной группе  он составил 45%. Низкий уровень обнаружен у 55% детей, в экспериментальной и 50% в контрольной группе.

 

Далее на формирующем этапе нами была спланирована и осуществлена система работы, направленная на развитие эмоционально-образного чувства цвета детей старшего дошкольного возраста средствами живописи.

Нами были разработаны занятия, на которых дети могли почувствовать себя настоящими художниками-живописцами и попробовать написать свои картины. В занятия включались беседы, рассматривание репродукций, наблюдения за явлениями природы направленные на развитие эмоционально-образного чувства цвета.

На первом занятии детям предлагалась представить, что они, гуляя в лесу, увидели прекрасную картину природы, и очарованные её великолепием решили поделиться своими эмоциями с другими людьми. Детей спросили: «Как бы вы это сделали?». Дети стали предлагать разные варианты, некоторые из них предложили нарисовать картину. И тогда мы поговорили о таком понятие как «живопись», и объяснили детям, что через живопись, художники в своих работах, написанных различными красками, передают эмоции, впечатления и даже  настроение, а так же всю красоту окружающего мира. После чего мы с ребятами рассмотрели несколько репродукций картин художников-живописцев. В процессе рассматривания задавались следующие вопросы: «Какое настроение у картины», «Какие цвета использовал художник для её создания?», «Как художникам удается получать так много цветов и оттенков?», «Как можно получить из красного цвета розовый?», «Какие основные цвета вы знаете?». С начала только несколько детей отвечали на вопросы, но после беседы дети стали активно отвечать на такие же вопросы по другим репродукциям. Далее детям было предложено выразить впечатления с помощью  красок и написать свой «пейзаж настроения».

В ходе занятия стало понятно, что дети не умеют смешивать краски. Поэтому следующее занятие мы посвятили смешиванию красок. Детям было объяснено и показано как правильно смешивать краски, были выделены правила работы художника при смешении гуашевых красок.

Затем им было предложено представить себя художниками и попробовать путем смешивания красок создать новые цвета и оттенки.

Для этого детям были предложены гуашевые краски из семи цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) и краска белого цвета.  На протяжении всего занятия ребята удивлялись, что если смешать синий цвет с желтым получится зеленый, а из синего и белого цветов — голубой. Часть детей попросили еще по одному листу, с целью применить полученные навыки и нарисовать, что-то конкретное.

На третьем занятии мы предложили детям раскрасить сказочную жар- птицу, используя всего четыре краски: желтый, красный, синий и белый. Целью этих занятий было развивать у детей восприимчивость к оттенкам трех основных цветов (красного, желтого, синего), расширять представления о многообразии оттенков, получаемых при смешении всего лишь нескольких цветов. На занятии у детей закреплялись не только навыки правильного пользования техническими средствами, а также они учились давать полученным цветам и оттенкам точные названия.

Занятие «Живые краски» заключалось в рисовании акварелью по мокрой бумаге. Дети впервые рисовали в такой технике, поэтому не у всех сразу получалось. Так же на этом занятии ребята знакомились с особенностями цветовых оттенков, которые дает акварель. Также мы формировали у них навыки работы с акварельными красками. Дети с удовольствием рисовали, обменивались мнениями. В конце занятиями была организованна выставка.

С целью развития образного восприятия проводились занятия «Такие разные птицы» и «Дикие животные».

На пятом занятии «Такие разные птицы» детям загадывались загадки и поочередно вывешивались изображения птиц: синицы, снегиря, воробья, вороны. Затем детям задавались вопросы: «Чем похожи все эти птицы?» «Чем они отличаются друг от друга?»

В ходе беседы выяснялось, какая окраска свойственна каждой птице. После чего детям было предложено выбрать контур любой птицы и раскрасить.

Было отмечено, что дети активно отвечают на вопросы беседы, с интересом рассматривают птиц, а также увлеченно раскрашивают выбранный ими контур птицы.

На занятии «Дикие животные» педагог показывает детям силуэты животных (медведь, лиса, заяц, крокодил) и просит рассказать, что это за животные и как они выгладят. Затем педагог беседует с детьми, чем отличается каждое животное, какая окраска. После чего педагог предлагает детям раскрасить листы с контурными изображениями животных.

Данное занятие понравилось детям, это было видно по тому, как активно они участвовали в беседе. Дети с интересом раскрашивали картинки, пытаясь точно смешивать цвета, так, чтобы они больше походили к реальной окраске.

На седьмом занятии «Настроение картин» мы провели беседу с детьми о том, каким образом можно передать настроение в картине. Дети активно участвовали в беседе, предлагали варианты. Затем перед детьми вывесили несколько контрастных репродукций картин и попросили их описать. Благодаря проведенной беседе большинство детей справилось с заданием.

После этого, детям было предложено самим нарисовать свое настроение. Дети очень оживленно рисовали настроения, некоторые нарисовали несколько контрастных рисунков. В завершении занятия мы вывесили работы детей и вместе с ними определили настроение каждого рисунка.

На восьмом занятии дети знакомились с техниками рисования цветными карандашами. Занятие было посвящено молочным продуктам. Вначале была проведена беседа, загаданы загадки и показаны картинки различных молочных продуктов, а так же ребята отвечали на вопросы. Затем детям рассказали и показали, как можно менять нажим на карандаши и накладывать один цвет на другой. В завершении ребята выбрали свой любимый молочный продукт и нарисовали его цветными карандашами. После занятия была организованна выставка рисунков.

Таким образом, формирующий этап эксперимента был завершен. Для того чтобы узнать, как повлияли разработанные нами занятия живописью на развитие эмоционально-образного чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста, был проведен контрольный этап.

На контрольном этапе исследования были проведены те же самые диагностики, что и на констатирующем. Было выявлено, что у детей повысился уровень эмоционально-образного чувства цвета. В контрольной группе показатели остались на том же уровне, а в экспериментальной группе показатели увеличились. Высокий уровень наблюдается у 25%, средний у 45% и низкий у 30% детей. На основании полученных результатов мы можем сказать, что наша гипотеза подтверждена.

 

Список литературы:

  1. Абрамова М.А. Путешествие в мир искусства. – Якутск, 1995. – 79 с.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по цвету/ Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 9. - С.11-12.
  3. Венгер Л.А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве /Л.А. Венгер, И.Д. Венев // Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969. – 112 с.
  4. Гладкова Л. Рисуем и лепим/ Л. Гладкова // Ребенок в детском саду. – 2003. - №6. - С.51
  5. Гудина Н. С. Рисуем песню/ Н.С. Гудина // Воспитатель. -  2008. - №9. - С.40
  6. Денисов В.С. Восприятия цвета – Часть 1. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с. – (Образовательный стандарт XXI).
  7. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета / Пер. с англ. Д.А. Шкловера. М., 1964. - 229 с
  8. Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми дошкольного возраста при обучении рисованию/ Е.И. Игнатьев // Вопросы психологии, 1957, - №1, - С.11-16.
  9. Иоханнес Иттен. Искусство цвета / Пер. с немецкого Л. Монаховой, М.: Д. Аронов, 2000., 350 с.
  10. Истомина 3.М. Восприятие и называние цвета.— Изд-во АПН РСФСР, вып.113. М., 1960. – 110 с.  
  11. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.