Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(50)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
Аннотация. В статье рассматриваются значение изобразительной деятельности в развитии креативности у детей младшего школьного возраста в условиях досуга. Излагаются главные трактовки пониманию сущности креативности. Исследуются основные условия развития креативности у детей младшего школьного возраста. Уделяется особое внимание средствам развития креативности у детей младшего школьного возраста в условиях досуга.
Ключевые слова: креативность, изобразительная деятельность, досуговая деятельность детей.
В современном мире появляется необходимость в изменении познания людей, возникает потребность в формировании творческой деятельности личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, и творческим подходом решать новые жизненные проблемы.
Креативность возникает в процессе поисковой деятельности в социокультурной системе, оказывая на эту систему активное воздействие, является результатом сложнейшего процесса взаимодействия. Креативность является основой всякой творческой деятельности. Креативность ребенка проявляется и формируется, когда он играет, рисует, лепит, танцует.
На современном этапе, как в отечественной, так в зарубежной психолого-педагогической науке, увеличились поиски условий, способствующих развитию творческого воображения.
Большой потенциал для раскрытия детской креативности заключается в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.
Проблема развития креативности становится все более актуальной, так как в современной мире остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы учебных заведений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков. По этой причине о создании креативности говорить не требуется, его формирование спонтанно.
Разграничение понятий «креативность», «творчество».
В это современное время существует много различных подходов, направлений теорий креативности, поскольку отсутствует единое определение сути креативности, структуры и механизмов развития.
В научной литературе традиционно переводят термин «креатив» как «творческий». Но необходимо отметить, что в понятии «креативность» и «творчество» они не похожи, они имеют разный смысл так и значение. Данные понятия имеют индивидуальные значения, поэтому могут возникать ситуации, когда использование одного понятия вместо другого приводит к искажению смысла.
С одной стороны, креативность оценивают как одну из ключевых сторон психики, с другой стороны, как способность нервной системы создавать субъективную модель мира с помощью сенсорных, когнитивных и эмоциональных концепций гибкой адаптации индивида к окружающей среде.
В педагогической литературе понятие «креативность», связывается с понятием творчество и рассматривается как индивидуальная характеристика, способствующая самостоятельному выдвижению как проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному решению. Необходимо анализировать креативность как процесс и совокупность интеллектуальных и личностных особенностей индивида.
Креативность – это степень созидательной одарённости, возможности к творчеству, образующий сравнительно стабильную характеристику личности, это несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса её эмоциональных и психологических характеристик [6, с. 73].
Понятие «творчество» подразумевает не только особый психический процесс, но и итог организованного восприятия, обработки и воспроизведения различных сторон беспристрастной реальности.
Следует отметить, что творчество представляет собой качественную характеристику деятельности, а креативность представляет собой их совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности [4, с. 22].
Развитие креативности посредством изобразительной деятельности.
Для развития креативности необходима среда с демократическими отношениями и подражание её ребенка творческой личности.
Д. Гилфорд обозначил шесть параметров креативности:
1) умение к обнаружению и постановке вопросов;
2) умение к генерированию мыслей;
3) умение к продуцированию разнообразных идей;
4) умение осуществлять идеи, отличающие отличия с социальных представлений;
5) умение к модернизированию предмета с помощью добавления элементов;
6) умение регулировать проблемы, т.е. их способность к анализу как синтезу [3].
На наш взгляд, креативность является способностью как адаптивно реагировать на потребность в новых подходах и новых продуктах, позволяющая осознавать новое в бытии, процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и его внутренней мотивации.
Формирование креативности проходит согласно механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, из независимость, по мотивация это самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).
Младший школьный возраст благоприятен для её развития способности к креативности, так именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен созданию нового как рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью так и их подвижностью. Младшего школьника характеризует активная деятельность, любопытство, это постоянные вопросы к взрослому, им способность к речевому комментированию процесса и на результат его собственной деятельности, как стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость [5, c. 59]. Развитие креативности детей они младших школьников должно основываться на понимании их психологических особенностей. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт.
Детям как младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим приобщении к прекрасному. Одна из задач взрослых - благоприятные условия для в контексте видов деятельности, по сути, основаны его на процессе. Значит, именно в них интенсивное его развитие. Изобразительная деятельность здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Отечественные педагоги рассматривают креативность человеком объективно и нового. Именно новизна составляет творческой деятельности дошкольного возраста. Вырезая его ребенок младшего школьного создает для себя новое.
Основными условиями развития креативности младшего школьного возраста выступают:
1. Предприятие досуговой деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов, это понимание перспектив развития на ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детской креативности.
2. Личные отличительные черты детей: важно учесть и темперамент, год и характер, особенности некоторых психических функций, настроения их ребенка в день, когда предстоит ими работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть как атмосфера творчества: стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, легко и комфортно.
3. Обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел: для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными; навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в младшем школьном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии креативности дошкольника в целом.
4. Комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, предложение действенных из мотивов и поведения детей не к его самостоятельной постановке, принятию задачи, поставленной взрослыми. [6, c. 44]
1. Предприятие направленной досуговой работы меньших подростков в общеобразовательном учреждении и семье: взаимообогащение его красочными эмоциями, предоставление чувственно-умственного навыка, что явится базой с целью появления планов и станет использованным материалом, важным с целью деятельность воображения. Общая точка зрения преподавателей данное представление возможностей формирования в детей и связь среди ними – один с значимых обстоятельств формирования младенческой креативности.
2. Подсчет личных отличительных черт детей: немаловажно учитывать и характер, время и вид, характерные черты определенных психологических функций, настроя их детей в период, если ожидает выделиться деятельность. Незаменимым обстоятельством созданной старшими созидательной работы обязана являться равно как обстановка творчества: поощрение старшими подобного капиталом ребенка, если «расшевелены» их эмоции, фантазия, если дошкольник заинтересован этим, то что создает. По этой причине некто ощущает себе легко, просто и удобно.
3. Подготовка, в ходе коего создаются познания, методы воздействия, возможности, разрешающие ребятам осуществить собственный идея: с целью данного познания, мастерства обязаны являться эластичными, изменчивыми; способности – общими, в таком случае имеется практическим в различных обстоятельствах. В ином случае в меньшем школьном году у ребенка возникает таким образом именуемый «упадок» созидательной деятельный. Таким образом, дошкольник, осознавая недоработка собственных рисунков и фальшивок, утрачивает заинтересованность к выразительной работы, то что влияет в формировании креативности дошкольника в полном.
4. Единое и целое применение способов и способов. Мотивирование задачи - никак не попросту мотивирование, рекомендация эффективных с тем и действия ребенка никак не к его независимой постановке, принятию проблемы, установленной старшими. [6, c. 44]
Одним из его существенных ресурсов раскрытия возможностей к креативности детей, в процессе-это адаптация новым для них целям жизни, является культурно-досуговая деятельность, которая способна как стимулировать процесс развития таких основных образующих личность, как воображение и основанное творчество, так произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность активно действовать в мире.
Это достигается за их счет реализации креативного потенциала культурной деятельности, синтеза содержания занятий и свободного времени, претворения на практике семейного времяпрепровождения, когда деятельность образовательно-воспитательной системы, выполняющей преимущественно функции развития ребенка в его пространстве культуры функционально и содержательно дополняется объединением усилий семьи и других социальных институтов.
Досуговая деятельность рассматривается как направление организации творческой деятельности ребенка, основа творческого развития. Досуговая деятельность детей - это самостоятельный специфический компонент воспитательно-образовательной работы образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) как различных видов искусств. В итоге это способствует формированию способности и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти школьнику в культуру через творчество.
Нам бы хотелось остановиться на таком направлении досуговой деятельности, как развитие творческих способностей учащихся в клубных часах. Клубные часы создают благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствуют формированию положительной среды к творчеству, развитию.
Так же, в творческой деятельности, имеет значение применять (знание, его мышление, воображение), характер (смелость, её настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) – данные качества личности мы должны воспитывать у ребенка. Все дети обладают способностью к развитию.
Детское творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных век поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений. На этих занятиях дети выполняют поделки, знакомясь с различными видами художественных техник:
- лепка;
- аппликация;
- мозаика;
- коллаж;
- вырезание;
- художественное складывание;
- плетение;
- шитье и вышивание;
- конструирование и моделирование из подручного материала.
Задачами данного направления: это развитие и овладение многообразными видами мелкой моторики рук, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; развитие технического мышления, воображения, фантазии, индивидуального художественного вкуса; раскрытие креативного мышления каждого ребенка.
На занятиях по изобразительному искусству дети учатся передавать свое настроение, свои мысли. Изобразительное искусство является одним из самых интересных среди детей младшего возраста. Основными задачами этого направления: развивать интерес потребности в продуктивной творческой деятельности через знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса детей, их развития креативности. Приемы педагога, так направленные на развитие творческой фантазии, креативного мышления детей, которое позволяет им достичь более интересного выразительного изображения, вызывают у детей положительного отношения к изобразительному искусству.
Заключение
Таким образом, клубные часы досуга развивают у детей способности к творческому мышлению. Человеку с художественным складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где ребенка не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для и творческой деятельности, может вырасти творческая личность, готовая к жизни в современном обществе.
Список литературы:
- Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 2008 – 286с.
- Боголюбова Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода - М.: Галактика, 2013. - 208с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей - М.: Галактика, 2007. – 456 с.
- Малахова И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект. – Мн.: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. 181 с.
- Христенко Г.И. Творчество, творческие способности и креативность как психолого-педагогические категории / Г.И. Христенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – № 23. – 2001. – С. 186-189.
Оставить комментарий