Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(46)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Михеенкова Г.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 2(46). URL: https://sibac.info/journal/student/46/128869 (дата обращения: 26.12.2024).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Михеенкова Галина Сергеевна

студент, кафедра лингвистики и перевода, РГСУ,

РФ, г. Москва

Аннотация. В статье будут рассмотрены языковые средства в политическом дискурсе как инструмента воздействия (убеждения и контроля) и некоторые приемы манипулирования в политическом дискурсе.

Abstract. This article is about the use of language in the political discourse as an instrument of influence (persuasion and control), about some methods of manipulation in the political discourse.

 

Ключевые слова: манипулирование, политическое манипулирование, речевое манипулирование, политический дискурс.

Keywords: manipulation, political manipulation, verbal manipulation, political discourse.

 

В последнее время в лингвистической науке учеными неоднократно ставилась проблема манипулирования человеком, его сознанием и поведением.  Причиной этому является широкое  воздействие средств массовой информации, рекламы, PR-компаний на сознание человека, так как большая часть населения делает выбор на эмоциональном уровне. Основная цель политического манипулирования - получение, реализация и сохранение власти при помощи склонения избирателей к определённому мнению и побуждения поддержать их на выборах. Следовательно, политическое манипулирование - это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний.

Чтобы склонить читателя к позиции автора, используются самые различные приёмы. Одни из них эксплицируются в тексте с помощью ряда декларативных способов − лексических, синтаксических и стилистических средств, таких как категоричность утверждения, эмфатическая конструкция, антонимическая лексика и др. Подобная декларативность очевидна для реципиента и способна производить нужный эффект, в больше степени, при воздействии на «своих».

При воздействии на «чужих» декларативные способы, указанные выше, не всегда способны привести автора к цели, поскольку могут усилить сопротивление реципиента. Поэтому для достижения необходимого эффекта используются менее очевидные и однозначные способы воздействия – манипулятивные [1].

Манипуляция определяется как «преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором собственных целей» [3, с. 49]. Иными словами, манипуляция – это тип социально-психологического и лингвотекстового воздействия. Это феномен, в основе которого лежит стремление изменить реальность окружающего мира или поведение других людей при помощи скрытой, обманной тактики.

Приёмов и методов «замаскированного» воздействия на читателя достаточно много. К ним можно отнести, во-первых, дезинформацию. Дезинформацией принято называть ложные сообщения. Он включает как ложные сообщения о реальных объектах и явлениях, так и фабрикацию фактов — вымысел объекта или явления. Примером дезинформации можно назвать сообщения, которые вызывают всеобщий интерес необычностью факта, явления, процесса.

Одной из значительных причин передачи неистинной информации является отсутствие каналов для верификации сообщения, вследствие чего возникает объективная невозможность отнести предмет сообщения к разряду истинных. Другой важной причиной, обусловливающей дезинформацию, является заблуждение коммуникатора, например, передача слухов, сплетен и др. Но все же основной причиной дезинформации является интенция коммуникатора. Так, желая ввести в заблуждение адресата, коммуникатор истинное знание передает как ложное, а ложное — как истинное.

Сам прием дезинформации можно отнести к одной большой группе – манипулирование фактами. В эту же группу входит такой прием как уклон, т.е. предвзятая подача информации, специальный подбор фактов и аргументов. Это весьма эффективное средство манипуляции сознанием, так как изменение реальности достигается чаще в результате использования мелких отклонений, чем решительных, бросающихся в глаза действий. Рассмотрим несколько механизмов, обеспечивающих этот манипулятивный прием:

a) Полуправда, достигаемая с помощью манипулирования схематичностью и детальностью презентации информации. Сообщается лишь информация, которая выгодна говорящему, и едва упоминается или полностью замалчивается та, которая ему невыгодна. Например, в большинстве сообщений касательно смерти А. Литвиненко в ведущих западных СМИ подчеркивается критическое отношение последнего к российскому президенту и не освещается его контрабандная деятельность, связанная с радиоактивными веществами. Метод полуправды применяется не только для решения вопросов большой политики. Власти его активно используют, например, при очередном повышении цен на коммунальные услуги, пытаясь убедить нас в том, что платить необходимо, как платят в Америке или Европе. О том, что тогда и доходы населения нужно увеличить до европейского уровня, деликатно умалчивается.

b) Подтасовка фактов — акцентирование или затушевывание некоторых компонентов в целом нейтральной информации, которое достигается расположением информации в ряду других фактов и аргументов. Одним из способов искажения информации может быть ее непосредственное соположение в тексте с каким-либо выгодным для говорящего фактом. Это дает адресанту возможность подвести реципиентов к управляемому выводу. Другим способом искажения информации является усиление или ослабление позиции того или иного факта. [4, с. 70-73]

Другим действенным приёмом манипуляции является так называемый «метод группового подкрепления». Он в некоторой степени соотносится с предыдущим приёмом, но направлен в целом не на изменение поведения, а на выстраивание определённого понимания и убеждения в истинности явления. Согласно данному принципу, если один и тот же тезис, идея, положение повторяется многократно, люди склонны воспринимать это утверждение как истинное, независимо от того, насколько оно теоретически или практически доказано.

Но наиболее эффективным приёмом является мотивация страхом. В СМИ для осуществления этого метода используется всё смысловое пространство медиатекста, иными словами, общий информационный блок медиасообщения, состоящий из собственно текста и иллюстративного материала, сопровождающего текст: фотографии, картинки, карикатуры, коллажи. Фотографии летящих бомб, искорёженных машин, разрушенных зданий, раненых или убитых людей говорят больше, чем любые описания сражений. Психологи утверждают, что визуальный ряд, создавая «эффект присутствия», заставляет человека по-другому воспринимать события. К этой стратегии прибегают, когда необходимо заставить читателя принять решение в пользу непопулярной идеи или действия.

Следующий вид неосознаваемых механизмов речевого воздействия — наличие неосознаваемой установки, ярким представителем которой является механизм стереотипии. Исследователями давно было подмечено существование в сознании носителей определенного языка и культуры наиболее устойчивых образов и представлений, которые сформировались в результате целенаправленного воздействия общества на человека и реализуются в их жизнедеятельности в виде особых форм поведения. Эти наиболее устойчивые формы сознания были названы стереотипами.

Итак, стереотип — это устойчивая инвариантная структура общественного сознания, которая структурирована с участием эмоционального компонента, культурно значима и выражается стандартными языковыми способами репрезентации. Нейрофизиологической основой формирования стереотипов сознания, согласно исследованиям Н.П. Бехтеревой, является механизм блокового кодирования информации в долговременной памяти человека: «…мозг способен к фиксации в долговременной памяти, а затем выведению в оперативную память целых блоков» [2, с. 129]. Знакомые слова, словосочетания хранятся в памяти в виде компрессированных (сжатых) паттернов. На апелляции к стереотипам основаны техники политического, психотерапевтического, масс-медийного обращения к человеку, основанные на специфике их языковой репрезентации (простота, понятность изложения, наличие ключевых слов и др.). Кроме того, стереотип представляет собой не статичную ментальную структуру, а структуру функциональную, актуализация которой выражается в определенном типе, характере действий людей (в быту, в социальной жизни, на уровне национального характера и этнокультурной специфики поведения). Влияние стереотипов на наше поведение в целом очень велико — это итог воспитания, окультуривания человека, его социализации. Важным средством формирования стереотипов является язык. Поэтому языковое воздействие на человека осуществляется путем формирования и актуализации стереотипов его сознания. Таким образом, язык в политическом дискурсе является в первую очередь инструментом воздействия (убеждения и контроля).

Широкая распространенность приемов манипуляции сознанием в политическом дискурсе является доказательством их эффективности и стремлении политических деятелей привлечь значительные человеческие ресурсы в ряды своих сторонников при решении своих стратегических задач.

 

Список литературы:

  1. Алиева Т.В. Языковые средства реализации концептуальной оппозиции «свой-чужой» в Британском политическом дискурсе: канд. дисс. — Москва, 2012. —- 201 с.
  2. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.П., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические основы мышления.— Л., 1985
  3. Соловей В.Д., Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования — Издательство «Э». М., 2017 — 320 с.
  4. Шелестюк Е.В., Речевое воздействие: онтология и методология исследования: монография — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. — 344 с.

Оставить комментарий