Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(43)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Н. В. ГОГОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С ПРАВОСЛАВНЫХ ПОЗИЦИЙ
Путь духовно-нравственного развития Н.В.Гоголя до сих пор недостаточно изучен. Как православный писатель он совершенно не знаком ни своим современникам, ни современным читателям. Главная причина этого заключается прежде всего в одиозной оценке его труда, данной критиком В.Г. Белинским. Религиозно-мистическая критика рубежа XIX и ХХ веков (и прежде всего книга Мережковского) также давала превратное толкование многим вопросам религиозного сознания великого писателя. Да и в годы, охватившие советский период, произведения Гоголя, как и раньше, рассматривались сквозь призму взглядов на них русских революционных демократов (в первую очередь – «неистового Виссариона») и продолжали трактоваться в духе советской идеологии как обличающие самодержавно-крепостнический строй. В XXI веке ситуация стала меняться к лучшему, начали появляться работы, показывающие подлинную сущность духовных исканий Николая Васильевича Гоголя. Но «… всё же, - как пишет профессор В.А. Воропаев, - нельзя не признать, что и сегодня Гоголь не открыт как мыслитель, а его сочинения недостаточно изучены в их содержательном и мировоззренческом аспектах».
И прежде всего это касается поэмы «Мёртвые души», которая по-прежнему изучается в современной школе с позиций 50-х годов девятнадцатого века, т.е. рассматривается как сатира на помещичью Русь. А ведь писатель не раз говорил, а в «Выбранных местах из переписки с друзьями» прямо заявил, что его поэма не сатира. И даже В.Г. Белинский писал по поводу этой книги: «Мы не видим в ней ничего шуточного и смешного; ни в одном слове автора не заметили мы намерения смешить читателя: всё серьёзно, спокойно, истинно и глубоко… Нельзя ошибочнее смотреть на «Мёртвые души» и грубее понимать их, как видя в них сатиру».
Действительно, сатира в поэме представляет собой лишь верхний и неглубокий пласт, а вот невидимая часть айсберга – это духовный смысл, раскрытый, на наш взгляд, в предсмертной записке писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…».
В великом своём творении Н.В. Гоголь хотел показать пути нравственного самосовершенствования русских людей, которое, по его мнению, может быть связано только с Православием, с исполнением божественных заповедей и преодолением страстей. Именно в таком ракурсе, на наш взгляд, и следует рассматривать на учебных занятиях «Мёртвые души». На это, кстати, косвенно указывал и сам автор. Так, например, причину того, что поэма пишется долго, писатель видел в себе: «На каждом шагу и на каждой строчке ощущается такая потребность поумнеть и притом так самый предмет и дело связано с моим собственным внутренним воспитанием, что никак не в силах я писать мимо меня самого, а должен ожидать себя. Я иду вперёд – идёт и сочинение, я остановился – нейдёт и сочинение». То есть, по собственному признанию Гоголя, процесс работы над поэмой связан был у него с самовоспитанием, с освобождением от собственных недостатков и приобретением таких нравственно-религиозных достоинств, которые позволили ему видеть дальше и глубже. Видеть то, что не могут или не хотят видеть другие: распад внутри человека, распад души. Когда человек и ходит, и говорит, и дышит, рассуждает и действует, но без Духа Божия внутри, без единства с Божественными заповедями. Именно таких людей показывает нам писатель на страницах первого тома «Мёртвых душ». И интересно, как он это делает.
Н.В. Гоголь соотносит главный недостаток каждого из этих персонажей с человеческими пороками. Так, например, порок Манилова – праздность, лень. Герой этот отошел ото всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, покрытая пылью и заложенная на четырнадцатой странице. Своё безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными прожектами, наподобие постройки подземного хода или каменного моста через пруд.
Настасья Петровна Коробочка – это олицетворение корысти, страсти к наживе. Духовная скудость этой героини предстаёт в своём естественном виде. Главная цель её жизни – беспрестанное накопительство. Кроме желания что-то приобрести и извлечь из этого пользу, у Коробочки нет других чувств. Подтверждением этому является ситуация с «мёртвыми душами». Коробочка торгует умершими крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом.
Обжорство, чревоугодие отличают следующего героя «Мёртвых душ» - Собакевича. В этом персонаже преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далёк от мечтательности, философствования и благородных порывов души. По его твёрдому убеждению, единственным важным делом может быть только забота о собственном существовании. Смысл его жизни состоит только в насыщении желудка. Кроме того, Собакевич ещё груб и гневлив.
Другой герой – Ноздрёв - бесшабашный гуляка, бестолково проматывающий состояние, расточитель. Он кутила и лихач. Ноздрев оказывается повсюду, где его могут ожидать удовольствия жизни. Также этот персогаж неистощим в своей лжи, которая стала для него столь органичной, что он обманывает даже без необходимости.
Степан Плюшкин – пятый, последний в галерее помещиков. Гоголь хотел сделать Плюшкина, как и Чичикова, персонажем второго тома, привести его к нравственному перерождению. Вот почему он так подробно рассказывает нам о прошлом героя, рисуя историю обнищания человеческой души. Плюшкин становится рабом вещей. Жажда накопительства толкает его на путь всяческих ограничений, и, чем больше эта жажда, тем ничтожнее становится его жизнь. Бессмысленная скупость порождает в нём подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских: своих родных детей он начинает воспринимать не иначе, как расхитителей его имущества. Плюшкин олицетворяет собой ярую скупость и омертвение души человека.
Вот так от персонажа к персонажу Гоголь высвечивает ярким светом кажущиеся мелкими и незначительными грешки и страстишки и подводит читателей к апостольской мысли: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убий…» [Иак. 8:164].
Следует обратить внимание и на тот факт, что в «Мёртвых душах» Гоголь смеётся не над своими героями, а над пороками, вселившимися в души людей. Он указывает читателям единственно верный путь: от обличения порока – к осознанию греха, от осознания – к покаянию, от покаяния – к спасению, к милости Божией.
Важно отметить также, что, по мнению Николая Васильевича Гоголя, бездеятельность и пустота жизни – это не только особенность героев поэмы. Это универсальное состояние, в котором находится «всё человечество в массе». И это страшно. Об этом упоминал писатель и в «Выбранных местах из переписки с друзьями: «… Эти ничтожные люди ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты от тех, которые считают себя лучшими других».
Один из уроков по изучению «Мёртвых душ», как нам кажется, необходимо посвятить разговору о втором и третьем томах поэмы. Как известно, Гоголь замысливал своё произведение трёхчастным. Многие исследователи пишут, что он делал это в подражание «Божественной комедии» Данте. Но подтверждений данному факту в гоголевских письмах и работах нет. Да и, на наш взгляд, не мог писатель, являясь православным христианином, создавать свою книгу по католическому образцу: описывая рай, чистилище и ад. Поэтому возьмём на себя смелость предположить, что, возможно, Н.В. Гоголь, опираясь на религиозный опыт, хотел представить в своей поэме идею трихотомического строения личности: телесного, душевного и духовного. Так, например, в письме к Плетнёву он пишет: «Первый том должен показать «всю глубину настоящей мерзости», второй – дорогу к высокому и прекрасному для всякого. Третий – изображение самого этого прекрасного».
И, действительно, в поэме «Мёртвые души» чётко прослеживается 3 плана:
- буквальный: мёртвые души – это товар, который приобретает П.И.Чичиков, т.е. умершие крепостные, по последним ревизским сказкам продолжающиеся числиться живыми;
- нравственный: мёртвые души – это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков;
- духовный: мёртвые души – это духовно умершие души.
Николай Васильевич Гоголь «надеялся, что во втором томе ему удастся нарисовать русского православного человека во всей его красоте, во всей чистоте, - писал прп. Варсонофий Оптинский. – Как это сделать, Гоголь не знал… Чувствуя, что ему не по силам воплотить во всей полноте тот образ-идеал христианина, который жил в его душе, он разочаровался в своём произведении».
Итог этого «разочарования» известен: незадолго до своей смерти Н.В. Гоголь сжёг последнюю редакцию второго тома поэмы «Мёртвые души».
Список литературы:
- Варсонофий Оптинский, преподобный. Духовное наследие. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 274
- Воропаев В.А. «Будьте не мёртвые, а живые души» // Глинские чтения, 2005. № 11
- https://cyberleninka.ru/article/v/net-drugoy-dveri-evangelie-v-zhizni-gogolya
- Воропаев В.А. Николай Гоголь: опыт духовной биографии. М., 2014. 336 с.
- Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. https://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta-iz-perepiski-s-druzyami
- Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. М.: Правда, 1984. Т 7, С.525
- Дунаев М.М. Православие и русская литература в 5 ч. М.: Христианская литература, 1996 – 2004. Ч. II. С. 160-161
- Святой апостол Иаков. Соборное послание. Апостол с пояснением к каждому посланию и Апокалипсису. М.: ООО «Духовное преображение», 2017. С. 158-174.
Оставить комментарий