Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(40)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Зверева А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 20(40). URL: https://sibac.info/journal/student/40/118722 (дата обращения: 23.12.2024).

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ

Зверева Арина Николаевна

студент, кафедра этнологии и НХК, ВСГИК,

РФ, г. Улан-Удэ

В современном мире переоценивается роль народного творчества при эстетическом воспитании детей. Поиск форм, позволяющих защитить и сформировать внутренний мир человека с учётом этнических особенностей, является насущной задачей современной культуры. Возрождение национального самосознания, реализация духовно-нравственного и этнопедагогического потенциала, созданного многими поколениями, есть тенденция  развития общества. Это способствует к возможно полному восстановлению исторической преемственности. Для этого весьма актуальным является фиксация, изучение, поддержка, сохранение, а самое главное – использование, трансляция и пропаганда культурного наследия в формах, не противоречащих его живому бытованию.

Если обратиться к народной мудрости, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. В переносном смысле это относится и к родословному (генеалогическому) древу. Отношение членов семьи к традициям, к предкам влияет на воспитание личности. Во многих культурах знание родословной считалось правилом хорошего тона. В знатных семьях это представлялось через красиво оформленное генеалогическое древо и сохранёнными мемуарами, портретами и фотографиями, в крестьянской семье же это соблюдалось в обыденной форме – передаче традиции из уст в уста: сохранением секретов строительства построек, изготовления одежды и блюд, исполнения песен, плясок, народной медицины и т.д.

Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его  воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили из поколения в поколение. Опыт творческой деятельности каждый ребенок получал в семье, общине, где традиции способствовали массовости, широте распространения песенного творчества, художественного мастерства. Это создавало благоприятную среду для творческого раскрытия каждого ребенка. Взрослые никогда не прогоняли детей и позволяли участвовать в праздниках, где пели, плясали, показывая мастерство, удаль, сноровку. Обучение, преемственность в исполнении от мастеров в своей семье, деревне, соседнем селении происходило постоянно и повсеместно, во всех жанрах устного и музыкального творчества. Петь умели почти все, и это помогало выявить творческую индивидуальность каждого, а также одаренных людей, которые в свою очередь, укрепляли и обогащали традицию. Через них она и передавалась в значительной мере. Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей. Современная семья, как канал трансляции, сохранения и передачи от поколения к поколению знаний, опыта, художественных традиций, ценностей в настоящее время утрачивает свою значимость в силу ряда различных причин: хозяйственно-экономические сложности, радикально противоположные ценности, потребности и интересы у поколений одной семьи, низкий уровень устойчивости родственных связей и т.п. В советский период человек в значительной степени был отлучён от генеалогической преемственности поколений и ветвей своего рода.  Как последствие это привело к разрыву внутрисемейных связей, к нарушению фамильных традиций, к изолированности человека от его исторического прошлого, культурных ценностей, созданных человеческим родом, с помощью которых личность стремится сохранить и поддержать свою «картину исторического сознания» с опорой на корни из глубины веков.

К активному познанию своего рода призывал русский философ о.Павел Флоренский, утверждая, что перед каждым родом стоит «заданная ему историческая задача, которую он призван решать». Такое понимание проблемы изучения своего рода в корне изменяет отношение к изучению своей родословной и делает его инструментом самопознания, заставляя серьёзно отнестись к предстоящей работе составления родословной.

Актуальность проделываемой детьми работы не только в сохранении для следующих поколений истории семьи и рода, но и в сохранении и трансляции этнической культуры, познанию этнической картины региона. Как правило, родословные изучаются на предмет личностей и их вклада в развитие края. Однако, каждый человек, проживаемый в регионе, внёс свой вклад в развитее культуры: постройками, семейными обрядами и обычаями, песнями и плясками, исполняемыми на праздниках и в быту. Изучая историю страны, возникает ощущение чего-то далёкого, чуждого. А если задуматься: ведь у каждого были родственники, пережившие те времена. Что они делали? Как жили? Как строили семьи, отмечали праздники? Что носили? Где жили? Именно поэтому мы предлагаем рассмотреть исследование рода с этнографической точки зрения, чтобы каждый ребёнок с чувством гордости за своих прародителей  мог отвечать за исполнение той или иной песни, планировать изготовление предметов быта для дома, знать историю костюма и т.д.  Через историю рода постигается история края. Это происходит стихийно в каждой семье через привычное бытовое общение, но, к сожалению, эти рассказы недолговечны. Усилия, принимаемые при исследовании родословной, способствуют сохранению и передаче не только истории, но  и культуры рода. Отсюда возможно выделить гипотезу работы: изучение родословной способствует формированию этнической самоидентификации и воспитанию толерантности, расширению кругозора.

Изучение родословной обеспечивает условия для креативного развития личности ребёнка. Такая личность сможет реализовать себя, как неповторимую индивидуальность и сможет ценить это в других, познавая все новое и становясь все более открытой и отзывчивой. Посредством познания родословной участники детского фольклорного коллектива получают образование, основанное на семейных традициях и сочетающее в себе различные методы этнопедагогики, а также виды художественного творчества: народное пение, народная хореография, освоение техники изготовления костюма и техник декоративно-прикладного творчества. Исследование каждым ребёнком своей родословной избавляет от чувства чуждого  причастия к традиции, но помогает обратить на это внимание через призму своей семьи с этнографической точки зрения. Всё это правильно организует участников коллектива (как детей, так и родителей), помогает выявить их индивидуальные творческие способности и является важным фактором успешности деятельности ансамбля.

Организация руководителем календарно-бытовых праздников и обрядов, вечёрок, фольклорно-этнографических экспедиций способствует «погружению» детей в традицию, пониманию сути тех норм, по которым она живёт, и применяются те или иные обряды, обычаи, ритуалы, а также наиболее глубокому охвату фольклорного материала. Без использования подлинного фольклорного материала работа коллектива немыслима. По мнению Г.М. Науменко, определяющим признаком фольклорного ансамбля можно считать исполнение локальной традиции, традиционного местного фольклора в подлинном виде, освоение которого возможно при кропотливой системной экспедиционной работе. Основной принцип работы – контакт с этнографическим первоисточником – гарантирует преемственность фольклорного материала, в том числе и в живых условиях, от старших к младшим. Опыт показывает, что освоение традиции быстрее происходит изустным путём (принцип устности), охватывающим все сферы народной культуры в историческом и современном их проявлении.

Коллективное исследование родословной содействует сплочению членов семьи, укреплению духовных ценностей, восстановлению семейных  культурных традиций. Целевой аудиторией исследования нами определены участники детского фольклорного коллектива «Преображение» (ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр» г.Чита): как дети, так и родители.

Важную роль играют такие методы изучения: фольклорно-этнографическая экспедиция, полевая экспедиция, работы с фольклорно-этнографическим архивом. Они способствуют развитию мировоззрения и формированию навыков экспедиционной работы: общения с информантами, систематизация и анализ собранного материала; развитию коммуникативных способностей, оформлению мыслей в устной и письменной речи, формированию уважительного отношения к позиции другого, умения договориться.

Также в ходе работы участниками выполняются следующие задачи:

  • формируются умения и навыки в изучении родословной, способах её изображения и описания;
  • развиваются навыки составления родословной таблицы по схеме восходящего родства и этнографической описи персоналий к ней;
  • воспитание уважительного отношения при общении с другими членами семьи;
  • укрепление духовных ценностей семьи, повышение её интеллектуального и культурного уровня;
  • воспитание чувства принадлежности к этносу и его культуре.

Результаты исследования прослеживаются как в условиях семьи (установление более тесной связи во взаимоотношениях детей и родителей, проявление интереса к истории семьи), так и в условиях коллектива (опыт работы с фольклорно-этнографическим архивом, опыт проведения полевого исследования, расширение репертуара ансамбля за счет экспедиционных и архивных записей). Методические разработки проекта могут применяться руководителями фольклорных коллективов, педагогами дополнительного образования, юными исследователями родословной. В настоящее время по собранному материалу нами реализован проект «Песенные традиции в семье». Проект представлял собой концертную программу из песенного фольклора тех областей, где проживали родственники детей. Материал был взят из фольклорно-этнографических архивов ГУК «Учебно-методический центр культура и народного творчества Забайкальского края», МБУК «Районный дом культуры муниципального района «Читинский район», отдела народной культуры и этнографии МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального района «Красночикойский район», а также из репертуаров фольклорных коллективов.

Работа не ограничивается сбором песенного фольклора. В перспективе изучение истории своего рода в определённое историческое время, сбор и анализ других видов народной художественной культуры, бытовавших в роду.

Таким образом, за время исследования у ребёнка происходит формирование этнического самосознания посредством изучения родословной. Бережное сохранение самобытности национального облика народа является одним из назначений деятельности детского фольклорного ансамбля. Такой коллектив рассматривается как своеобразное этнопедагогическое средство воспитания подрастающего поколения на основе лучших национально-культурных традиций. Задача по социализации личности ребёнка посредством изучения и популяризации фольклора является важнейшей в деятельности фольклорного ансамбля. Полученные юными исследователями, родителями и педагогами материалы способствуют не только успешной деятельности ансамбля, но и этнокультурному воспитанию детей.

 

Список литературы:

  1. Зенкова Т.М. Народная традиционная культура семейских Восточного Забайкалья: история и современность: учебное пособие / Зенкова Т.М.    – Чита: Экспресс- издательство, 2010. – 152 с.
  2. Народная художественная культура и образование: материалы Всерос. науч–практ. конф. / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой. – Шуя : ШГПУ, 1997. – 158 с.
  3. Некоторые особенности традиционной народной педагогики, способствующие успешной деятельности детского фольклорного ансамбля// Гнучева А.А.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru (дата обращения 30.03.2017)
  4. Извеков И.Н. Познай свою семью // Народное образование. – 2008. - №171 – 236-240 с.

Оставить комментарий