Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(34)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Брагина А.А. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 14(34). URL: https://sibac.info/journal/student/34/115022 (дата обращения: 11.05.2024).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Брагина Алена Александровна

студент, социальный факультет ОГУ им. И.С. Тургенева,

РФ, г. Орел

На сегодняшний день, в связи с изменениями, происходящими в образовательной системе, большое внимание уделяется именно интерактивным технологиям обучения. Для того, чтобы осознать сущность и смысл интерактивных технологий, рассмотрим его определение.

Ряд авторов (Селевко Г.К., Джонсон Р.) определяют интерактивные технологии как определенный тип деятельности учащихся, с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока, путем двухстороннего обмена информацией [3, с. 230]. Коростылева Л.А. и Козина Е. отмечают, что интерактивные технологии – это специальная форма организации процесса обучения, в процессе которого обучающиеся работают над освоением учебного материла, обменом знаниями, идеями, посредством активного взаимодействия с коллективом, то есть такой процесс образования, в ходе которого невозможно неучастие обучаемого в общем взаимодействии [1, с. 37].

Изучив исследования выше перечисленных ученых, можно сказать, что интерактивные технологии — это совокупность инновационных форм, методов и средств организации взаимодействия и взаимообучения участников технологического процесса образовательной деятельности, направленного на создание условий и ресурсов для социализации и специали­зации молодежи на основе рефлексивно-обширного анализа социально значимой деятельности.

Следовательно, интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение. При традиционных методах обучения диалог между преподавателем и студентом выглядит, как «субъект-объектное взаимодействие». При обучении с помощью интерактивных технологий, в дополнение к традиционному методу, диалог строится как взаимодействие «студент-студент», «студент – группа учащихся» (или аудитория), «группа студентов – аудитория», «студент-компьютер» и т. д. В соответствии с традиционными и интерактивными технологиями обучения, можно выделить три основополагающих вида (режима) информацион­ного обмена знаниями, навыками, умениями: интраактивный, экстрактивный и интерактивный. В экстрактивном режиме студент – объект педагогической деятельности, то есть информацион­ные потоки направлены от преподавателя (субъекта) к студенту (объекту). В интраактивном режиме на студента или группу непосредственно направлены информационные потоки, вызывающие активную деятельность внутри них самих и приобретают двусторонний характер. Здесь студенты выступают как субъекты обучения самого себя, то есть самообучение, самовоспитание и саморазвитие, а также формируют интерактивную модель, которая характерна для интерактивных технологий [3, с. 235].

Интерактивные технологии включает в себя такие методы, которые позволяют систематизировать действия, направленные на решение каких-либо проблем, с помощью интерактивных упражнений и заданий, которые выполняются студентами. Интерактивные упражнения направлены на изучение нового материала, в чем состоит их главное отличие. На современном уровне педагогики, ряд авторов (Фокин Ю.Г., Латышина Д.И., Радугин А.А., Букатов В.М.) выделяют следующие интерактивные подходы, которые используются в процессе профессиональной подготовки студентов: творческие задания, работа в малых группах, работа в парах, Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии), социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки), изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (дискуссии, дебаты, симпозиумы), разрешение проблем, кейс-стади, использование мультимедийных устройств.

Сущность интерактивных технологий состоит в том, что они опираются на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение, а также процессы восприятия, памяти и внимания. При этом учебный процесс должен быть построен так, чтобы студенты научились общаться не только друг с другом, но и другими людьми, решать сложные проблемы на основе анализа, учиться критически и рационально мыслить.

Использование интерактивных технологий – это необходимое условие процесса профессиональной подготовки будущего менеджера социально-культурной деятельности, в целях достижения нового качества образования, так как именно интерактивные технологии легко вписываются образовательно-воспитательный процесс, позволяют достигнуть личностных результатов, а также направлены на развитие творческого потенциала, обеспечивают внедрение базовых педагогических подходов и стратегий [4, с. 160].

Правильное и рациональное применение и использование интерактивных технологий, даст определенный результат, при котором использование и применение теоретических знаний поможет студентам анализировать и оценивать явления, с которыми они столкнуться в своей профессиональной деятельности. Также использование интерактивных технологий позволяет в учебно-игровом пространстве проигрывать разнообразные и личностные роли, их освоение, а также помогает создавать будущую модель взаимодействия людей в различных ситуациях.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, формирование у студентов положительной мотивации и др. Интерактивные технологии выходят за пределы учебных целей и направлены на достижение личностного результата образования через познания самого себя и других людей, формируют мировоз­зрение, развивают коммуникативную компетентность, а также способствуют личностному развитию, пониманию и обоснованию поступков и мотивов поведения других людей [1, с. 39].

Специально организованная культурно-досуговой деятельность средствами интерак­тивных технологий придает ей свойства социально развивающей среды, которая становится педагогическим средством воздействия на личность молодого человека, обеспечивая эффективные условия нравственного, а также культурного воспитания и социальных взаимодействий в молодежном коллективе, индивидуальной творческой самореализации и формирования социальной активности личности.

Использование интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности способствует: глубокому освоению теорети­ческих знаний, использованию их в практической деятельности, развитию функциональных навыков, получению навыков построения организационно-кадровой структуры учреждения самостоятельному освоению технологий культурно-досуговой деятельности, организации работы посредством современных связей сети Интернет, освоению практического межсистемного анализа деятельности учреждений культуры, как одного из наиболее эффективных методов в современном информационном менеджменте.

В процессе интерактивного обучения будущие руководителей учреждений культуры могут развивать и совершенствовать необходимые навыки и умению, которые раньше можно было развивать только с помощью учебной или методической литературы, то, сегодня, развивать навыки необходимо с помощью с помощью менеджмент-программ. Менеджмент-программы – это интерактивные технологии обучения, которые состоят из взаимодействия менеджера социально-культурной деятельности, непосредственно с самой программой, а также ее приложениями. Данные программы позволяют работать студенту в составе группы, а процесс его подготовки осуществляется на конкретном рабочем месте, что позволяет экономить время и улучшает качество его профессиональной подготовки. Менеджмент-программа помогает будущему менеджеру социокультурной деятельности не только создавать какой-либо проект, но и моделировать множество вариантов решения проблемы в рамках проектирования. Менеджмент-программы наиболее эффективны обычных интерактивных методов обучения студентов (тесты, ролевые игры, упражнения и т. д.) и позволяют сократить время обучения почти вдвое, требуют лишь присутствия будущего менеджера на рабочем месте, и представляют собой своего рода тренажеры, которые помогают студенту отрабатывать и закреплять организационно-управленческие навыки [2, с. 166].

Необходимо отметить, что в наши дни информационная интеграция становится главной функцией в процессе интерактивного управления учреждениями культуры. Такую интер­активность можно охарактеризовать, как процесс, способствующий развитию системы управления учреждением культуры, а также определяющий будущий вектор подготовки специалистов социально-культурной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Козина Е.В. Польза от интерактивного обучения // Педагогика. – 2001. - № 2. – С. 37-39.
  2. Радугин А.А. Психология и педагогика. - М.: Центр, 2002. - С.166-170.
  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С. 230-235.
  4. Селиванов И.Ю. Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры // Молодой ученый. — 2011. — № 6. Т. 2. — С. 160-162.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.