Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(32)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Дубоносова А.И., Черемисова И.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНЫМИ МЕТОДАМИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 12(32). URL: https://sibac.info/journal/student/32/113289 (дата обращения: 12.05.2024).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНЫМИ МЕТОДАМИ

Дубоносова Анна Игоревна

магистрант, кафедра психологии, Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград

Черемисова Ирина Валерьяновна

д-р психол. наук, доцент, кафедра психологии, Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград

Применение танцевально – двигательных методов популярны среди программ адаптации, поддержки детей разного возраста: начиная от дошкольников до подростков. Программы с применением танцевально – двигательных методов для юношеского возраста и старше нами не были найдены, в связи с этим в данной статье мы рассмотрим особенности содержания и структуры программ развития личности, направленных на детский и подростковый возраст.

Авторы программ обосновывают выбор применения танцевально – двигательных методов следующими факторами.  В своей программе педагог-психолог В.В. Исакова «Танец – поэма: в каждом движении слово» утверждает, что с помощью танцевальных практик подростки быстрее раскрепощаются; быстрее начинают общаться между собой; танцевально-двигательные упражнения снимают усталость, вялость; танцевально-двигательная терапия снижает агрессивность и группа становится сплочённой; подростки получают эмоциональное удовлетворение и  проявляют радость при посещении занятий по психокоррекции; после танца дети с охотой включаются в решение более трудных задач, которые требуют интеллектуальное напряжение [2]. В программе О.Н. Самохвалова «Жизнь в движении» обосновывает выбор танцевально – двигательных методов как возможность использования их для личного развития и самосовершенствования, для решения конкретных проблем подростков, для создания безопасного телесного образа, для развития более привлекательного образа тела, который прямо связан с положительным образом «Я», с самооценкой подростка [3]. В общеразвивающей программе «Возрождение в танце» автор А.С. Задорина утверждает, что танцевально двигательные методы помогают в понимании физических возможностей своего тела, которое способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов [1].

Рассмотрим цели программ с применением танцевально - двигательных методов. Педагог – психолог В.В. Исакова с помощью своей программы «Танец – поэма: в каждом движении слово» хочет достичь психологической поддержки и развитии жизнестойкости, совладающего поведения подростков средствами танцевально-двигательной терапии [2]. Цель программы О.Н. Самохваловой является психологическая поддержка и формирования адекватной самооценки подростков средствами танцевально-двигательной терапии [3]. Коррекционную цель ставит перед собой А.С. Задорина в программе «Возрождение в танце», где она хочет добиться коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы воспитанников средствами танцевально-двигательной терапии. Все цели программ очень актуальны среди развития детей [1].

Каждый из авторов ожидает результаты реализации программ, которые они смогут достичь. Например, В.В. Исакова считает, что с помощью средств танцевально – двигательных методов сможет помочь подросткам сформировать внутреннюю мотивацию деятельности; развить умения справляться с напряжением и негативными эмоциями; осознать самих себя, свои личностные качества; сформировать умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми, освоить навыки работы в коллективе [2]. О.Н. Самохвалова ожидает, что ее программа поможет подросткам в преодоление возможных психологических ограничений [3]. В программе «Возрождение в танце» А.С. Задорина считает, то после реализации программы дети научаться работать как в коллективе, так и индивидуально; учащиеся получат опыт, как правильно строить отношения в коллективе, поддерживать и помогать друг другу, ответственно относится к выполнению заданий и занятиям [1].

Методы и формы работы, использующиеся в танцевально-двигательных программах, чаще совпадают. Например, в работе О.Н. Самохваловой и В.В. Исаковой перечисляются методы индивидуальной работы; работы в мини-группах; ролевые игры; групповая дискуссия; практические упражнения; решения проблемных ситуаций, метод творческих преобразований [3]. И.В. Щелгачева так же использует психогимнастику, релаксационные методы, мимические и пантомимические этюды, танцевально-двигательные техники [5]. На занятиях А.С. Задорина используется наглядный, словесный, игровой приемы, объяснительно-иллюстративный метод [1].

В каждой программе при ее реализации существуют принципы работы.  Педагог – психолог В.В. Исакова применяет принцип мягкого соревнования; принцип варьирования подходов: индивидуального, кооперативного, соревновательного; принцип без оценочной деятельности; принцип подкрепления [1]. Автор программы Чистякова Н.В. осуществляет работу, придерживаясь принципа доброжелательности, принципа системности – регулярность занятий, принципа вариативности – регулируется интенсивность и продолжительность нагрузки, принципа индивидуализации – учет способностей каждого ребенка, принципа взаимодействия, принципа возникновения личной заинтересованности ребенка [4].

При реализации программы воздействия танцевально - двигательных средств работа делиться на несколько этапов. Например, программа «Танец – поэма: в каждом движении слово» включает себя 5 блоков: 1. Диагностический (исследование жизнестойкости и совладающего поведения подростков); 2. Теоретический (круглый стол, беседа о танцевально-двигательной терапии); 3. Практический (занятия по развитию жизнестойкости и совладающего поведения подростков средствами танцевально - двигательной терапии); 4. Диагностический (повтор диагностического этапа); 5. Организация танцевального марафона [2]. В программе «Жизнь в движении» блоки программ схожи с предыдущей, здесь так же есть психологическая диагностика, лекции по теме, организация занятий, повторная диагностика и организация танцевального флешмоба [3]. Н.В. Чистякова организует свою работу по следующим этапам: 1. Первичная диагностика – сбор информации о трудностях эмоционального развития, снижении эмоционального тонуса, замкнутости ребенка; 2. Формирование группы; 3. Практические занятия; 4. Консультации с родителями, специалистами и воспитателями; 5. Подведение итогов и анализ динамики развития. В данной программе автор описывает конструкцию самого занятия, в которое входит организационный этап – создание эмоционального настроя; мотивационный этап – сообщение темы занятия; практический этап – применение комплекса упражнений; рефлексивный этап – подведение итогов занятий [4].

С помощью реализации своих программ авторы отмечают ценность применения танцевально – двигательных методов в работе с детьми. В.В. Исакова отмечает, что использование программы «Танец – поэма: в каждом движении слово» способствует установлению благоприятных межличностных отношений благодаря работе в группе по танцевально – двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, полученной обратной связи [2]. Н.В. Чистякова утверждает, что ее программа по игровой танцевальной терапии позволила детям разглядеть и увидеть свои чувства и дать выход своим эмоциям [4].

Таким образом, проведя анализ программ с применением танцевально-двигательных методов, мы делаем вывод, что большинство таких работ направлено на работу с детьми. Дети с помощью танцевальных занятий быстрее раскрепощаются; быстрее начинают общаться между собой; лучше понимают физические возможности своего тела, которое способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Методы и формы работы, использующиеся в танцевально-двигательных программах – это методы индивидуальной работы; работы в мини-группах; ролевые игры; групповая дискуссия; практические упражнения; решения проблемных ситуаций; психогимнастика, релаксационные методы, мимические и пантомимические этюды, танцевально-двигательные техники и игровые приемы. Чаще в данных программах реализуются этапы диагностики – первичной и вторичной, теоретический этап, практический - развивающие занятия средствами танцевально - двигательной терапии, завершающий этап – релаксация, организация танцевальных действий, рефлексия.

 

Список литературы:

  1. Задорина А.С. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Возрождение в танце»// ГБОУ ДОД Дом Детского Творчества Центрального района Санкт-Петербурга “Фонтанка-32” – 2017
  2. Исакова В.В. Программа «Танец – поэма: в каждом движении слово»// ОГКУСО СРЦН «Планета детства» г. Барыше - 2017
  3. Самохвалова О.Н. Программа танцевально двигательной терапии в работе с подростками «Жизнь в движении»// МКОУ «СОШ № 10» г. Шадринск - 2015
  4. Чистякова Н.В. Методическая разработка «Возможности танцевально-двигательной терапии в развитии дошкольников» // Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 г. Липецка - 2016
  5. Щелгачева И. В. Программа танцевально-двигательной терапии по коррекции тревожности и агрессивности  детей старшего дошкольного возраста // Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация. – 2014 – URL: https://open-lesson.net/1311/.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.