Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(32)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В 19 ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Старинная русская Пенза, город центральной России, имеет развитую и богатую культурную, в том числе театральную, историю. В XIX в. театр являлся важным культурным центром губернских и других крупных городов. Газета «Пензенские губернские ведомости» писала: «Театр! Как ныне привлекательно это слово для народа всех сословий, возрастов, состояний и даже различных степеней просвещения! Это истинное наслаждение для каждого, и что потребность его у нас становится час от часу ощутимее» [5].
Если в конце XVIII в. театр в Пензе был дворянской забавой, а в здании, построенном для него, лишь изредка играли заезжие профессиональные труппы, то крепостной театр Гладковых был предприятием коммерческим, организованным помещиком с целью извлечения дохода.
Владельцами Пензенского крепостного театра в первой четверти XIXв. Были два лица: Григорий Васильевич Гладков, основатель театра, руководивший им с 1806 по 1820-1821 гг., и его сын Василий Григорьевич Гладков, унаследовавший после смерти отца вместе с поместьям и театр. Введении В.Г. Гладкова театр находился с1820-1821по1829г.-год его закрытия.
Театральное здание Пензенского крепостного театра находилось в центре города на огромной усадьбе Гладкова. О его внешнем виде можно составить приблизительное представление на основании воспоминаний Вигеля, Инсарского, Вяземского и неизвестного автора «Записок о Пензенском театре». Сохранившиеся воспоминания, к сожалению, очень скудны и противоречивы.
Вигель говорит о небольшом каменном здании; автор «Записки» утверждает, что существовавшее в начале небольшое деревянное здание сгорело в 1811г., а с 1813г. «красовался уже каменный, огромный и великолепный театр». Инсарский пишет, что к каменному дому, жилищу Гладкова, было пристроено деревянное здание, предназначенное для театра; оно не посредственно примыкало к первому таким образом, что Гладков мог переходить из своего дома прям в театр.
Воспоминания Инсарского заслуживают доверия, так как он часто бывал в театре. Свидетельства Вяземского совпадают с показаниями Инсарского. Оба они, бывали в театре В.Г. Гладкова приблизительно в одно время, в 20-х годах, говорят, что здание театра представляло собой громадное, запущенное, ветхое деревянное здание. Инсарский называет его даже безобразным. Эти показания убеждают, что здание Пензенского театра ничем особенным в архитектурном отношении не отличалось.
Относительно внутреннего устройства театра показания очевидцев единодушны. Подтверждая свидетельство Вигеля, Инсарский пишет: «Тут, как во всех театрах, были ложи, кресла и неизбежный рай, с которым я прежде всего познакомился» [1].
Одной из важнейших задач при изучении крепостного театра является собирание и выяснение его репертуара.
Изучение истории провинциальных крепостных театров, в частности, их репертуара, связано с большими трудностями, ввиду недостатка источников. Чаще всего исследователю приходится довольствоваться тем, что имеется в мемуарах, так как семейных архивов владельцев крепостных театров, подобных Гладковым, не существует, а «Губернские ведомости», в которых освещалась театральная жизнь, стали издаваться сравнительно поздно: например, «Пензенские губернские ведомости» возникли лишь в 1839г. Мемуары же обычно почти не содержат указаний на название пьес и в редком случае заключают в себе упоминание об одной, двух постановках.
Невозможно поэтому составить список пьес за всё время существования Пензенского театра, т.е. с 1807 по 1829 гг. При таких условиях приобретают исключительную ценность архивные документы, содержащие подробный перечень пьес, предположенных к постановке в первый год существования Пензенского крепостного театра Гладковых в 1806г., и последующие списки пьес за 1811 и 1813 гг.
Первый перечень пьес находится в том же деле «О позволении завести в г. Пензе театр». Договариваясь с губернатором об условиях, на которых может быть открыт театр, Г.В.Гладков прилагает к письму «Реестр» с перечислением пьес, назначенных к постановке в театре Гладкова в Саратове «на текущий год», т.е. на 1806 г.
Не подлежит сомнению, что перечисленные в «Реестре» пьесы представляют собой те самые, которые Гладков ставил в Пензенском театре. «Реестр какие пьесы назначены были для представления на театре г-на Гладкова в Пензе на текущий год:
1.Опера «Добрые солдаты».
2.Комедия «Путешествие Промоталова» и опера «Скрягин».
3.Комедия «Криспин» и опера «Дваохотника».
4.Комедия «Любовь и смелость».
5.Комедия «Так и должно»
6.Комедия «Подражатель» и опера «Несчастье от кареты».
7.Комедия «Клейнсберги».
8.Опера «Розана».
Перед нами не бессистемный перечень предположенных к постановке пьес, представленный «для сведения начальства»; в нём заключено и указание на содержание и характер каждого театрального представления в отдельности и, пожалуй, на порядок их постановок. В этом убеждает нас прежде всего приём перечня пьес. Под номерами «Реестра» стоит то одна, то две пьесы. Большие произведения, для исполнения которых требуется много времени, помещены каждое под отдельным номером. Таковы оперы: «Добрые солдаты»—в трёх действиях, «Розана (и Любим»)—в четырёх, «Калиф на час» —в трёх; комедии: «Так и должно»—в пяти действиях, «Клейнсберги» —в четырёх, «Чудаки»— в пяти и так далее.
«Реестр» позволяет установить, что на сцене Пензенского крепостного театра в первый год его существования были представлены четыре основных драматических жанра: опера, комедия, драма и трагедия. Для более точного определения господствующего типа сценического представления правильнее исходить из общего числа представлений всех пьес, включая сюда и те, которые шли несколько раз.
Список пьес на 1813г. Заключает в себе 41 пьесу. Ссылаясь на предписание 20 декабря 1811г., Гладков, желая обновить репертуар, уже по собственной инициативе 10 октября 1813 г., т.е. в самом начале сезона, представляет список пьес, «предполагаемых в дополнение к прежде дозволенным...на наступающее время». В этом списке все пьесы—новые для пензенского театра, за исключением только двух— «Негры в неволе» Коцебуи «Несчастные сироты» Болотова, значащиеся в списке 1811 г. Включены исторические пьесы, созвучные пережитым событиям 1812г.,—например,«Наталья боярская дочь» и «Князь Михаил Черниговский» С.Н.Глинки. Новостью для репертуара театра в 1813г. Является включение комедий Мольера («Амфитрион», «ЖоржДандин», «Мещанин во дворянстве», «Лекарь поневоле») и Бомарше («Севильский цирульник»). Преобладающими жанрами, какив 1806г., остаются комедии и оперы. В двух списках 1811 и 1813гг.комедий—102, опер—39,драм—31 и трагедий—19.
К тоже играл в театре Гладковых и каковы были сценические достоинства актеров? Г.В. Гладков в своём обязательстве говорит о том, что в его театре играть будут «собственные его» и наёмные актёры и актрисы. Но наёмных у Гладкова не было. Труппа в начале существования театра была исключительно крепостной и лишь в последствии, в 20-х годах, в ней были и любители из семинаристов и приказных; женская же часть труппы за всё время существования театра состояла только из крепостных. В.А. Инсарский писал поэтому поводу: «Само собою разумеется, что в театральной труппе были актрисы драматические и комические, певицы, танцовщицы, одним словом, весь женский персонал; но этот отдел был уже чисто крепостной.1
Вигель пишет, что Гладков выгонял на сцену в ролях статистов «всю дворню свою от дворецкого до конюха и от горничной до портомойки» [2]. И позднее главную тяжесть представления выносили крепостные.
Сделать заключение об общем впечатлении от спектаклей крепостного театра Гладкова мы можем на основании тех же воспоминаний Вигеля, Инсарского и Вяземского. Но надо иметь ввиду, что они относятся к разным периодам, разделённым большими промежутками времени. Впечатления Вигеля относятся к первым годам существования театра. Они безотрадны: «Эти представления я видел, но что сказать мне об них? Даже вспомнить и жалко и гадко».1 Инсарский и Вяземский знали гладковский театр в 20-хгодах. Их отзывы совершенно противоположны отзыву Вигеля. Инсарский называет театр «оригинальным», «замечательным», «самым редким из всевозможных театров». Наиболее определённый и одновременно благосклонный отзыв даёт Вяземский. «Вообще,—говорит он,—мало карикатурного и, должно сказать правду, на Московском театре, в сравнении столицы с Пензою и прозваньем императорским с гладковским, более нелепого на сцене, что здесь» [2].
Вяземский был в театре Гладкова лет на 15—20 позже Вигеля. За этот срок игра актёров окрепла, общая постановка театральных представлений улучшилась. М.М. Сперанский (бывший в то время Пензенским губернатором) в письме к дочери от 29 октября 1818г. пишет: «Театр наш сделал сущее приобретение в актёре из петербургского театра Супрунове. Это—чудо. Я долго не понимал, как с ним расстались—объяснилось тем, что он пьёт запоем. Но когда не пьян,- играет прекрасно»[3]. В.С. Нечаева отмечает, что для «культуры актёрской игры в театре Гладкова, очевидно, имело значение пребывание в этой труппе прекрасного петербургского актёра Супрунова» [4].
В театре Гладкова было необходимое оформление (декорации, сценические эффекты, бутафория, оркестр). Сцена освещалась сальными свечами. Перед всяким спектаклем исполнялась музыкальная увертюра. О довольно высокой технике оформления свидетельствует постановки таких произведений, как «Отец и дочь». «Калиф на час» или опера «Русалка». Ставились спектакли, требовавшие богатых декорации. Положительный отзыв Вяземского о виденном им спектакле позволяет утверждать, что и здесь было «мало карикатурного».
Таким образом, крепостной театр Гладковых был неплох. При наличии недурных исполнителей, надлежащей оборудованности сцены, постановка, хотя и не достигала художественного совершенства, но и не была так убога, чтобы можно было исключить возможность эмоционального воздействия на зрителя. Наоборот, зритель не оставался равнодушным к тому, что происходило на сцене крепостного театра. Инсарский, как уже было указано, неоднократно наблюдал толпу, осаждающую кассу. Это могло происходить лишь при условии относительной художественной ценности спектаклей.
Список литературы:
- А. Инсарский, указ, соч., стр. 253—254.
- Ф. Ф. Вигель, указ., соч., т. 1, стр. 207.
- «Русский архив», 1868, стр. 1164.
- В. С. Нечаева, указ. соч., стр. 524.
- Пензенские губернские ведомости.1846 № 23, стр. 127.
Оставить комментарий