Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(32)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ФИЛЬМ «БЕГ» КАК НОВАЯ СТУПЕНЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВЕТСКОМ ЭКРАНЕ
Начиная со второй половины 1950-х гг. на экраны вышла целая плеяда фильмов, где Белому движению отводилась не второстепенная позиция, а одна из ключевых. Тема Гражданской войны режиссерами обозначалась как череда злоключений и для белых и для красных. Если раньше кинематограф военной тематики имел основную цель – «убедить зрителей, что так называемый «революционный террор» большевиков, чекистов совершался с самыми благородными целями, а коммунисты и их сторонники были честными, преданными благородной идее защитниками прав, угнетенных» [4, c. 30], то во второй половине XX в. большинство авторов картин не прибегало к односторонней трактовке «противников» большевиков.
Новый взгляд на кинообраз белогвардейца был показан режиссерами А. Аловым и В. Наумовым в 1971 г. в ленте «Бег», снятой по мотивам пьесы М.А. Булгакова.
Авторы расширили сюжет картины, включив несколько эпизодов из других произведений Булгакова, затрагивавших Гражданскую войну. Елена Булгакова в роли литературного консультанта помогла режиссерам выстроить события так, как бы это сделал сам писатель, а талантливая съемочная команда способствовала воплощению творческого замысла режиссеров.
В центре действия сюжета - белый генерал – палач Роман Хлудов (В. Дворжецкий), вокруг него скомпонованы другие герои - приват-доцент Голубков (А. Баталов), генерал Чарнота (М. Ульянов), жена товарища министра торговли Серафима Корзухина (Л. Савельева). Дороги каждого в фильме так же внезапно расходятся, как и сходятся в самом начале, тем самым усиливая драматический характер сюжета.
Все это стремительное движение «в никуда» подкрепляется метафорой тараканьих бегов. С одной стороны, в этой модели заключен хаотичный побег белого движения за границу, а с другой – неприкаянное состояние человека в историческом пространстве эпохи. Появляясь в рассказе Хлудова о тараканах на кухне, метафора материализуется во второй серии фильма в «любимой игре покойной императрицы в Царском селе». Они являются макетом жизни людей-насекомых, которым уподобились герои. Все они как будто стали такими же тараканами в царстве «Артурки».
Центральными фигурами, которые относятся к стану Белого движения в фильме, являются генерал-майор Хлудов и генерал-лейтенант Чарнота.
Хлудов первым из генералов осознает обреченность белой армии на поражение, понимая, что они и являются этими самыми «слепыми вождями слепых», которые ведут армию в яму: «У нас трагедии начинаются…Никто нас не любит, никто! Нет, нужна любовь. Без любви ничего нельзя сделать на войне» [1, c. 228]. Несмотря на безнадежность положения белого движения, Хлудов продолжает казнить непокорных, оставляя после себя фонари с «мешками». Фантом последнего повешенного преследует генерала на протяжении всего фильма, не давая покоя даже в изгнании.
С помощью снов Хлудова пространство киноленты разделяется на реальное: Крым, Константинополь, Париж и нереальное: видения Хлудова. При этом режиссеры отделяют действительность от фантасмагории цветовым решением сцен снов, применяя черно-белую съемку.
В пьесе М.А. Булгакова генерал заканчивает жизнь самоубийством, пуская пулю в лоб. В. Наумов и А. Алов предпочли другой финал для Хлудова. В фильме он остается стоять на утесе в окружении бродячих собак и смотреть на уходящий в Россию пароход. Почему авторы отошли от финала драматурга? Смерть генерала предсказывается авторами в третьем видении Хлудова, после которого фантом вестового перестает преследовать героя. Гибель Хлудова не показана в фильме, однако физическая смерть после повешения во сне предполагается авторами как логическое завершение его судьбы, которое должно произойти в Константинополе.
Крапилин возникает в фильме как эпизодический персонаж, но постепенно входит в сюжетную линию и тенью мелькает, преследуя Хлудова в его видениях и наяву. Вестовой начинает мерещиться генералу еще в поезде. Во снах он предстает в роли судьи генерала палача. Крапилин - один из подчиненных, кто осмелился на критику своего главнокомандующего. Он «хорошо начал, но скверно кончил», за что и был повешен.
Появляясь в видениях Хлудова, солдат не вступает в разговор с генералом. Все важное было сказано им еще на станции, где Хлудов не услышал ничего нового. Схожие обвинения он предъявлял себе изо дня в день, но именно правда, правда из чужих уст так мучительно задела генерала.
Ярким антиподом Крапилина в фильме выступает Тихий (В. Осенев), начальник контрразведки. Двуличный и низкодушный, он всегда пытается извлечь выгоду из сложившихся обстоятельств. На стороне белых выступает также Парамон Корзухин, товарищ министра торговли. Это «беспринципный делец, наживающийся на сомнительных сделках и спекуляциях в условиях Гражданской войны» [2, c. 244]. Для «Парамошки» нет понятия чести. Без угрызений совести он отказался от близкого человека, ради того, чтобы спастись от повешения. Не признав Серафиму своей женой на железнодорожной станции, он полностью снял с себя ответственность за нее и ее дальнейшую судьбу.
Чарнота и Хлудов – антиподы. В отличие от генерала-вешателя Чарнота прекрасно понимает, что тылу не нужны неоправданные смерти, поэтому он пытается вразумить Хлудова отказаться от фонарей и мешков: «Ты что же делаешь, Рома? Рома, прекрати, прекрати!» В картине он выступает исключительно как натура вспыльчивая, азартная, авантюрная и комическая. Как в бой, так и в ставку командира он идет с оркестром, играющим вальс.
Жизнь для него на Родине – это война, включающая в себя любовные похождения и приключения, лихую конную атаку и лавры победителя.
Герой, которого сыграл М. Ульянов, больше всех тоскует по Родине. С балкона гостиницы Чарнота с ненавистью расстреливает из револьвера противный ему Константинополь с узкими улочками, минаретами и шумным базаром, а потом, смешавшись с толпой, просит подаяние. Даже это он делает со злым азартом: «Подайте, ну... Я генерал, я жрать хочу... ну, подайте!»
Вернувшись из Парижа в Константинополь, Чарнота не решается отплыть на пароходе в Россию, чего ему хотелось бы больше всего на свете, и примиряется с участью вечного скитальца: «Кто я теперь? Я вечный жид теперь! Я - Агасфер! Летучий я голландец! Черт я собачий!»
Одной из второстепенных фигур в фильме является главнокомандующий (Б. Фрейндлих). Несмотря на то, что в фильме его фамилия не озвучивается, зритель понимает, что режиссеры подразумевают главнокомандующего Южным фронтом П.Н. Врангеля. В картине образ Врангеля трактуется совсем по-иному, нежели в пьесе Булгакова. Здесь он не выступает как трус, который в тяжелый момент покинул своих солдат, спасаясь бегством.
Точку в судьбе Белого движения в России ставит сцена бегства. Его история как силы сопротивления большевистскому режиму заканчивается в Севастопольской бухте. На причале все перемешивается: толпа напуганных людей, чемоданы, узлы, лошади, которых погружают на корабль - П.Н. Врангель действительно перевозил своих лошадей на кораблях при бегстве из Крыма. Эта масса постепенно устремляется к судам, которые уже и так переполнены. Кого-то сбрасывают с палубы, а некоторые по собственной неосторожности или из-за столпотворения падают за борт. Все это создает нарастающее напряжение и атмосферу хаоса и безнадежности.
В изгнании жизнь каждого героя кардинально меняется. Бывший генерал Чарнота становится продавцом, его любимая женщина скрыто торгует собой, чтобы иметь хотя бы малую сумму денег на пропитание, приват-доцент превращается в уличного музыканта, а бывший есаул теперь выступает в цирке, развлекая стамбульскую публику. «Улица, на которой живут герои, типичная улица Константинополя – грязная и разрушенная, как и одежда и души Чарноты и Хлудова» [3, c. 37].
Авторы не идеализировали участников Белого движения, показав их сильные и слабые стороны. Спекулянты, приверженцы азартных игр, люди не способные отвечать за свои военно-стратегические ошибки и мужественные, прямодушные, бесстрашные участники Белого движения объединены одной идеей. В изображении белых отсутствуют полностью положительные персонажи. В каждом из них содержится внутреннее противоречие.
А. Алов и В. Наумов в какой-то степени провели киноисследование причин крушения Белого движения в самых разных аспектах – историческом, социальном, психологическом. Режиссеры постарались подойти с максимальной объективностью к анализу исторических событий, акцентировать внимание зрителя не на сочувствии к Белому движению, а на внутреннем мире белогвардейцев и его метаморфозах.
Список литературы:
- Булгаков М. А. Собрание сочинений. Т.3. Пьесы. Бег. М.,1992. – 704 c.
- Кондаков Ю.Е. Гражданская война на экране. Белое движение. М., 2015. – 361с.
- Тарасов А.В. Кинематограф М.А. Булгакова. Иваново, 2007. – 174 с.
- Федоров А. Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода. М., 2015. – 120 с.
Оставить комментарий