Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(32)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Глухова И.Л., Логачева Е.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЗЕЕВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ: НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ БУРЯТИИ ИМ. М. Н. ХАНГАЛОВА Г. УЛАН-УДЭ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 12(32). URL: https://sibac.info/journal/student/32/112591 (дата обращения: 30.12.2024).

ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЗЕЕВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ: НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ БУРЯТИИ ИМ. М. Н. ХАНГАЛОВА Г. УЛАН-УДЭ

Глухова Ирина Леонидовна

магистрант, Бурятский государственный университет,

РФ, г. Улан-Удэ

Логачева Евдокия Александровна

магистрант, Бурятский государственный университет,

РФ, г. Улан-Удэ

Аннотация. Статья посвящена изменениям в сфере музейного дела в постиндустриальный (информационный) этап развития. Музеи столкнулись с многочисленными проблемами и по-разному откликаются на них. Это напрямую касается и музеев, которые возникли в период индустриального этапа, и во многом явились его прямым отражением. Не остается в стороне от этих проблем и Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. Один из старейших музеев Сибири, он был основан в 1923 г. согласно постановлению Бурятского революционного комитета под председательством М. Н. Ербанова. Переход к информационному этапу развития Музея истории Бурятии начался в XXI в. Сегодня прошло уже 17 лет и можно оценить преобразования в области музейной экскурсии.

Ключевые слова: музей, маркетинг, выставочная деятельность, культура, глобализация, музейная индустрия, культура участия, виртуальная выставка.

 

Сегодня определяющим путем развития цивилизации стал процесс глобализации как в сфере экономики, так и в сфере культуры. Процесс глобализации характеризуется быстрыми изменениями как в социальной, так и в экономической жизни. Структура потребностей населения меняется, а рынок насыщен различными товарами. В глобальной конкурентной борьбе выживание товара зависит от выбора потребителя. Конкуренция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества и проникла в такую, казалось бы, как еще недавно думало подавляющее число реципиентов, неконкурентную сферу, как музейное дело.

За последнее десятилетие музейная индустрия динамично развивается. В законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях на территории Республики Бурятия» от 13 сентября 2006 г. музей рассматривается как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Однако это определение не отражает все многообразие предоставляемых музеем услуг, которые прописаны в уставе Музея истории Бурятии [1, c. 5].

Сегодня одним из факторов успеха является переход от концепции созерцания к концепции участия.  Чтобы понять смысл новой концепции, нужно хотя бы в общих словах охарактеризовать прежние принципы работы музея. Музейная коммуникация до 2005 г. в Бурятии носила сугубо односторонний характер [2, c. 65]. Информационные потоки поступали от головного музея либо от вышестоящих органов. Между посетителями и музеем отсутствовала обратная связь и равноправное партнерство. Посетители представляли для музея однородную массу, экскурсовод взаимодействовал со всей аудиторией сразу, вне зависимости от профессии, причины посещения и других факторов. Посетитель, как правило, не влиял на развитие музейной сферы. Исследование аудитории не велось, ее запросы не учитывались. В условиях развития рыночной экономики такая система коммуникации оказалась неработоспособной.

Сегодня Музей истории Бурятии перестраивается на партнерские взаимоотношения. В его структуре управления создан сектор по продвижению музейных услуг и связей с общественностью [3, с. 1]. Отдел занимается изучением аудитории и созданием услуг, которые будут востребованы посетителями. Более того, на официальном сайте музея есть функция обратной связи, где каждый посетитель может оставить свои предложения, задать интересующие вопросы. Музей активно использует потенциал социальных сетей – Twitter, Vkontakte, Facebook. На них можно узнать о предстоящих выставках, получить ответы на интересующие вопросы, заказать экскурсию. Такой подход позволяет привлечь посетителей. Однако сегодня в Бурятии развитие культуры участия испытывает серьезные трудности. Под культурой участия понимается процесс осознанного участия в культурной жизни страны, когда реципиент является не только «потребителем», но и вносит свой вклад в культурное событие. Однако этот процесс вполне закономерен, учитывая, что на протяжении многих десятилетий музей не пытался формировать свою целевую аудиторию, а основной группой посетителей были школьники и студенты, причем инициативу проявляли исключительно сами учебные заведения.

В процессе внедрения концепции участия взаимоотношения музея и посетителя меняются. Музеи должны учитывать интересы различных групп посетителей: иностранных и отечественных, профессионалов и «отдыхающих». При этом возможности музея ограничены, во-первых, музейными ресурсами (коллекции, здание, персонал, репутация), во-вторых, спросом на музейные услуги, который формируют посетители, государство, спонсоры и музейное сообщество. Это тем более важно, что музей не управляется и государственными и иными структурами и, следовательно, инвестируется властями и/или спонсорами на конкурентной основе. При этом инвестор осуществляет тщательный аудит полученных средств. Такое взаимоотношение напоминает работу рыночного механизма [4, с. 6].

 

Рисунок 1. Деятельность музея

 

Из данной схемы видно, что музеи выступают как инструмент политики третьих лиц. Если бы музей выступал как коммерческая организация, то его отношение с посетителем можно было бы выразить формулой: услуги музея = деньги посетителей. Из формулы видно, что музей в таком случае должен существовать на средства, собранные с посетителей. Такое взаимодействие реализуется на практике редко, чаще музеи получают дополнительное финансирование или субсидии от спонсоров. Исходя из этого, мы рассматриваем уже не двух, а трех участников финансовых операций [5, с. 12].

 

Рисунок 2. Схема «косвенного» обмена на рынке музейных услуг.

 

Если говорить о Музее истории Бурятии, то он финансируется из республиканского бюджета путем предоставления субсидий и иных, не запрещенных законодательством источников [6, с. 4]. Однако сейчас у музея нет спонсоров, а иные источники финансирования – это участие в грантах и конкурсах.

Изменение места современных музеев в общественной жизни обусловлено влиянием рыночных отношений на работу музеев в результате сокращения государственного финансирования. Это привело к тому, что музеи стали использовать элементы маркетинга.

Еще в 2000 г. экскурсовод опирался на строго разработанный текст экскурсии, после его утверждения профсоюзной организацией. Следовательно, освещались только разрешенные факты или использовалась общепринятая интерпретация событий. Под запретом оказались Пасха и Масленица, чтобы не затрагивать чувства верующих, шуточные высказывания и легенды, поскольку смех снижал эмоциональный уровень повествования и считался отвлечением от темы. Культуру по примеру советского времени рассматривали как идеологию, при помощи которой можно влиять на массы.

Первая выставка, которая отходила от привычных рамок, в Музее истории Бурятии состоялась в 2001 г. Это была выставка «Прабабушка игрушек», подготовленная Д.А. Фроловым – старшим сотрудником музея истории Бурятии [7, с. 10]. В ней использовались макеты старинных игрушек. Более того, каждый житель мог принести свою любимую игрушку, а на столах в экспозиционном зале лежали альбомные листы и карандаши, чтобы посетители могли нарисовать своего «неживого друга». Здесь же располагался фрагмент юрты, в которой велись занятия. Это была первая попытка передать историю игрушек интерактивно и вовлечь посетителя в коммуникационный процесс. Однако это была детская экскурсия, использованный метод в последующем не использовался, но это был первый опыт работы в новых условиях (чем он и ценен), наметивший пути активного поиска разных методов демонстрационно-экскурсионной работы для привлечения посетителей. При этом музейщики пытались задействовать весь спектр эстетических категорий, в том числе и «ужасное». Так, в начале ХХI века одна из выставок под названием «Мир – мусорное ведро» пыталась привлечь внимание посетителей к экологической проблеме. На выставке были представлены старые газеты, книги, игрушки, предметы быта. Концепция выставки определялась тем, эти вещи находились в каждом доме, формировали облик эпохи, но произошедшая трансформация изменила взгляд на советский вещный мир и эти вещи оказались в мусорном ведре. Экспериментальная экспозиция была неудачной. Многие посетители не поняли задумку. Следующая экскурсия, построенная на иных принципах, востребовала традиции отечественного летописания - «Хронограф Бурятии», позволяла экскурсоводу в рамках освещения важнейших событий в истории Бурятии, привлекать разнообразный материал, использовать легенды или шутливые истории об именах [8, с. 8-9]. С 2005 г. расширяется экспозиционное поле музея за счет отражения ранее запретных тем.

С успехом прошла выставка «Волшебный сундучок», посвященная старинным предметам быта. Из сундука доставали различные предметы, а экскурсанты должны были отгадать, для чего они предназначались в прошлом. Публика оказалась втянута в самостоятельный познавательный процесс. Впервые опробованный метод игры, в последующем активно использовался в экскурсионной работе. Продолжением его разработки можно считать выставку «Сагаалган», воссоздающую атмосферу праздника. Это ролевая игра, в которой экскурсанты, прежде всего, дети имеют возможность попробовать себя в качестве хозяев, выбрать картинки еды, которую они поставят на праздничный стол, принять гостей в соответствии со всеми традициями и т. д. Эта выставка позволяет приблизиться к культуре бурятского народа, тем более, что, совместное проживание на протяжении более чем 300 лет привело к проникновению в русскую среду пусть и в адаптированном виде, бурятских национальных традиций, а празднование Сагаалгана – государственного праздника в Республике, способствует сближению народов в многонациональной республике.

Музей активно привлекает методы интерактивности и анимации [9, с. 3-5]. Так, выставка «По одежке узнаем», используя сочетание методов демонстрации материала, давала возможность посетителям в процессе примерки узнать об одежде коренных народов, о различных ее деталях. Завершался процесс познания традиционной одежды возможностью сфотографироваться в ней, чем закреплялись приобретенные в ходе экскурсии знания. Более того, в последующем ребенок включался в процесс передачи знания другому и, следовательно, популяризации самого музея.

Расширяя коммуникативное поле, музей сегодня становится мобильным территориально и социально. Активно практикуются выездные мероприятия и выставки в различных районах Бурятии, а так же специализированные выставки для различных категорий граждан с ограниченными возможностями, которые ранее вообще оказывались за пределами внимания музейщиков.  Одна из первых выставок, созданная специально для слепых и слабовидящих посетителей, «О четырех дружных» основана на методе тактильного познания предметов: макеты стрел, горшков и другой хозяйственной утвари были сделаны на заказ, чтобы посетители не причинили вреда своему здоровью. В интерактивной юрте создана письменность для слабовидящих посетителей [10, с. 3].

Сегодня музей использует еще одну форму работы – виртуальный музей (музей на дому), что, безусловно, соответствует духу времени и существенно расширяет аудиторию посетителей. На официальном сайте Музея истории Бурятии представлено 24 экспоната с озвученной или текстовой историей в зависимости от предпочтения посетителя виртуального музея: русский самовар и кирпичный зеленый чай, предметы быта купеческой знати и Верхнеудинского острога.

Помимо экспозиционной и экскурсионной работы, музей, реализуя просветительскую задачу, осуществляет лекционную деятельность, включающую в себя несколько циклов: «История и этнография Бурятии»; «Верхнеудинск купеческий», «Чай пить, не дрова рубить!», «Эвенки — «Идущие вдоль хребта»; «Спасибо бабушке и деду за Великую Победу!» по разделам: «Все о Великой Победе» (Великие полководцы, маршалы, главные военные операции, оружие).  Практикуются интерактивные занятия «Юрта улигершина»: «Культура и традиции бурят»; «Легенды, предания и народные сказки»; «Легенды Белого месяца» с мастер-классами, подвижными играми и конкурсами.

Не обошли стороной технологические новшества и постоянные экспозиции музея. Одна из наиболее посещаемых гостями из других городов и стран выставок, посвященная буддизму, сегодня переведена на английский язык, используется, например, тривизор, который помогает увидеть отцифрованный экспонат в 3D формате.

Немаловажным аспектом в развитии Музея истории Бурятии является формирование сетевой структуры взаимодействия. Данная структура позволяет решать актуальные задачи за счет взаимовыгодного сотрудничества, совместными усилиями осуществлять общие проекты, создавать экспериментальные условия для лучшего функционирования каждой из сторон, в результате чего появляются новые формы деятельности, используются современные инструменты в музейной работе. Речь в данном случае идет о возможностях, которые предоставляют партнерские объединения, в частности «Национальный музей Республики Бурятия», куда «МИБ» входит с 2011 г. Благодаря созданию «Национального музея РБ» состоялись выставка «От Петра Великого до Павла I. Художественные сокровища императорской России XVIII века» из собрания «Музеев Московского Кремля» (октябре 2013 г.) и виртуальная выставка «Буддизм на берегах Невы» (Государственный музей истории религии г. Санкт-Петербург) [11, с. 13-15].

В настоящее время музей вышел за рамки собственно экспозиционной работы, и каждый четверг в антикафе «Нулевой километр» организует встречи с интересными людьми, различные игры.

Анализ современной музейной деятельности позволяет говорить о существовании единого музейного пространства, которое характеризуется модернизацией методов, приемов, способов музейной работы на основе принципов вариативности, гибкости, открытости по отношению к инновациям. Музеи приходят к необходимости оптимального сочетания традиционных и инновационных элементов в современной музейной культуре. Изменились представления о коммуникации для разных типов музеев, а также представления о критериях эффективности музейной работы. Интерес к посетителю – главной фигуре музейной коммуникации – привел к пересмотру общей концепции музея как социального института, произошло переосмысление способов коммуникации и управления. Музей становится гибким и мобильным, вбирает в себя новые достижения научно-технического прогресса, он стоит на пороге превращения в динамично развивающуюся отрасль науки, искусства, бизнеса и культуры. Современные успешные музеи репрезентируют концентрированный образ истории и культуры, становятся частью информационного пространства в условиях диверсификации социальной среды, изменения культурных ценностей, появления новых управленческих структур.

 

Список литературы:

  1. Устав государственного автономного учреждения культуры Республики Бурятия «Национальный музей РБ» от 05. 10. 2011 г. Раздел 2. Общие положения. Пункты 2.1 – 2. 12. - С. 5-6.
  2. Структура ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия» на 01. 01. 2016. – С. 1.
  3. Отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности за 2012-2015. – С. 4.
  4. Государственные задания ГАУК РБ «Национальный музей РБ» на 2012-2015 гг. – С. 3.
  5. Официальный сайт Национального музея РБ. – Режим доступа:  http://muzeyrb.ru.
  6. Новикова Е. Музей без границ // Инноватор: межрегиональный журнал. – 2011. - №3. – С. 64-65.
  7. Нагаева Т. Хранитель памяти//Молодежь Бурятии. – 2001. -№ 8. – С. 6-8.
  8. Цыдыпов В. Почему музеи Бурятии вынуждены бороться за выживание// Аргументы и факты в Бурятии. – 2015. - № 10. – С. 12-14
  9. Федоров К. Новые веяния в музейном деле // Правда Бурятии. – 2004. - № 24. – С.10.
  10. Малахирова С. М. Хранитель времени // Бурятия. – 1999. - № 5. – С. 8-9.
  11. Корнева Л. Региональный музей в пространстве культуры // Новая Бурятия. – 2003. - № 7. – С. 3-5.
  12. Бороноева Т. А. Национальный музей РБ в современном мире // Новая Бурятия. – 2009. № 6. – С. 13-15.

Оставить комментарий