Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Формирование и воспитание развитой личности является одной из ключевых задач в современном образовании. Один из показателей такой личности – наличие высоких интеллектуальных, мыслительных и творческих способностей, которые необходимы в ситуациях выбора и принятия решения, осмысления прогнозов и интерпретации информации, оценки различных мнений и точек зрения. Поэтому современные образовательные технологии должны быть направлены на «развитие интеллектуальных способностей личности, способности к самореализации, самовыражению во всех формах жизнедеятельности» [4, с. 890]. Особую роль в этом играет технология развития критического мышления, всё более интенсивно внедряемая в систему языкового школьного образования. Кроме того, говоря о целях изучения иностранного языка, в данном случае – английского, следует отметить, что одной из них является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Развитие критического мышления при обучении чтению можно считать важной составляющей процесса приобретения данной компетенции.
Технология критического мышления была разработана в 90-х годах в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит и др.). Данная технология включает в себя 3 стадии (фазы):
«1. Стадия вызова (Evocation)» [3, с. 47]. Основные задачи данной стадии – актуализация и активизация имеющихся знаний, а также вызов интереса по данной теме, «постановка целей обучения на занятиях ИЯ» [3, с. 47].
«2. Стадия осмысления содержания (Realization of meaning)» [3, с. 47]. Данная стадия реализуется в процессе знакомства с информацией или текстом и накладывается на уже имеющиеся знания.
«3. Стадия рефлексии (Reflection)» [3, с. 47]. Анализируется новая информация, учащийся формирует свое личностное отношение к материалу, которое выражается в собственной творческой работе (написание эссе или отстаивание собственной позиции в дискуссии). «Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний» [1].
В качестве примера применения технологии развития критического мышления рассмотрим возможности её использования в процессе чтения аутентичного текста на английском языке, а именно, при изучении глав романа У.С. Моэма «Луна и грош» (The Moon and Sixpence, 1919) в старших классах средней школы.
На первой стадии вызова (побуждения), когда необходимо выяснить то, что учащиеся уже знают в рамках данной темы, и что им еще нужно узнать, возможно применение определенных групп упражнений, в которых будет «наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями» [2, с. 76]. На данном этапе обычно применяются упражнения «кластер», «ассоциации», «мозговой штурм», «ролевая игра», «стратегия вопрошания» и др. Для изучения романа «Луна и грош» было выбрано упражнение «мозговой штурм». Учащиеся отвечают на вопрос о том, каким в их представлении должен быть художник, заполнив первую колонку таблицы:
Таблица 1.
Пример выполнения упражнения «мозговой штурм»
What is the true artist like? (in your opinion) |
What is the true artist like? (In author’s opinion) |
a dreamer creative has good imagination … |
|
На стадии осмысления (поиск ответов) учащиеся работают самостоятельно или в группах, при необходимости задавая вопросы учителю. Они получают новую информацию, у них появляется возможность связать её с уже имеющимися знаниями, при этом отслеживая понимание текста. Возможные упражнения, используемые на данной стадии: «толстый и тонкий вопросы», «зигзаг», «ЗХУ», «продвинутая лекция», «взаимоопрос», «карусель», «двухчастный дневник», «прогнозирование при помощи открытых вопросов», «инсерт», «кластер», «кубик», «перекрестная дискуссия» и др. При работе с романом «Луна и грош» были применены упражения «инсерт» и «двухчастный дневник». В группах учащиеся знакомятся с текстом, заполняя таблицу:
Таблица 2.
Пример выполнения упражнения «инсерт»
+ (я это знал) |
- (я этого не знал) |
! (это меня удивило) |
? (хотел бы узнать подробнее) |
«He was indifferent to money. He cared nothing about fame» [5, p. 220]. |
«They seemed to me ugly, but they suggested without disclosing a secret of momentous significance» [5, p. 211]. |
«He asked nothing from his fellows except that they should leave him alone» [5, p. 220]. |
«My first feeling was that they might have been painted by a drunken cab-driver» [5, p. 211]. |
А также заполняется таблица «двухчастный дневник»:
Таблица 3.
Пример выполнения упражнения «двухчастный дневник»
Цитата из текста |
Чувства, мысли, ассоциации |
«He asked nothing from his fellows except that they should leave him alone» [5, p. 220]. «He cared nothing for those things which with most people make life gracious and beautiful» [5, p. 220]. |
The artist is quite unsocial, likes to be alone.
It’s really strange that he isn’t interested in relaxation, entertainment. |
На финальной стадии рефлексии (размышлении) учащиеся должны окончательно осмыслить полученную информацию и выразить свое собственное мнение и мысли. В рамках данного этапа «происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного» [2, с. 77]. На стадии рефлексии применяются следующие упражнения: «кубик», «последнее слово за мной», «галерея», «кластер», «авторский стул», «свободное письмо», «синквейн» и др. В нашем случае было использовано упражнение «кластер», в котором учащиеся заполняют вторую часть таблицы из стадии вызова, а также сравнивают свои ответы с мнением автора; и упражнение «свободное письмо», в рамках которого учащиеся, применяя полученные знания, выражают собственную точку зрения на то, каким должен быть настоящий художник, человек искусства. За основу берутся два утверждения, из которых учащиеся выбирают наиболее близкое им и подтверждают свой выбор 2-3 аргументами:
1. Any true artist creates his works for people and they should be attractive to everyone.
2. Any true artist creates his works in order to express himself and doesn’t care about their attractiveness to people.
Таким образом, применяя данную технологию на уроках иностранного языка, учитель может добиться того, чтобы у учеников не только повысился интерес к процессу обучения, но и активизировалась способность анализировать и систематизировать информацию, делать определенные выводы и выражать собственную точку зрения. «Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем мире» [2, с. 77].
Список литературы:
- Баранова, В. Н. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Применение стратегии «чтение с остановками» при анализе художественного произведения [Электронный ресурс] / В. Н. Баранова // – URL:www.scienceforum.ru/2013/18/4117# (дата обращения 7.05.2018).
- Истомин, А. В. Инновационная педагогическая технология – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [Текст] / А. В. Истомин// Эксперимент и инновации в школе, 2009. – с. 74-77.
- Трапезникова, Г. А. Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической политике [Текст] / Г. А. Трапезникова, Ф. Я. Хабибуллина // Вестник Марийского государственного университета, 2017. №2 (26).– с.45-52.
- Юлик, О. А. Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку [Текст] / О. А. Юлик // Молодой ученый. – 2014. – №2. – с. 890-892.
- Maugham, W. S. The Moon and Sixpence [Text] / W. S. Maugham. – Санкт-Петербург: Каро, 2013. – 384 p.
Оставить комментарий