Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(31)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Дягилева Е.В. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/110610 (дата обращения: 16.04.2024).

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дягилева Елена Владимировна

магистрант Тольяттинского государственного университета,

Россия, г. Тольятти

Рисунок - вид графики и также основа всех видов изобразительного искусства. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам.

В процессе изображения мир познаётся и изучается и это познание происходит различными способами и в различных формах.

Занятие рисованием - одна из ведущих форм познания мира и для взрослых, и для детей. Оно осуществляться на основе непосредственного наблюдения натуры, по памяти, представлению и по воображению.

Рисование с натуры является ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего школьного курса «Изобразительное искусство». Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, её сторон, как форма, пропорции, объём, цвет, материал, освещённость, положение в пространстве, перспективное сокращение размеров предметов. Следствием занятий рисованием является комплексное развитие рационального и эмоционально-чувственного восприятия в познавательном процессе.

В XIX в. ученые обратили внимание на детское творчество в целом и детский рисунок, в частности. Так, педагоги А. Коменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что процесс рисования «доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы». Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также как первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству.

Интерес к особенностям рисования детей возрасталв конце XIX — начале XX столетия. Рисование стало рассматриваться как деятельность, способствующая раскрытию потенциала ребенка и помогающая понять его творческое развитие, не зависящее от воспитания и обучения. Рассматривался не процесс усвоения детьми изобразительных умений, навыков, а естественно протекающее, спонтанное развитие детского творчества.

В этот период в экспериментальной психологии и художественной педагогике велись поиски эффективных методов и средств развития детского творчества. Об этом свидетельствуют работы, рассматривающие детский рисунок, как присущую детям форму отражения явлений действительности. Начиная со второго и третьего десятилетия XX в., исследователи анализируют содержательно-смысловую сторону рисунка, поскольку появились данные исследований детской психологии о психике ребенка в сопоставлении с психическими проявлениями животных. Тогда изучалась биологическая сторона творческого развития детей, без влияния на неё внешних факторов. Это дало основания развитию биогенетической теории детского творчества.

Исследователи детского творчества анализировали его с различных сторон. Одни считали рисунок ребёнка изобразительным рассказом, игрой, связывая его с психологическими мотивами (К. Риччи, К. Бюллер, Ж. Люке, Е.А. Флерина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Пейер, С. Лэнглер, Д. Бленд, Т. Казакова, С.Л. Рубинштеин, М.Н. Шардаков)

Другие говорили о важности стимулирования творчества путем действенного проживания и сотворческой практики (Б. Джефферсон, Т.Л. Копцева, А. Мелик-Пашаев, Л.В. Парамонова).

Изучали также способность к изображению (Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов) и одарённость и другие факторы, влияющие на творчество (Р. Г. Казакова, Ф. Бейер).

Некоторые исследователи связывали этапы творчества с культурно-историческими периодами развития искусства и считали родовой фактор влияющим на рисунок детей (К. Лампрехт, Г. Кершенштейнер, А.В. Бакушинский)

Исследовалась и психология детского рисования (Л.С. Выготский, Е.С. Кондахчан, Е.И. Игнатьев, К. Риччи, Г. Кершенштейнер, К. Лампрехт, А.В. Бакушинский), определялась возрастная доступность решения определенных детских изобразительных задач (Е.И. Игнатьев, К. Риччи, А.В. Бакушинский, Б.П. Юсов). Наряду с этим направлением возникла необходимость в исследовании способностей детей к изобразительной деятельности (Е.И. Игнатьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Киреенко, Ю.А. Полуянов).

Отмечалась важность игры, без руководства в элементарной школе, создания условий (Ф. тало, Ф. Чижек) и роли категорий искусства в творчестве (линейность, красочность, пространственностьи плоскостность, характер изображенных форм, применяемых ребенком средств (Г. Вельфлин).

Было и такое мнение, что космос влияет на ребёнка, а творчество ребёнка бессознательно (Г. Гартлауб)

Акцент у некоторых ставился на закономерности и социальной значимости творчества, где результат – особый материальный продукт произведение искусства (Д. Лилов, В.Г. Злотников, Л. С. Выгодский, В.С. Кузин).

Многие высказывались о необходимости обучения рисованию, подбору методов, упражнений, наличия комплекса знаний, умений и навыков для самостоятельного творчества. Это такие известные деятели искусства, как Л. Тедд (развитие механических навыков рисования), М. Монтессори (развитие сенсорных навыков), это Р. Мюллер, Р. Майне, А. Волкова, И.Я. Лернер, Б.М. Теплов, Н.Н. Фомина и др.

Художники-педагоги XX в. продолжают развивать традиции реалистического рисунка и создают много нового в области рисунка авангардных направлений.

Известно, что у детей очень сильна связь между сознательным и бессознательным. Они не сдерживают чувства и выплескивают их в рисунке, игре, фантазиях. Кроме развития ребенком мелкой моторики, а вместе с ней памяти, речи, мышления, он еще и выражает свои эмоции.

Современное информационная структура общества требует качественно новый подход к образованию.

В 2016 году был опубликован Атлас новых профессий, составленный фондом Сколково. В этом «Атласе» к основным навыкам и умениям относятся не только навыки системного мышления, программирования и бережливого производства, но и навыки художественного творчества. Изобразительное искусство развивает эти навыки (системное мышление и художественное творчество).

Кроме того, в атласе новых профессий фонда Сколково. отражено значение над-профессиональных навыков рисования в современных условиях и в профессиях будущего. Навыки художественного творчества необходимы дизайнеру носимых энергоустройств (Энергогенерация и накопление энергии), консультанту по здоровой старости (медицина), проектировщику «умной среды» (новые материалы и нанотехнологии), дизайнеру виртуальных миров (ИТ-СЕКТОР), архитектору «энерго-нулевых» домов (строительство), проектировщику детской робототехники (робототехника и машиностроение), координатору программ развития сообществ и персональному бренд-менеджеру (менеджмент). В индустрии детских товаров и сервисов навыки необходимы архитектору транс-медийных продуктов, управленцу детским R&D. В сфере образования, эти навыки необходимы модератору, разработчику образовательных траекторий, организатору проектного обучения, игро-мастеру и игро-педагогу и т.д.

Актуальность развития навыков рисования в обобщении историко-методологического опыта в области педагогики объемно-пространственного рисунка в системе предпрофессионального образования и обновления системы обучения объемно-пространственному рисованию с учетом современных условий и технологий в области художественной педагогики не вызывает сомнений.

Достижения художественного образования России признаны во всем мире. Доступность дополнительного образования детей, кроме обучения, воспитания, творческого развития личности ребенка, позволяет решать ряд серьезных социальных проблем: организация занятости детей, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков

На сегодняшний день решение вопросов художественно-эстетического воспитания, приобщения детей к культуре, воспитывая в них будущих профессионалов следует рассматривать одним из важных направлений культурной политики российского государства.

В решении этих задач огромную роль имеют детские художественные школы. Выполняя функции общего художественно-эстетического развития и воспитания, они обеспечивают раннее выявление одарённых детей и, что важно, создают условия для их профессионального определения.

Основой стойкого интереса детей к художественному творчеству является владение определенными изобразительными навыками, начинающими развиваться на занятиях в детском дошкольном учреждении, а далее в начальном и среднем звене общей школы.

Началом развития навыков объемно-пространственного рисования в системе общего образования являются теоретические, исследовательские и программные труды В.С. Кузина, выраженные в программах для школ, методических рекомендациях, разработках рабочих тетрадей по рисованию и т.д. В программах заложены возможности формирования у обучающихся начальных умений и навыков, универсальных способов изобразительной деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные образовательным стандартом. Основными видами занятий по программе В.С. Кузина являются рисование с натуры, по памяти, по представлению и воображению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция); декоративная работа; лепка; аппликация с элементами дизайна; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Однако, для формирования устойчивого интереса к изобразительному творчеству этого недостаточно. Школьнику, обладающему сформированными основами художественных представлений, необходимо показать путь дальнейшего развития в художественной школе, где задачей рисования будет является развитие художественного мышления, понимания выразительного языка искусств и его функций. Дети среднего возраста способны и готовы осваивать явления художественной культуры. Поэтому учащимся важно дать систему знаний, научить элементарным умениям и навыкам в этой области.

Учащийся художественной школы проходит путь постижения искусства, от эмоций - через знания - к осознанию и убеждению. Получается система понимания содержания искусства, дающая возможность не только освоить, понять, но и осмыслить систему общечеловеческих ценностей.

Для решения вопросов формирования устойчивых навыков рисования автором статьи разработана система развития навыков объёмно-пространственного рисования у учащихся среднего школьного возраста на занятиях по рисунку в условиях учебного учреждения системы дополнительного образования.

Главной задачей процесса рисования с натуры в художественной школе является: активизация умственной деятельности, т.е. сформировать полное представление о предмете, приучить мыслить и целенаправленно вести наблюдение. Изучение формы предмета, это не только знакомство с внешней формой, а ещё с понятиями, выраженными этой формой, ее конструктивный анализ, изучение пропорций, пространственного положения.

Задачи обучения: научить изображать симметричную форму предметов; обучить приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими); выработать навыки работы в монохроме; дать основы композиционных правил и приемов; с помощью упражнений (зарисовок с натуры) обучить графическим техникам (штриха, мазка, лессировки) и использованию разных графических материалов.

Система развития навыков объёмно-пространственного рисования у детей среднего школьного возраста включает учебный комплекс, содержащий три компонента: знаниевый, практический, эмоциональный.

Принципами являются: от простого – к сложному, чередование теории и практики, развитие определённых группы навыков, чередование с упражнениями, чередовалась и длительность выполнения заданий, последовательность и преемственность, принцип от простого к сложному. Подобран наглядный материал в соответствии с программой и возможностями детей.

Основные виды деятельности, это рисование с натуры, по памяти и по представлению, упражнения, эксперименты, решения кроссвордов, уроки-тренинги, уроки-игры, уроки-беседы и т.д.; ведение альбома для зарисовок, вклеивания инструкций и записей. Программой предусмотрены уроки коллективной деятельности, уроки - просмотры, работа в парах, что развивает навыки речевые и навыки поведения.

Первый, знаниевый этап развития навыков соответствует первому разделу представленной программы. Дальнейшему обучению необходим фундамент знаний для обучения. Он невозможен без применения наличных житейских знаний, умений и навыков. Учащиеся осмысливают овладение действием и готовятся к следующему этапу –этапу упражнений.

Применение пока лишь мысленное, воображаемое, т.к. на этом этапе учащиеся развивают в основном навыки мыслительные и сенсорные (восприятия). Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного не простое воспроизведение, а применение его в приблизительно новых условиях. Для применения знаний, умений и навыков учитывались межпредметные связи, т.к. действия с реальными объектами требуют учёта знаний по разным учебным предметам. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль. Теоретическая часть урока ИЗО 10-15 минут. Остальное же время практика с элементами эксперимента.

Второй этап развития навыков соответствует второму разделу представленной программы обучения изобразительному искусству – раздел практического освоения средств художественной выразительности. Он начинается с использования знаний, полученных на первом этапе обучения, это овладение изобразительно-выразительными средствами рисунка (линия, точка, штрих, пятно) и художественными материалами. Использование разных художественных материалов и техник обогащает образный язык изобразительного искусства и способствует активному формированию двигательных навыков, необходимых в изобразительной деятельности. Лишь в процессе эффективного усвоения и практического применения специальных художественных знаний, умений и навыков возможно развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством.

В этом разделе основной метод краткосрочных упражнений, чередующихся с длительными заданиями, обобщающими пройденный учебный материал. В учебной программе в художественной школе упражнениям отведено мало времени, а на эстетическом отделении они применяются по инициативе преподавателя в соответствии с темой урока. При их выполнении, дети не просто многократно повторяют учебные действия, но обязательно осознанно, с целью понимания этапов в изображении.

Целью упражнений является приучать учеников к выполнению норм и правил, демонстрировать способы совместной деятельности и общения; неоднократное повторение и закрепление ценных способов деятельности по образцу. Этот этап сложный и утомительный в деятельности, т.к. рисунок скучен, объекты в рисунке одноцветны, ведь важные средства тон, линия, штрих, точка, пятно. Здесь преподавателю необходимо творчески подойти к учебному процессу (например, используя соревнования, эксперименты), а если говорить о преподавании подросткам, то тем более. Легко увлекающиеся, но устающие от однообразной работы, они могут навсегда отказаться от изобразительной деятельности, Желаний много, но для выработки навыков не хватает усидчивости. А ведь только трудолюбием, многократными повторениями достигаются высокие результаты.

Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение является либо единственной процедурой, в границах которой выполняются все компоненты процесса обучения (уяснение содержания действия, его закрепления, обобщения, автоматизации), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнению и обеспечивают начальное усвоение состава действия и предварительное закрепление его. В этом случае упражнение способствует завершение уяснения и закрепления, а главное, обобщения и автоматизации, что приводит к полному овладению действием и превращая его, в зависимости от меры автоматизации в умение или навык. Упражнения может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе

Необходима адекватность упражнений, т.е. их соответствие тому виду учебной деятельности, применяемой на данном уроке. Кроме того, адекватность упражнений, есть ещё соответствие характеру формируемого навыка. Например, если целью урока является формирование речевого навыка, то это может быть ответ на вопрос в устной форме.

Последовательность упражнений такова, что предыдущее упражнение было опорой для следующего, а урок планировался от простого к сложному.

Из форм применения упражнений использовались: режим, учебное поручение, практические занятия по культуре поведения, организация ситуаций для положительных поступков.

Этапы реализации упражнений включают:1. Постановка задачи, выработка чёткой программы; 2. Демонстрация образца изучаемой формы поведения, выделение отдельных действий; 3. Пробное выполнение действий, их коррекция; 4. Закрепление порядка и способа выполнения действия; 5. Оценка достигнутого, оценка результатов; 6. Ориентация учащихся на повседневное использование приобретённого навыка (мотивация)

К условиям эффективного использования упражнений относятся:

1. Осознание учащимися социальной значимости качества, вырабатываемого педагогом;

2. Учащиеся чётко представляют конечный результат упражнения;

3. Систематичность и последовательность организации упражнений;

4. Посильность и постепенное усложнение упражнений;

5. Взаимосвязь с другими методами.

Каждое упражнение опирается на комплекс методов и методических приемов. Важен выбор формата для быстрого выполнения, это 1\4 А4. Форма для изображения-простая, содержащая одну геометрическую фигуру (шарообразную, цилиндрическую, конусообразную). Время для выполнения упражнения сокращено (15-20 мин.), но с условием его повторения не менее 3-х раз. Сначала вместе с понятием, проговаривая, объясняя, показывая. Далее копирование схемы-плана учебных действий, розданной каждому в виде таблички-подсказки (инструкция выполнения заданий). Она понятна для восприятия, схематична, проста в использовании, вклеена в блокнот и ежедневно находящаяся перед глазами, т.к. главный принцип в ИЗО - наглядность. Наглядные пособия разнообразны и по размеру, и по назначению. Используются и специально разработанные пособия, это динамичные открытки. Большой вариант открыток А3– для фронтального восприятия учащимися, а небольшого размера – для индивидуального восприятия, раздающиеся на каждую парту.

Организовывалось наблюдение группы за действиями преподавателя, разбор, заучивание алгоритмов с показом образцового выполнения учебного действия. Его в начале занятия полезно делать дважды: первый – образцовый в реальном темпе, второй – пооперационный, медленный, с объяснениями, что, как, почему, в каком порядке, т.е. обучающий. Потом могут потребоваться и повторные показы. Выполнение и проверка с обсуждением. Домашнее задание, это выполнение по образцу. По мере такого овладения практическими умениями, учащиеся продолжают знакомиться с новыми понятиями, но в основном развивают мыслительные, механические и сенсорные навыки, необходимые при выполнении объёмно-пространственного изображения.

Во второй раздел программы включены также натурные постановки. При изучении объемно-пространственных форм у детей объединяются имеющиеся знания и умения и навыки пространственных форм. Они обобщают тот опыт, который был получен в процессе краткосрочных упражнений. В постановках учитывалась посильность выполнения задания и повторения неоднократно для закрепления во внеурочное время. Также учитывался выбор объекта изображения, чтобы привлечь внимание начинающего художника. На основе исторического опыта преподавания рисования у этого возраста, он должен в основе иметь одну геометрическую фигуру. Привлекательными объекты изображения могут сделать сами учащиеся с помощью плоских ленточных вставок, которые менялись, создавая свой интересный образ.

Натурные постановки не случайны, а с возрастающей на каждом уроке трудностью учебной задачи. Для того, чтобы учащиеся умели правдиво изобразить натуру их надо научить наблюдать, анализируя и синтезируя, т.к. в учебном рисунке это играет базовую роль. Рисуя важно понимать законы строения предмета, конструкцию, форму, пропорции и т. д., видеть их в натуре, приучать детей сочетать процессы анализа и синтеза (процессы деления целого на части и обратного их воссоединения в единое целое).

Анализ натурных постановок осуществлялся при максимальной активности учащихся. Ведь обсуждение и дискуссия являются основными методами организации коллективной познавательной деятельности детей при использовании дидактических игр. Вопросы к учащимся и ответы к ним, услышанные всем классом– это также является повторением учебного материала, что способствует автоматизации навыка, его главной характеристике.

Педагогический рисунок – важнейшая составляющая часть учебного процесса на уроках ИЗО, служащий наиважнейшим средством активизации внимания, мышления, памяти детей, средством воспитания интереса к рисованию. Он сочетался с показом разных наглядных пособий. Соблюдались требования к качеству педагогического рисунка, это быстрота, выразительность и лаконичность изображения. Использовались все его виды в зависимости от педагогической ситуации: на доске для фронтального показа всему классу, на полях работы для показа одному учащемуся, чтобы не отвлекать весь класс и на самой работе ученика для исправления ошибок.

Во время рисования с натуры напоминалось детям о важности сравнения рисуемого предмета со своим рисунком (изображались несложные формы- флажки, шары, фрукты, овощи, любимая игрушка). Небольшая по размеру модель располагалась на столе. ученикам давалось его потрогать и рассмотреть со всех сторон, затем ставилась на определенное место и выполнялся в разных техниках и материалах (мелки, фломастеры, карандаш, краски) в зависимости от поставленных задач. Иногда отдавалось предпочтение работе с кистью без контура, это способствовало созданию условий для развития у детей свободы движений руки, смелости в работе, передаче тона.

Отметим, что обучение рисованию с натуры основано на ознакомлении учащихся с теоретическими положениями реалистического изображения и их закрепление в ходе выполнения практических упражнений. К теоретическим знаниям, которыми должны овладеть учащиеся на этих уроках, относятся: знание конструктивного строения геометрических тел и сознательное применение этих знаний при изображении предметов сложной, комбинированной формы; знания линейной и воздушной перспективы; основ композиции, цветоведения.

Натурная постановка обсуждалась активно вместе с учениками. Анализ формы, конструктивного строения, пропорций, тона, распределение светотени на объектах изображения и окружающем пространстве, пространственное положения объектов натурой постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт), проводились от общего к частному, от главных частей к деталям, от деталей к основным частям. Анализ проводился в соответствии с указаниями учебной программы, с учётом имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков по предмету.

В содержание уроков рисования с натуры входит: объяснение темы занятия; анализ натурой постановки; вопросы к учащимся для проверки понимания и закрепления учебного материала; наглядный показ учителем и объяснение последовательности (поэтапное) выполнения рисунка; затем вопросы у учащимся для проверки понимания ими выполнения рисунка; самостоятельная работа учащихся; подведение итогов урока, анализ учителем 2-3 работ, отмечая положительное, отрицательное и работу всех в целом.

Рисование по памяти, по представлению (композиция) -рисование мира вокруг. Вид деятельности - рисование по представлению, также использовался на занятиях по программе. Он предполагает изображение предметов и явлений действительности, на основе существующего изобразительного опыта, приобретённого рисующим в предыдущей учебной деятельности, например, на уроках рисования с натуры. Он сложнее, чем рисование по памяти и с натуры. Уроки рисования по представлению проходят по иному принципу: изображается предмет или явление на основе работы памяти, т.е. с использованием зрительных представлений, полученных ранее с помощью наблюдений окружающей действительности и натурных зарисовок. В процессе такого рисования определенную роль играет воображение, умение изображать уже знакомые объекты в разных положениях и комбинациях.

Рисование по представлению основано на предварительных наблюдениях, с выполнением набросков, зарисовок с натуры. Так развиваются навыки изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности предметов. Этот процесс различен в зависимости от своего содержания, взаимоотношений наблюдения и воображения, тоже участвующем в рисования.

Третий компонент программы – эмоциональный. Он обобщает и систематизирует развитие всех видов навыков. На этом этапе применялись технологии и методы работы, основанные на постановке задач с проблемой или чёткими правилами действий (учёба-игра), мотивирующие учеников на активную деятельность, где важен сам процесс, а не итог урока.

Темы заданий имеют в своей основе игровые технологии, учитывают стремление подросткового возраста к соревнованиям, общению и т.д.- «Игра. Команды», «Ответ у доски», «Работа в паре», «Памятка художника» (тесты), «Я сам!» Преподавание ИЗО невозможно без использования на уроке игровых ситуаций и упражнений, способствующих развитию у школьников умений и навыков. Четко поставленная учебная задача даёт возможность педагогу объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Использование игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние детей. Эти моменты ученики воспринимают как игру, что даёт возможность учителю менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Форма упражнений использовалась, как изобразительная (рисунок, композиция), так устная (ответы по теоретическим вопросам, подготовка устных сообщений) и письменная (анализ произведений искусства).

На уроках ИЗО игры помогают решают одну или несколько задач. Отметим такие группы игр: на внимание, на развитие глазомера и наблюдательности; развивающие творческие способности; влияющие на эмоции и чувства; раскрывающие индивидуальные возможности ребенка.

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства:

- Игра “Узнай на ощупь”. Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму. Игровая задача: узнать предмет;

- Сравнение впечатлений. При сравнении развивается восприятие произведений искусства и речь учеников;

- Игры и упражнения на усвоение новых терминов, понятий и методов. Например, игра «Снежный ком», это повторение всех понятий, названных одноклассниками и добавлением нового своего.

Домашним заданиям учащихся в процессе развития навыков рисования придаётся огромное значение. т.к. повторение учёбе для развития любого из навыков – главное правило. Обсуждались домашние задания вместе с рисунками, выполненными по собственной инициативе (учёт их интересов).

Также использовался метод опроса в двух формах (анкетирование, беседа). Источник информации в нём - письменные или устные суждения ученика. Список вопросов подготавливался заранее. Использовались правила составления вопросов (порядок, группировка их в блоки и т.д.)

Письменный опрос (анкетирование), позволил одновременно работать со всеми учениками. Результаты опроса были статистически обработаны. Но для точности требуется грамотное составление анкет. Этот метод хорош в первичной ориентировке в изучении личности или группы.

В приеме демонстрации изображения соблюдался порядок: показ учебного материала сначала в рабочем темпе, затем показ его в замедленном темпе, далее показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости изолированный показ отдельных сложных движений. Заключительный показ в рабочем ритме с последующей проверкой уяснения учащимися показанного (пробное выполнение)

Диагностика обученности включает процесс контроля, проверки, оценивания, накопления данных статистики, их анализ, выявление динамики, прогнозирование развития учеников. Контроль осуществляется в практической, устной и письменной формах, а также в сочетании этих форм. Практические формы контроля на уроках ИЗО являются основными. И предварительный, и текущий, и тематический виды контроля с оценкой уровня развития помогает выявлению роста в развитии и выбору направления дальнейшего обучения. Методы контроля использовались, как письменные, такустные и практические. Форма организации фронтальная, индивидуальная. Оценка - показатель усвоения материала. Оценивать выполненное обязательна на каждом уроке, коллективно обсуждая. Это даёт возможность ещё раз повторить материал и закрепить навыки.

Сформированность знаний фиксируются через владение их элементами (понятиями, фактами, научной проблематикой, теориями, законами, закономерностями и правилами, методами и процедурами)

Система показателей обученности:

А) Показатели сформированности знаний, это:

Владение понятиями - их узнавание; определение, т.е. сопоставление терминов; раскрытие объема понятий, его характеристика; раскрытие содержания понятия, т.е. признаки объектов или явлений, отраженные в данном понятии); – установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе, т.е. выделение ассоциативных и иерархических связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем.

Владение фактами: -знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту учебного материала, времени и др.); - установление между фактами логической взаимосвязи (выделение иерархически-ассоциативных отношений между ними).

Владение учебной проблематикой: - узнавание проблемы обучения; - формулирование проблемы, в соответствии с представлениями о проблемной ситуации; -  наличие представлений о путях решения проблемы.

Владение теориями: - узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала); - раскрытие содержания теорий (характеристика базовых положений, доказательств, выводов); - характеристика действий, выполняемых в соответствии с теорией (представления о ее практических приложениях, прогностических возможностях и др.).

Владение законами, закономерностями и правилами: - узнавание закона, закономерности, т.е. соотнесение с контекстом изученного материала); - формулирование закона, закономерности, правила; - раскрытие содержания закона, закономерности (характеристика сущности, условий, границ проявления, применения); - характеристика действий, в связи с использованием закона, закономерности.

Владение методами и процедурами: - узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала; - раскрытие содержания метода, процедуры, т.е. характеристика действий, операций, в составе сущность метода, процедуры и логики в последовательности их применения); - характеристика условий применяемого метода, процедуры.

Б) Показатели сформированности умений и навыков:

Владение методами и процедурами:

- узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала; - раскрытие содержания метода, процедуры, т.е. характеристика действий и операций в составе сущности метода, процедуры и логической последовательности их применения); - характеристика условий использования метода, процедуры.

Уровни овладения учебными умениям и навыкам:

  • 1 уровень - учащиеся знакомы с характером действия, умеют выполнять его только при помощи учителя (взрослого);
  • 2 уровень - учащиеся умеют выполнять действие самостоятельно, но только по образцу, повторяя действия учителя или сверстников;
  • 3 уровень - учащиеся умеют свободно выполнять действия, с осознанием каждого шага;
  • 4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

Освоения средств художественной выразительности

Линия, штрих, пятно, точка, контраст, перспектива и т.д., ихосвоение – важное условие в развитии навыков объёмно-пространственного рисования.

Сформированность умений и навыков

Владение грамотой передачи формы, пропорций; знаниями элементарных основ реалистического искусства, начальными сведения о графике, живописи, скульптуре, ДПИ; умениями и навыками рисования с натуры в соответствии со средним школьным возрастом (сидеть за столом (мольбертом),держать лист бумаги, карандаш, кисточку; работать ими и т.д.); правилами композиции и пропорций изобразительной плоскости и изображения; передача пространства, используя методы и приемы рисования.

Педагогические условия, необходимые для развития навыков объёмно-пространственного рисования: развитие интереса к изучению ИЗО; сочетание систематического контроля за учебной деятельностью школьников с педагогической помощью им; воспитание у детей веры в их творческие силы; постепенное усложнение изобразительных задач, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей; обучение языку изобразительного искусства, освоение средств художественной выразительности; систематизированное использование рассказов и бесед о искусстве, активизирующих внимание ребёнка, эмоционально-эстетическую отзывчивость; подбор наглядного материала для изучения; использование на занятиях ИЗО технических средств обучения и специальных наглядных пособий; активное изучение детьми, руководимыми педагогом, натуры (наблюдения, рисование по памяти, краткосрочные рисунки по теме), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей; введение в урок творческих и проблемных задач; применение разных художественных материалов и техник.

К педагогическим условиям мы относим также наглядно-методические пособия. В представленной системе используются динамические наглядные пособия двух размеров, применяемых в зависимости от назначения. Небольшое пособие (1\4 А4) раздавалось для индивидуального применения, большое (А3)- для фронтального использования. Они имеют подвижные, контрастные взаимозаменяемые элементы, части изображения, манипулирование которыми позволяет учителю изменять изображения на плоскости. Эти пособия привлекали внимание детей, делали восприятие нового доступным и интересным. Динамическое пособие позволяло руководить восприятием детей, активизируя его и делая его осознанным.

Из существующих принципов достижения динамики в учебном пособии (аппликации, «карман», «чешуи», «ленты», «книги», мультипликации) использовались принципы аппликации, «кармана», «чешуи», «ленты», «книги-открытки».

У принципа аппликации части пособия, это плоскость – фон и элементы. Для динамики на такой плоскости важны способов крепления на вертикали.

Пособия со способом крепления «карманы» (прорезными, накладными) менее динамичны, т.к. передвижение элементов на плоскости ограничено количеством и расположением «карманов». Этот принцип использовался в пособии для объяснения нового или на закрепление уже пройденного.

Более динамично пособие с принципом «чешуи», когда плоскость для показа создавалась мини-полосками бумаги внакладку, как чешуя у рыб. Это использовалось при коллективном просмотре работ учащихся на уроке.

Принцип «ленты» - элементы пособия размещены на полосе бумаги (демонстрационная лента). Пропуская её через прорези в фоне (кадр в диафильме), отделяется важное в изображении. Возможен вариант динамического плаката, с одной или несколькими лентами.

Необычно пособие с принципом «книги», его формы страниц, разрезаны на полосы, из них составляется необходимая композиция пособия. Наложением страниц друг на друга меняется изображение, как в мультфильме.

В принципе мультипликации используются прозрачные пленки, позволяющие «наносить» рисунок на фон или изображение. Так демонстрировалось поэтапное выполнение изображения.

Показатели диагностики сформированности умений, это конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно поставленных задач в контексте обучения. Вместе с тем, в структуре действия выделяются общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого умения. Владение этими умениями служат объективные показатели сформированности умения:

– построение последовательности операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

– моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;

– выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;

– самоанализ результатов выполненных действий, составляющих данное умение, соответственно цели деятельности.

 

Список литературы:

  1. Атлас профессий будущего, Московская школа управления «Сколково» и Агенство стратегических инициатив, 2014 год.
  2. АтласНовыхпрофессий: официальныйсайт«10 Jobs Graduates Will Be Applying for from 2026». Газета «Independent», 8 авг. 2016 г.
  3. Сайт Фонда Сколково: http://www.i-gorod.ru16.Сайт Росстата: http://www.gks.ru/
  4. «Все работы хороши: профессии будущего». Журнал «Поп-механика», №9/2010 г.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.