Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(302)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Савкова Е.В., Муляк Д.Д. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА БРАЗИЛИИ:СИНТЕЗ НА ГРАНЯХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 6(302). URL: https://sibac.info/journal/student/302/362236 (дата обращения: 24.02.2025).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА БРАЗИЛИИ:СИНТЕЗ НА ГРАНЯХ

Савкова Елизавета Васильевна

студент, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева,

РФ, г. Краснодар

Муляк Дмитрий Дмитриевич

студент, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева,

РФ, г. Краснодар

Ладыкина Татьяна Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия им. В.М. Лебедева,

РФ, г. Краснодар

BRAZILIAN ART CULTURE: SYNTHESIS ON THE EDGES

 

Elizabeth Savkova

student, North Caucasus Russian State University of Justice named after V.M. Lebedev,

Russia, Krasnodar

Dmitry Mulyak

student, North Caucasus Russian State University of Justice named after V.M. Lebedev,

Russia, Krasnodar

Tatyana Ladykina

scientific supervisor, PhD, Associate Professor, North Caucasus Russian State University of Justice named after V.M. Lebedev,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

Культура Бразилии представляет собой сложный и многогранный феномен, сформировавшийся в результате длительного и динамичного процесса межкультурного взаимодействия. Этот процесс, начавшийся задолго до прибытия европейских колонизаторов и продолжающийся по сей день, обусловлен взаимопроникновением и синтезом трех основных культурных потоков: аборигенных индейских традиций, африканского наследия, привнесенного в период трансатлантической работорговли, и европейского, преимущественно португальского, влияния. Результатом этого сложного взаимодействия стало формирование уникального культурного ландшафта, характеризующегося синкретизмом, гибридизацией и постоянной трансформацией.

На протяжении своей истории Бразилия была ареной интенсивных культурных обменов, конфликтов и примирений. Коренные индейские народы, представленные многочисленными этническими группами с разнообразными языками, верованиями и образом жизни, сыграли ключевую роль в формировании первичного культурного слоя. Последующая колонизация португальцами привела к насильственному насаждению европейских культурных норм, религиозных практик и социальных институтов. Трансатлантическая работорговля, приведшая к переселению миллионов африканцев, внесла свой существенный вклад в бразильскую культуру, обогатив ее музыкальными традициями, религиозными культами, кулинарными особенностями и другими элементами африканского наследия.

В результате этого сложного исторического процесса сформировалась бразильская культура, отличающаяся исключительным синкретизмом и динамизмом.

ABSTRACT

Brazilian culture is a complex and multifaceted phenomenon formed as a result of a long and dynamic process of intercultural interaction. This process, which began long before the arrival of European colonialists and continues to this day, is due to the interpenetration and synthesis of three main cultural streams: indigenous Indian traditions, African heritage introduced during the transatlantic slave trade, and European, mainly Portuguese, influence. The result of this complex interaction was the formation of a unique cultural landscape characterized by syncretism, hybridization and constant transformation.

Throughout its history, Brazil has been an arena of intense cultural exchanges, conflict, and reconciliation. Indigenous Indian peoples, represented by numerous ethnic groups with diverse languages, beliefs, and lifestyles, played a key role in shaping the primary cultural.

 

Ключевые слова: динамический процесс, синтез, многообразие, диалог культур, внутренняя энергия, уникальность, самобытность, культура.

Keywords: dynamic process, synthesis, diversity, dialogue of cultures, inner energy, uniqueness, identity, culture.

 

Африканское влияние на культуру Бразилии огромно и многогранно, пронизывая практически все аспекты жизни, от музыки и танцев до религии и кухни. Это наследие, оставленное миллионами африканцев, привезенных в Бразилию в качестве рабов на протяжении нескольких столетий.

Важно понимать, что африканское влияние на бразильскую культуру не было однородным. Различные африканские народы, привезенные в Бразилию, имели свои уникальные культуры и традиции, которые смешивались и адаптировались к новой среде. Это привело к созданию богатого и разнообразного культурного ландшафта, который продолжает развиваться и по сей день.

Африканское наследие представляет собой фундаментальный компонент формирования бразильской культуры. Влияние многочисленных африканских этносов, насильственно перемещенных в Бразилию в период трансатлантической работорговли, прослеживается в самых разнообразных аспектах бразильской жизни, от музыкальных и хореографических традиций до религиозных практик и кулинарных особенностей. Этот вклад, однако, не был монолитным. Разнообразие африканских культур, представленных на территории Бразилии – от народов Йоруба и Фон до Банту и других – обусловило сложный процесс культурного синтеза, адаптации и трансформации, результатом которого стало формирование уникального и гетерогенного культурного ландшафта. Изучение африканского наследия в Бразилии – это ключ к пониманию ее уникальной идентичности.

Индейское наследие представляет собой фундаментальный, хотя и часто маргинализированный, пласт бразильской культуры и национальной идентичности. Несмотря на многовековую колонизацию и систематическое угнетение коренных народов, их культурное влияние, отличающееся поразительным разнообразием языков, традиций и космологических представлений, пронизывает различные сферы современной бразильской жизни. Капоэйра – это афро-бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики, танца, музыки и игры. Возникнув в Бразилии в XVI-XVII веках в среде африканских рабов, капоэйра представляет собой сложный социокультурный феномен, отражающий историю, традиции и философию афро-бразильской общины. Капоэйра характеризуется динамичными движениями, включающими удары ногами, подсечки, броски, акробатические элементы и уклонения. Музыка играет ключевую роль, задавая ритм и темп игры – жого. Беримбау – основной музыкальный инструмент, сопровождающий капоэйру, а атабаки и пандейру дополняют ритмический рисунок. Ладо – это песнопения, которые рассказывают истории, передают традиции и вдохновляют участников. Хода – это круг, образованный участниками капоэйры, внутри которого происходит жого. Дальнейшее исследование и сохранение этого наследия критически важны для комплексного понимания исторических процессов.

Традиционные индейские ремесла, такие как плетение, керамика, обработка дерева и камня, сохраняются в различных регионах Бразилии, хотя и подвергаются трансформациям под влиянием современных тенденций. Поддержка и развитие этих ремесел способствует сохранению культурного разнообразия.

Коренные народы Бразилии, несмотря на историческое угнетение и продолжающуюся маргинализацию, сохраняют свою культурную самобытность. Защита их прав, земель и культурного наследия является необходимым условием для построения справедливого и демократического общества.

Влияние европейской культуры на Бразилию, преимущественно португальской, является определяющим фактором в формировании бразильской идентичности. Этот процесс, начавшийся с колонизации в XVI веке, продолжается и по сей день, проявляясь в самых разнообразных сферах – от языка и религии до социальных институтов и художественных форм. Однако важно понимать, что это влияние не было односторонним процессом ассимиляции, а скорее сложным взаимодействием, приводящим к синтезу, адаптации и трансформации европейских культурных моделей в новом контексте.

Португальский язык, привнесенный колонизаторами, стал официальным языком Бразилии и основой для формирования бразильского варианта португальского, обладающего своими уникальными фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями. Европейская литературная традиция, включая классицизм, романтизм и модернизм, оказала значительное влияние на развитие бразильской литературы, способствуя формированию национальной литературной школы.

Католицизм, привнесенный португальскими миссионерами, стал доминирующей религией в Бразилии, однако подвергся процессу синкретизма, взаимодействуя с африканскими и индейскими верованиями, что привело к появлению уникальных афро-бразильских религиозных культов. Одним из наиболее известных бразильских религиозных культов является кандомбле. Возникший в среде афро-бразильского населения, кандомбле вобрал в себя верования йоруба, фон и банту, адаптированные к условиям рабства и синкретизированные с католическими святыми. Особенностью кандомбле является поклонение ориша - божествам, олицетворяющим силы природы и человеческие качества. Например, Иеманжа – богиня моря, ассоциируемая с Девой Марией, Огун – бог войны и железа, часто отождествляемый со Святым Георгием, и Шанго – бог грома и молнии, синкретизированный со Святой Варварой. Ритуалы кандомбле включают в себя песнопения, танцы, жертвоприношения животных и использование транса для общения с ориша.

Другим важным культом является умбанда. Отличающаяся от кандомбле большей степенью спиритизма, умбанда фокусируется на общении с духами умерших, которые выступают в роли посредников между людьми и божественным. В умбанде выделяются различные категории духов, такие как кабоклос (духи коренных жителей), претос вельюс (духи мудрых предков) и эксус (духи-посланники). Ритуалы умбанды включают в себя сеансы медиумизма, гадания и целительство.

Кроме того, в Бразилии распространены культы, основанные на верованиях коренных народов, такие как католицизм кабокло – синкретическая религия, сочетающая элементы католицизма с шаманизмом и почитанием духов природы. Эти культы часто практикуются в изолированных общинах и сохраняют множество древних традиций.

Амазонские джунгли, с их захватывающей дух биоразнообразностью, непроходимыми чащами и мистической атмосферой, играют значительную роль в формировании бразильской культурной идентичности. Образ Амазонии, как источника вдохновения и символа национальной самобытности, нашел отражение в различных формах художественного выражения, включая литературу, живопись и музыку.

Литературные произведения, посвященные Амазонии, часто исследуют темы взаимодействия человека с природой, борьбы за выживание в экстремальных условиях, а также мифологические и магические аспекты джунглей. Романтизированный образ "благородного дикаря", живущего в гармонии с природой, контрастирует с изображением разрушительных последствий колонизации и эксплуатации природных ресурсов. Произведения таких авторов, как Жозе де Аленкар (в частности, его роман "Ирасема"), являются ярким примером романтизации индейской культуры и мифологизации амазонской природы. Современные авторы, такие как Милтон Хатум, исследуют более сложные и проблематичные аспекты взаимодействия человека и природы в Амазонии, обращая внимание на экологические проблемы и социальные конфликты.

Образ Амазонии, как неотъемлемой части бразильской территории и источника национальной гордости, играет важную роль в формировании коллективной идентичности. Однако, наряду с романтизацией и мифологизацией, возрастает осознание необходимости сохранения этого уникального природного региона и защиты прав коренного населения. Современное искусство все чаще обращается к темам экологической ответственности и устойчивого развития Амазонии, подчеркивая ее значение не только для Бразилии, но и для всего мира.

Художественная культура Бразилии предстает не как статичный результат смешения различных влияний, а как сложный, динамичный процесс непрерывного взаимодействия и трансформации. Уникальность бразильского искусства обусловлена не механическим суммированием элементов различных культур, а их органичным синтезом, порождающим новые, самобытные формы художественного выражения. Многообразие культурных традиций – от индейских и африканских до европейских – служит неиссякаемым источником вдохновения и питательной средой для художественного творчества. Открытость миру и постоянный диалог с другими культурами способствуют обогащению и обновлению бразильского искусства, делая его ярким и самобытным явлением мировой культуры. Стремление к самообновлению, присущее бразильской художественной культуре, гарантирует ее дальнейшее развитие и способность отражать динамично меняющуюся действительность.

 

Список литературы:

  1. Пастухов Д. А., Субичус Б. Ю. «Культура Бразилии» // Издательство «Наука». – 1981
  2. Мартынов Б. Ф. «Бразилия – гигант в глобализирующемся мире» // Издательства «Наука» , « Институт Латинской Америки РАН» – 2008

Оставить комментарий