Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(301)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Негай Е.И., Бериева А.В. СЮРРЕАЛИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЛИЯНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 5(301). URL: https://sibac.info/journal/student/301/360957 (дата обращения: 24.02.2025).

СЮРРЕАЛИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЛИЯНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Негай Елизавета Игоревна

студент, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия,

РФ, г. Краснодар

Бериева Алина Витальевна

студент, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия,

РФ, г. Краснодар

Ладыкина Татьяна Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук., доц., Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия,

РФ, г. Краснодар

SURREALISM AND PSYCHOANALYSIS: INTERRELATION AND INFLUENCE ON ARTISTIC EXPRESSION

 

Elizabeth Negai

student, North Caucasian branch of the Russian State University of Justice,

Russia, Krasnodar

Alina Berieva

student, North Caucasian branch of the Russian State University of Justice,

Russia, Krasnodar

Tatiana Ladykina

scientific supervisor, PhD in Philosophy, Assoc. Prof., North Caucasian branch of the Russian State University of Justice,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между сюрреализмом и психоанализом, а также их влиянию на художественное выражение в XX веке. На основе работ таких основных представителей сюрреалистического движения, как Андре Бретон и Сальвадор Дали, рассматриваются ключевые аспекты психоанализа Зигмунда Фрейда, включая концепцию бессознательного и интерпретацию снов. В статье анализируются техники автоматизма и их применение в сюрреалистическом искусстве, а также то, как разрушение границ между реальным и воображаемым позволяет художникам исследовать внутренние миры людей. Авторы подчеркивают, что влияние сюрреализма простирается за пределы живописи, охватывая литературу и кино, акцентируя внимание на том, как данные две дисциплины взаимно обогащают друг друга. В заключение подводятся итоги важности взаимодействия этих двух художественных и психологических направлений, открывающих новые горизонты для понимания человеческой природы и творческого процесса.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the relationship between surrealism and psychoanalysis, as well as their influence on artistic expression in the 20th century. Based on the works of such major representatives of the Surrealist movement as Andre Breton and Salvador Dali, key aspects of Sigmund Freud's psychoanalysis are examined, including the concept of the unconscious and the interpretation of dreams. The article analyzes the techniques of automatism and their application in surrealist art, as well as how the destruction of boundaries between the real and the imaginary allows artists to explore the inner worlds of people. The authors emphasize that the influence of surrealism extends beyond painting, encompassing literature and cinema, focusing on how these two disciplines mutually enrich each other. In conclusion, the importance of the interaction of these two artistic and psychological trends is summarized, opening up new horizons for understanding human nature and the creative process.

 

Ключевые слова: сюрреализм, художественное течение, XX век, искусство, живопись, литература, кино, театр, социально-политические изменения, Первая мировая война, Вторая мировая война, человеческая психика, психоанализ, Зигмунд Фрейд, подсознание, взаимосвязь, художественное выражение, сны, невольные действия, подсознание.

Keywords: surrealism, artistic movement, XX century, art, painting, literature, cinema, theater, socio-political changes, World War I, World War II, human psyche, psychoanalysis, Sigmund Freud, subconscious, interrelation, artistic expression, dreams, involuntary actions, subconscious.

 

Сюрреализм как художественное течение, возникшее в начале XX века, оказало значительное влияние на различные сферы искусства, включая живопись, литературу, кино и театр [3, с. 24]. Развиваясь в контексте социально-политических изменений, которые сопровождали Первую и Вторую мировые войны, сюрреализм стал ответом на условия времени, став стремлением к более глубокому пониманию человеческой психики. Одним из ключевых факторов, определивших формирование сюрреализма, стало его тесное взаимодействие с психоанализом, который был в начале XX века воздвигнут Зигмундом Фрейдом как новая концепция изучения подсознания. Данная статья направлена на изучение взаимосвязи между сюрреализмом и психоанализом, а также на то, как эта связь повлияла на художественное выражение.

Психоанализ, предложенный Фрейдом, стал новаторским способом понимания человеческой психики, в частности, того, что скрыто от сознания. Эта идея о том, что сны, невольные действия и другие аспекты подсознательной жизни могут содержать значения, которые важны для понимания личной и общей психологии, была крайне привлекательна для сюрреалистов.

Сюрреалисты, такие как Андре Бретон, нашли в психоанализе идеальную платформу для своих художественных экспериментов. Они разделяли мнение, что доступ к миру подсознательного – это ключ к истинной реальности. В своем "Сюрреалистическом манифесте" Бретон обозначил важность бессознательного как источника творчества, утверждая, что искусство должно свободно исследовать психологические глубины человека. Это требование сыграло значительную роль в формировании сюрреалистической эстетики и принципов работы.

Одной из наиболее характерных техник сюрреалистов стал автоматизм – метод художественного выражения, при котором художник стремится запечатлеть поток своего сознания, не поддаваясь контролю со стороны сознания. Этот метод в значительной степени основывался на фрейдистских концепциях, позволяющих освободить гложущие страхи, желания и эмоции. С помощью автоматизма художники искали неожиданные, порой абсурдные комбинации образов и форм, созданные спонтанным способом [4, с. 394]. Бретон, Макс Эрнст, Сальвадор Дали и другие лидеры движения, использовали автоматизм как способ избежать ограничений рационального мышления и обратиться к более глубоким и интуитивным аспектам человеческого опыта.

Еще одной важной связью между сюрреализмом и психоанализом является аспект использования снов. Фрейд в своих трудах о толковании снов описывал сны как «королевскую дорогу к бессознательному» [2, с. 503]. Сюрреалисты стремились запечатлеть образы снов в своем искусстве, жаждя показать мир, который существует за пределами логики и рациональности.

Для сюрреалистов, средства изображения снов создавали возможность для изучения человеческой природы в ее самых загадочных проявлениях. Работы таких художников, как Дали со своим знаменитым «Сном» или Макса Эрнста с его натуралистическими пейзажами, напоминали о том, как сны способны указывать на подавленные желания и конфликты. В этом контексте сюрреализм может рассматриваться как попытка визуализировать внутреннюю реальность, которая часто остается скрытой в сознательной жизни человека.

Сюрреализм также поставил под сомнение традиционные представления о реальности, стремясь размыть границы между сном и бодрствованием, реальным и воображаемым. Это обращение к непостоянной природе восприятия оказалось особенно важным в контексте бурного времени, когда множество людей искали альтернативные объяснения тревогам своего существования.

Работы сюрреалистов исследуют слияние реального и фантастического, что привлекает к ним зрителя. Например, картины Дали полны объектов и действий, которые нарушают привычные законы физики. Эти искусства не только исследуют внутренние миры индивидуумов, но и позволяют открыть новые грани восприятия реальности в более широком масштабе.

Влияние связи сюрреализма и психоанализа не ограничивалось лишь рамками данного течения. Сюжетные и визуальные приемы, представленные сюрреалистами, прошли в кино, архитектуру и литературу. Например, такие фильмы, как «Антихрист» Ларса фон Триера и «Синий бархат» Дэвида Линча, являются ярким примером того, как сюрреалистические техники и методы могут сочетаться с элементами психоаналитической теории [1, с. 21].

Литература также восприняла этот психоаналитический подход. Например, произведения Франца Кафки и Марселя Пруста, с их акцентом на внутренние размышления и подавленное желание, демонстрируют взаимодействие между сюрреалистическими темами и психоаналитическими концепциями.

Сюрреализм и психоанализ представляют собой два мощных потока, оказавших значительное влияние на художественное выражение XX века. Взаимоотношения между ними позволили создать новые уровни реальности, где каждый зритель может взаимодействовать со своим подсознанием, исследуя его тайны и глубины.

Использование техник автоматизма, интерпретация снов, а также разрушение границ между реальным и воображаемым, сделали сюрреализм важным инструментом для самовыражения и понимания человеческой психики. Таким образом, сюрреализм не только стал важной частью искусства, но и привнес в него элементы психоанализа, что открывает новые горизонты для исследования человеческой природы и творческого процесса.

 

Список литературы:

  1. Альназарова Г. Ж. «Влияние психоанализа на формирование сюрреализма» // Журнал «Культурное наследие Сибири». – 2015. – №17. – С. 20-27.
  2. Ефремов Н. А. «Влияние психоаналитических концепций на искусство сюрреализма» // Журнал «Молодой учёный». – 2021. – №51 (393). – С. 501-504.
  3. Киселёва О. А. «Сюрреализм и психоанализ: художественная идеология» // Журнал «Интернаука». – 2022. – №6-1 (229). – С. 24-26.
  4. Ревенко А.И. Влияние мастеров сюрреализма на творчество модельеров// Материалы Международной научно-практической конференции. Курск. – 2022. – С.392-398

Оставить комментарий