Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(299)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Ильяшенко Д.Д. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 3(299). URL: https://sibac.info/journal/student/299/359080 (дата обращения: 05.02.2025).

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТЕ

Ильяшенко Дарья Дмитриевна

студент, кафедра русского языка как иностранного, институт филологии и массмедиа, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

РФ, г. Калуга

Еремин Александр Николаевич

научный руководитель,

проф., д-р филол. наук, кафедра русского языка как иностранного, институт филологии и массмедиа; Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

РФ, г. Калуга

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются лингвистические средства, используемые авторами интернет-текстов для выражения своей позиции. В условиях быстрого развития информационных технологий и изменения форм общения авторская позиция становится важным элементом в восприятии текста читателями. Анализируются различные лексические и грамматические средства, такие как эмоционально-оценочная лексика, метафоры, личные местоимения и модальные глаголы, которые помогают авторам передавать свои чувства, мнения и убеждения. Исследование основано на контент-анализе интернет-текстов, опубликованных на популярных платформах, что позволяет выявить характерные черты авторской позиции и их влияние на взаимодействие с аудиторией.

 

Ключевые слова: интернет-тексты, авторская позиция, лингвистические средства, эмоционально-оценочная лексика, метафоры, дискурсивный анализ, контент-анализ, взаимодействие с аудиторией.

 

Современное общество все больше ориентируется на информационные технологии, что приводит к трансформации форм общения и изменению традиционных текстовых жанров. Одним из самых заметных изменений стали интернет-тексты, которые приобрели широкую популярность благодаря своей доступности и интерактивности. Лингвистические средства, используемые авторам в этих текстах, играют ключевую роль в выражении авторской позиции. В данной работе рассматриваются основные лексические и грамматические средства, которые авторы используют для конструирования своего мнения, а также их влияние на восприятие текста читателем.

Авторская позиция — это выражение глубинных убеждений, мнений и чувств писателя относительно обсуждаемой темы. В контексте интернет-текстов авторская позиция часто запрашивается не только через содержание, но и через тональность текста, выбор слов и структуру предложений. Согласно теории дискурса, авторская позиция формируется и передается через средства языка, которые определяют, как информация воспринимается читателями.

Авторская позиция в интернет-текстах часто выражается с помощью эмоционально-оценочной лексики. Слова с ярко выраженной эмоциональной окраской (например, "прекрасный", "ужасный", "вдохновляющий", "разочаровывающий") позволяют автору передать свои чувства и оценки по поводу обсуждаемой темы. Например, в блогах и социальных сетях использование подобных наративов служит инструментом для создания более близкой связи с аудиторией.

Метафоры и сравнения обогащают текст и делают авторскую позицию более убедительной. К примеру, автор, сравнивающий социальные изменения с "бурей", может передать степень своей озабоченности и серьезности ситуации. Таким образом, метафора служит не только языковым средством, но и способом манипуляции восприятием читателя.

Лексика, связанная с личным опытом автора, способствует формированию авторской идентичности. Использование местоимений первого лица ("я", "мы") создает интимную атмосферу и способствует близости с читателем. Автор может делиться своей историей, что помогает устанавливать доверительные отношения с аудиторией.

Грамматические конструкции, содержащие модальные глаголы (можно, следует, необходимо), позволяют автору выражать степень уверенности или сомнения. Например, фраза "Это необходимо делать" демонстрирует настоятельность позиции автора, в то время как "Это можно сделать" подразумевает возможность и некоторую степень неопределенности.

Порядок слов и структура предложений также являются важными средствами выражения авторской позиции. Использование риторических вопросов или противопоставлений служит целям управления вниманием читателя и акцентирования ключевых моментов. Например, вопрос "Разве это не важно?" привлекает внимание к теме и подчеркивает значимость обсуждаемого.

Сложноподчиненные предложения, где основная идея подчеркивается придаточными, помогают выделить различные аспекты аргументации. Это может способствовать углублению анализа и созданию более сложных смысловых конструкций. Например, фраза "Хотя многие критикуют данную инициативу, она может принести значительные преимущества" демонстрирует балансировку между противоположными мнениями и создает впечатление глубоко продуманного подхода.

Для практического анализа были выбраны интернет-тексты, опубликованные на популярных платформах, таких как блоги и социальные сети. Использовались методы контент-анализа и дискурсивного анализа, что позволило выявить характерные черты авторской позиции в текстах.

Рассмотрим фонетические средства выражения авторской позиции на примерах из текстов, опубликованных в проекте «Подслушано». Тексты, которые публикуются в интернете, не имеют ограничений по доступу. Проект «Подслушано» возник как паблик в социальной сети «ВКонтакте», а затем развился в мобильное приложение, запущенное в 2018 году.

У «Подслушано» есть собственный сайт и множество подписчиков в социальных сетях «ВКонтакте», «Telegram» и «Одноклассники». Однако самая большая аудитория у проекта наблюдается в группе «ВКонтакте».

На фонетическом уровне авторы часто используют звукоподражание, чтобы выразить свои эмоции: «И сколько вас ещё таких же глупых? ААА?!»; «И что теперь? Ахахах?»; «Родители теперь просто молча дают мне каждый месяц денег, лишь бы я просто училась и больше не «работала». Хи-хи».

Также часто встречаются:

- повторы букв: «Просто бесит, когда разбалованные собаки смотрят глазами попрошаек, мол, ну даааааай кусочек, дааай, дааай!!!»; «Дааа, вот Рождество - праааааздник, ага!» (с долей сарказма);

- графические средства: «Как оказалось, мой студенческий нашла её собака В СУГРОБЕ(!), когда они гуляли»; «Ещё один повод верить в добрых людей))»; «Сегодня у меня был очередной нервный срыв, и я поняла: Я НЕНАВИЖУ БУХГАЛТЕРИЮ»;

- интонационные средства: «Моя бывшая подруга - эгоистка до мозга костей!!!»; «Женщины не умеют дружить...»; «Я в шоке!».

Фонетико-графическими средствами в интернет-текстах достигается имитация разговорности. Такие приёмы используют, например, авторы блогов, чтобы «быть ближе» к читателю, создать ощущение диалога. Чаще всего используется фиксация звуковых эллипсисов, например: «Ща подразгребусь с делами, и всё буит»; «В чём, собсна, дело?»; «Какой те «оленевод», у тя ещё ребёнок маленький, с таким тока на тельмана и без заплывов)» [4, с. 25].

Таким образом, мы можем говорить о так называемом «разговорном интернете» с точки зрения фонетики. В сетевом общении постоянно наблюдаются попытки передать все особенности устной речи графически, включая эмоции, сокращённые разговорные фразы, нюансы произношения и интенсивность тона, что получило название «звуковое письмо».

Лингвистические средства выражения авторской позиции в интернет-текстах играют ключевую роль в формировании читательского восприятия и передаче смыслов. Эмоционально-оценочная лексика, метафоры, модальные конструкции и структура предложений становятся важными инструментами в руках авторов. Их использование позволяет не только уточнять и обосновывать собственную точку зрения, но и налаживать эмоциональную связь с аудиторией, что существенно влияет на успешность коммуникации в цифровом пространстве. Будущее исследований в данной области предполагает дальнейшее изучение изменений в языке, вызванных развитием интернет-культуры и коммуникации.

 

Список литературы:

  1. Михалев, И. А. Язык в Интернете: новый дискурс / И. А. Михалев. – Москва: Научный мир, 2016. – 215 с.
  2. Глебова, Е. Н. Лингвистика интернета: мировые тенденции и отечественная практика / Е. Н. Глебова. – Санкт-Петербург: Политехнический институт, 2018. – 180 с.
  3. Левченко, А. В. Авторская позиция в медиаполитике / А. В. Левченко. – Екатеринбург: Уральский университет, 2020. – 250 с.
  4. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – 3-е изд. – Москва: Искусство, 1970. – 400 с.
  5. Баранов, С. А. Введение в прагматику / С. А. Баранов. – Москва: РГГУ, 2012. – 280 с. 6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Москва: Искусство, 1986. – 480 с.
  6. Барышева С. Ф., КРЕАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ КАТЕГОРИИ РАЗГОВОРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / С. Ф. Барышева, Н. И. Клушина // Верхневолжский филологический вестник. - 2022. - №4 (31). - С. 23-29. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-resursy-kategorii-razgovornosti-v-sovremennoy-internet-kommunikatsii (дата обращения: 22.12.2024).
  7. Хуэйин Ц. Интернет-откровение как речевой жанр / Ц. Хуэйин // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). - 2024. - Вып. 1 (231). - С. 41–49.- URL:https://doi. org/10.23951/1609-624X-2024-1-41-49 (дата обращения: 22.12.2024).

Оставить комментарий